Согласно исследованию «Глобальный мониторинг предпринимательства», которое проводили ученые СПбГУ, среднестатистический предприниматель — мужчина, причём мужчин-бизнесменов примерно в полтора раза больше, чем женщин, пишет Тинькофф Журнал. В праздник женственности и весны мы запускаем проект о предпринимательницах, которые несмотря ни на что смогли создать своё дело и успешно им управлять.

Первая наша героиня – Александра Матохина, руководитель и идейный вдохновитель MatoPaper. Компания украшает витрины магазинов, стенды в торговых центрах, занимается созданием деталей офисного интерьера. Мы пообщались с Александрой о том, что такое современная мастерская и как превратить локальное дело в проект европейского уровня.

«Каждый наш проект это что-то необычное и уникальное, то, чего никто еще не делал и даже не думал, что такое можно сделать из бумаги и картона»,  указано на вашем сайте. Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея создания проекта?

Честно, у меня никогда не было идеи создать креативный бизнес. Это не более, чем стечение обстоятельств.

7 лет назад я с родителями переехала из Волгограда в Москву. Мне пришлось перевестись на последний курс по специальности «графический дизайн» и писать диплом в столице. Параллельно искала работу. Я не могла сделать это долгое время. Обошла приличное количество собеседований, но, к сожалению, никуда не брали. Ситуация была действительно тяжелая. Я искала творческую профессию, по специальности.

Конкретного опыта, кроме единичных фрилансовых заказов, у меня не было. Даже несмотря на то, что портфолио было неплохим, предложений всё равно не было. От безысходности я пошла делать ксерокопии возле метро. Правда проработала там всего пару дней.

Я увидела объявление о поиске персонала в мастерскую по изготовлению декораций из картона. Стажировка была бесплатная. Каждый день я тратила 5 часов на путь из Химок на Юго-Западную и обратно. Через месяц за минимальную заработную плату мне предложили стать администратором мастерской. Я, конечно же, согласилась, так как возможность пребывать в творческой среде была дороже денег. Так я проработала полгода. После – стали доверять выполнение заказов. Признаюсь, мне не очень нравилось там работать, казалось странным подобное построение бизнеса.

Через полгода я встретила своего будущего мужа и уже с дипломом вернулась к нему в Волгоград. Некоторое время я была фрилансером, работала по профессии. У меня было много заказов. Друзья узнавали о моем опыте работы в «картонной» мастерской и просили сделать что-то для них. Сначала елки в офис, потом маски для съёмки афиши, ножницы в салон красоты… Так, параллельно с графическим дизайном на кухонном столе, я вырезала из картона различные штуки. Работало сарафанное радио. Количество заказов росло. Через несколько месяцев я решила снять небольшое помещение для собственной мастерской.

Повторюсь, идеи создать «бизнес» у меня не было. Это слово к моему делу стали применять другие предприниматели только через 1,5-2 года после открытия студии. Спокойно резала себе и выполняла заказы. Главная цель была – покрыть аренду. Только через год у меня появилась команда. Всё двигалось постепенно.

Я увидела объявление о поиске персонала в мастерскую по изготовлению декораций из картона. Стажировка была бесплатная. Каждый день я тратила 5 часов на путь из Химок на Юго-Западную и обратно. Через месяц за минимальную заработную плату мне предложили стать администратором мастерской.

Первая креативная мастерская появилась в Волгограде в далеком 2013-м году, когда в инстаграм постили только еду, а декор в ТЦ ограничивался гирляндами. С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе?

Не могу сказать, что вначале у меня были какие-то трудности, так как не было цели как таковой. Я просто делала то, что мне нравится. Единственное, первое время люди приходили с совершенно дурацким заказами. Например, просили сделать коробку для подарка или полки в офис. Сейчас подобных заказов не получаем. Определенный «отсев» произошел, и это здорово.

Мы изначально позиционировали себя как мастерская, создающая декорации из бумаги и картона.

То, чем мы занимаемся, практически не распространено в России и в мире. Много людей делают цветочки из бумаги, но мы прославились не этим. Тому, что делает MatoPaper, невозможно где-либо обучиться. Идеи и способы их воплощения мы придумываем сами.

Как я понимаю, вы основали одну из первых декор-мастерских в Волгограде. Можете ли вы выделить особенности развития бизнеса в относительно небольшом городе? Отличаются ли по «духу» студии на вашей родине и в Петербурге?

Нет, совершенно не отличаются. В Петербурге работает Виктория, которая была моей первой помощницей. В волгоградской мастерской она проработала два года. У нас абсолютное взаимопонимание относительно стилистики мастерской, продвижения проекта и всего остального.

Поддерживали ли вашу идею родные?

Конечно, родные меня всегда поддерживали. Мой отец – музыкант. Он за творчество!

Сталкивались ли вы с гендерными стереотипами о том, что женщине не место в бизнесе?

Нет, у нас в городе нет ничего подобного, поэтому, к счастью, мне не приходилось с этим сталкиваться. В Волгограде есть даже  тусовка девушек-предпринимателей до 30. Через две недели у нас пройдёт форум «Женщина в бизнесе». Я и мои приятельницы будем выступать там в качестве спикеров.

Мне кажется, сейчас гендерные стереотипы в сфере бизнеса не особо работают. Это история 90-х.

Конечно, родные меня всегда поддерживали. Мой отец – музыкант. Он за творчество!

С 2017 у вас появилась точка в Петербурге. К тому же есть студии в Саратове и Ростове. В какой момент вы поняли, что хотите развивать сеть?

Всё, что мы делаем в мастерской, никогда не бывает заранее запланировано. Я не сижу часами с мыслью о том, что бы придумать. Всё зависит от запросов клиентов. Как я уже сказала, в Петербург просто переехала моя коллега. Она и предложила мне открыть там филиал.

Целенаправленно о франшизе мы также не думали.

За последние полтора года я получила огромное количество писем и звонков с вопросами о франшизе. Как только мы её запустили, столкнулись с невероятным потоком запросов. На сегодня сеть охватывает Ростов и Саратов. В ближайшее время откроется ещё несколько мастерских по России. Есть предложения и из других стран: Казахстана, Узбекистана, некоторых европейских государств.

Наша команда не прикладывает усилий для поиска заказов, проведения мастер классов, развития сети. Мы работаем только на входящие предложения.

Сколько человек в вашей команде?

В волгоградской мастерской на постоянной основе, включая меня, работают 5 человек + ребята, которых мы зовем только во время масштабных проектов.

Расскажите о нескольких проектах, которые запомнились вам больше всех остальных.

Недавно для оформления летнего торгового центра нам нужно было создать более 50 птиц, размер которых был от 1,5 до 2 метров. Над этим заказом работало 13 человек.

Из запоминающихся проектов также «Чукотка», который мы делали в конце прошлого года для одноимённого региона. MatoPaper выпала честь украсить выставку «Дни Дальнего Востока» в местном экспоцентре. Мы оформляли крупные стенды Чукотки. Для нашей команды это определенно широкий шаг вперёд. Конечно, после выполнения заказа я всегда нахожу недочёты и желаю что-то исправить.

Что для вас MatoPaper сегодня?

Я уже давно перестала ассоциировать мастерскую с собой, несмотря на то, что в названии моя фамилия. MatoPaper – это, в первую очередь, команда единомышленников, вдохновлённых работой с бумагой и картоном.

Мы вместе  заботимся об экологии. Каждый проект отражает бережное отношение к окружающей среде. Пускай декорации MatoPaper проживут не так долго, но материалы, из которых они созданы, быстро разлагаются. Бумага и картон не сравнимы с пластиком, который используют большинство современных декор-студий.

Каким образом вы связаны с проектом «Мастера России»?

«Мастерам России» я недавно давала интервью, а также отправляла плей-лист MatoPaper. На мой взгляд, очень интересный и познавательный портал.

Как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса в России?

Я считаю, что сегодня малый бизнес в России развивается удивительными темпами. В каких-то аспектах он даже превзошёл и Европу, и Америку. Это моё личное мнение.

Однако если в Европе предпринимателей поддерживает государство, то мы остаёмся без помощи. К примеру, я как мать двоих детей и по совместительству руководитель мастерской не получаю социальных выплат. Хотелось бы ощущать большую поддержку.

Я считаю, что сегодня малый бизнес в России развивается удивительными темпами. В каких-то аспектах он даже превзошёл и Европу, и Америку.

Наш бизнес считается нано-бизнесом. Малый бизнес – это более крупные обороты. Сюда относятся небольшие кафе, магазины и прочее. Сейчас он стремительно расширяется. У многих есть желание иметь что-то своё. Это здорово.

Особенно это применимо к моему родному городу. Волгоград достаточно серый, я бы сказала тухлый. Огромное количество людей уезжает. Те, кто остаются, пытаются что-то открывать.

Расскажите о планах на будущее. В каких городах мы сможем встретить мастерские MatoPaper в ближайшие несколько лет?

Скажу про ближайшие полгода. На майских праздниках мы откроем филиал в Москве, так как заказов оттуда действительно много. По франшизе сейчас есть несколько запросов: Краснодар, Ташкент, Белгород, Нижний Новгород, Казахстан.  Всё в процессе согласования.

Спасибо большое, Александра, за этот вдохновляющий разговор! С нетерпением ждём открытия мастерских!

Автор: Татьяна Алубаева

Фото предоставлены Александрой