Сегодня в прокат всё-таки выходит «Матильда» – новый фильм Алексея Учителя, добравшийся до кинотеатров сквозь огонь, медные трубы, многочисленные жалобы Натальи Поклонской и угрозы православных экстремистов. Чёрный пиар, за который режиссёр и актёрский состав должны быть благодарны энтузиастам «нравственности» и шумихе в прессе, не мог не сказаться на общем впечатлении от картины, но оправдан ли он? Можно ли вписать «Матильду» в список значимых фильмов этого года только из-за общественного резонанса, или художественная составляющая последней работы Учителя всё же оправдывает такое внимание к ней?

Год столетия Великой октябрьской революции в мире кино отмечается громкой картиной Алексея Учителя, режиссёра фильмов «Край» и «Дневник его жены». В центре внимания зрителя на этот раз оказывается страстная история любви цесаревича Николая и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Фильм охватывает небольшой период жизни будущего императора – начиная знакомством с Матильдой и заканчивая трагедией на Ходынском поле во время коронации Николая и Александры Фёдоровны. За этот промежуток времени на долю наследника престола выпадает немало испытаний: вопросы семейного, политического и любовного долга, необходимость подчинения судьбе и попытки борьбы с ней, принятие себя как воплощения божественной воли…

Нельзя недооценить значимость фигуры Николая II для русского человека современной эпохи. Для него это невинный мученик, пострадавший от рук своего же народа, выбравшего вместо монархии социализм, и ассоциирующийся с самой трагической и значимой страницей русской истории. Своей задачей Алексей Учитель поставил наиболее точное и справедливое изображение цесаревича с человеческой точки зрения, и режиссёру это удалось вполне: смещая акцент исключительно на чувственную, эмоциональную составляющую характера наследника, режиссёр предлагает зрителю взглянуть на Николая совершенно другими глазами – и что самое главное, в его духовной эволюции. В первой половине ленты Николай (Ларс Айдингер) пусть и выглядит взрослым человеком, больше напоминает ещё формирующегося юношу, учащегося ставить долг выше собственных желаний. Он пылок, своенравен, импульсивен, склонен принимать необдуманные решения. Именно благодаря этим чертам характера он и влюбляется в Матильду, а не в выбранную для него невесту немецкую принцессу Аликс. При этом в финале Николай являет собой смиренного правителя, вставшего на путь нравственности и веры, отказывающегося от прошлого и готового нести ответственность за страну (чем такое завершение картины не понравилось Поклонской – непонятно). Опыт любовных терзаний помог цесаревичу понять, что он попросту не имеет права привязываться к кому-то – положение не позволяет.

Чётко и очень подробно прописаны ближайшие члены семьи Николая – его родители император Александр III (Сергей Гармаш) и императрица Мария Фёдоровна (Ингеборга Дапкунайте). Влияние матери на цесаревича становится тем сильнее, чем более осознанно он начинает себя вести, и дело даже не столько в голосе матери, сколько в голосе человека, пережившего в молодости то же, что и Николай. Эволюция образа во взаимодействии – удачный ход, превосходно исполненный Айдингером и Дапкунайте.

Отталкиваясь от такого изображения будущего императора в фильме, зритель задаёт закономерный вопрос: насколько эта картина исторична, и в какой степени живой человек в ней преобладает над Историей?

«Матильда» открывается динамичной сценой погони начальника сыскной полиции (Виталий Кищенко) за балериной по коридорам Успенского собора. После титров с названием фильма зритель переносится на несколько лет назад, когда Николай и Кшесинская ещё не были знакомы. Такой скачок уже настораживает – слишком нетипичный и логически необоснованный приём для исторических картин. Но и по мере развития действия монтаж становится более рваным и непонятным: создаётся впечатление, что из гораздо более объемной по хронометражу картины наспех слепили укороченную версию. Да и сценарий на фоне такого монтажа выглядит, мягко говоря, дырявым.  А если прибавить к этому и несколько абсолютно бесполезных персонажей и сюжетных линий (например, нескончаемую череду появлений Данилы Козловского), то становится совсем непонятно, что таким устройством художественной ткани произведения хотел сказать Учитель.

Главная проблема «Матильды» в том, что она будто и сама не знает, какой хочет предстать перед аудиторией и какой на самом деле является. Историческая мелодрама? Едва ли, филигранность исторически точных костюмов и декораций жёстко оттеняется невнятным монтажом и вымышленными персонажами. Фантастическая история, практически основанная «на реальных событиях»? Вряд ли, уж слишком велика претензия на подлинность изображаемого. Фильм-биография? Чересчур много лишних деталей. Что же мы имеем? Довольно пошлую теленовеллу-водевиль, калейдоскоп красочных эпизодов с авантюрным пафосом, которую не удалось спасти даже вполне примечательной актёрской игре. Картина постаралась быть всем и сразу, постаралась удивить каждого и запомниться всем, но в этом стремлении к универсальности потеряла идейное зерно.

Пресс-конференция, посвященная выходу фильма «Матильда»

Открытым остаётся лишь вопрос о том, как «Матильда» будет принята публикой. На пресс-конференции с режиссёром и актёрами, состоявшейся 24 октября, Алексей Учитель развёл руками: ему очень сложно предполагать, как «Матильда» будет принята зрителями, и в какой степени на их реакции отразится скандал вокруг фильма, а в какой – художественная ценность картины.

«Мне бы все-таки хотелось, чтобы смотрели фильм и думали о нём… именно как о картине. И для меня это настоящий вопрос – как зритель пойдёт, с каким ощущением: посмотреть на игру актёров, на интересный сюжет, на какие-то исторические факты, которых ещё не было никогда в кинематографе. Если так – это будет прекрасно», – говорит режиссёр.

Автор: Дарья Тарасова
Фото: Полина Лазарева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.