1 ноября в эфир вышел новый федеральный спортивный канал «Матч-ТВ». На экране он заменил «Россию-2»[1], которая во многом из-за смены концепции в 2010 году с каждым годом теряла всё большее количество зрителей, фактически перестав быть спортивным телеканалом (спорт занимал лишь треть сетки вещания). «Матч-ТВ» вошёл в холдинг «Газпром-медиа», и как признался глава холдинга Дмитрий Чернышенко на презентации проекта, телеканал – это только начало. В планах есть основание собственной радиостанции, интернет-сайта и печатного издания[2].

Мысль о создании нового общедоступного канала высказывали регулярно различные спортивные функционеры. Риторика усилилась после Олимпиады в Сочи, когда стало ясно, что россиян всё-таки можно заинтересовать спортивными трансляциями. В апреле 2015 года о необходимости нового канала достаточно уверенно говорил министр спорта РФ Виталий Мутко, а в июне поручение создать общедоступный спортивный канал дал уже президент Владимир Путин[3], что, безусловно, стало серьёзной мотивацией для реализации задумки в кратчайшие сроки.

На презентации «Матч-ТВ» сравнивали с западными «ESPN», «Sky Sports», «NBC» в части количества планируемых трансляций спортивных событий в течение недели. «Матч-ТВ», как оказалось, будет намного превосходить по этому показателю упомянутые каналы.

Пожалуй, это сравнение с иностранными каналами – очередной повод, среди прочих[4], для критиков стартапа (так Чернышенко назвал «Матч-ТВ» на презентации) высказать свои аргументы. Дело в том, что холдинг «Газпром-медиа» входит в компанию «Газпром», частичным владельцем которой является государство. Уже известно, что помогать с финансированием «Газпрому» будет Правительство РФ, включившее расходы на канал в бюджет на следующий год[5]. В этом смысле западные каналы, кажется, выгоднее отличаются от «Матч-ТВ», поскольку они являются частными.  

Источник: РИА Новости

 

Из-за того, что источник стартовавшего проекта – деньги государственной компании, новый телеканал фактически не имеет аналогов по части создания спортивного ТВ в передовых странах. К примеру, в США спортивные трансляции распространяются исключительно в кабельных сетях. Крупнейший «ESPN» доступен лишь за деньги. Телекомпания «Fox» даже создала отдельные каналы для трансляций («Fox sports»). Людям приходится платить, чтобы увидеть любимый хоккей, баскетбол или американский футбол. А поскольку интерес к спорту прививается американцам со школы, большинство сохраняет любовь к соревнованиям и в зрелом возрасте, покупая подписку на кабельные спортивные телеканалы. Похожая ситуация в Англии, где спортивных трансляций нет в общем доступе.

В России же основная особенность в том, что спортивное телевидение контролирует государство. Трансляции не рассматриваются в качестве бизнеса, в качестве источника пополнения казны. Спортивное телевидение – это, во-первых, проект, продвигающий позицию власти в сфере спорта. Во-вторых, проект социальный, исполняющий функцию государства по продвижению в массы здорового образа жизни.

 

«Спортивное телевидение контролирует государство»

Кроме того, противники «Матч-ТВ говорят о том, что на канале будет невозможна полноценная дискуссия на спорные и неприятные для владельца «стартапа» темы, такие как, лимит на легионеров или причины затянувшегося на многие годы строительства стадиона «Зенита», стоимость которого составляет уже несколько миллиардов рублей[6].

Встают два важных вопроса. Есть ли какие-либо предпосылки к тому, что спортивное телевидение в России станет полностью платным? Необходимо ли внедрение западной модели в реалии нашей страны?

Согласно исследованию ВЦИОМ, опубликованному в июле 2015 года, 73 процента россиян сказали, что футбол им безразличен[7]. Цифра поистине впечатляющая, особенно если учитывать, что футбол по общему признанию является самым популярным видом спорта в России. Сколько же процентов интересуются другими видами?

Cуществует мнение, что корни проблемы безразличия россиян к спорту лежат в недостатке спортивных объектов на всей территории страны (Виталий Мутко: «В США миллионы бассейнов, а у нас – 4 тысячи»[8]). Если человек не живёт в двух-трёх крупнейших городах России, он имеет скудные возможности удовлетворить своё желание заняться спортом. Например, в миллионной Перми на весь город существует лишь два хороших ледовых дворца[9] и пять-шесть не развалившихся стадионов[10]. Впоследствии желание у многих и вовсе пропадает.

 

«В миллионной Перми на весь город существует лишь два хороших ледовых дворца и пять-шесть не развалившихся стадионов»

По поводу внедрения западной модели, показателен пример спутникового оператора «НТВ-Плюс», также, как и «Матч-ТВ», входящего в холдинг «Газпром-медиа». Подписку на канал «Наш футбол», показывающий российскую премьер-лигу и посвящённые ей ток-шоу оформили всего несколько десятков тысяч человек (абонентов всех каналов «НТВ-Плюс», в том числе неспортивных, в 2012 году было 650 тысяч[11]). Это доказывает, что россияне спорт смотреть не желают.

Как раз эту проблему: заинтересованность людей в занятии спортом, а затем и заинтересованность в просмотре соревнований профессионалов, «Матч-ТВ» способен решить. Безусловно, кроме открытия канала нужно создать условия для массовых занятий спортом, о чём много говорится, но что, к сожалению, либо не делается, либо делается крайне медленно. Новый же телеканал может стать рупором здоровой жизни, показывая широкой аудитории преимущества занятий спортом с помощью трансляций лучших спортивных соревнований. Пожалуй, это будет главным плюсом существования «Матч-ТВ».

Ещё один вопрос, который может возникнуть при обсуждении нового телевизионного проекта: не провалится ли «Матч-ТВ» также, как провалились каналы «НТВ-Плюс» или «России-2»? Однозначно предсказать перспективы только начавшего своё вещание канала невозможно, но, вероятно, что на провал у «Матч-ТВ» меньше шансов, чем у его предшественников. В первую очередь, это связано с более профессиональным руководством, знающим толк как в производстве телевизионного продукта, так и в создании успешного бизнес-проекта. Речь о Тине Канделаки, ставшей генеральным директором телеканала. Популярная в своё время телеведущаяладеет собственным рестораном, получившим премию портала «Menu.ru» как лучший ресторан 2010 года. Канделаки является совладельцем финансово успешного холдинга «Апостол», занимающегося производством программ для российских телеканалов, а также предоставляющим PR-услуги самым разным компаниям. Кроме того, Канделаки – обладательница премии «ТЭФИ» за программу «Самый умный»[12]. Помогать ей в качестве креативного директора будет Наталья Билан, в своё время работавшая генеральным директором телеканала «Домашний». А главным приобретением на стадии производства канала стало подписание договора с Чарльзом Коплиным, бывшим вице-президентом NFL (Национальная футбольная лига – прим. ред.) и NHL (Национальная хоккейная лига – прим. ред.), создававшим на протяжении десяти лет программы об американском футболе для телевидения в США[13]. Он будет работать программным директором.

 

Тина Канделаки и Чарльз Коплин. Источник: http://pbs.twimg.com

Также на «Матч-ТВ» будут работать лучшие спортивные журналисты страны. При создании канала были соединены две редакции – «НТВ-Плюс» и «ВГТРК», это означает за освещение события теперь будут бороться действительно лучшие в нашей стране профессионалы. Качественный репортаж – отличный способ заинтересовать стороннего человека в том или ином виде спорта.

В первое время на «Матч-ТВ» будет обращено пристальное внимание. Более того, в стартовые недели канал наверняка получит определенную репутацию у зрителя, что, безусловно, скажется в дальнейшем на успехе всего проекта. «Матч-ТВ» – это повод включать теперь телевизор чаще.

Автор: Александр Пахомов

 

 

[1] Новый телеканал «Матч ТВ» заменил в эфире «Россию 2» // http://www.vremyan.ru/news/novyj_telekanal_match_tv_zamenil_v_efire_rossiju_2.html.

[2] «Спорта на «Матч ТВ» будет в пять раз больше, чем на ESPN» // http://www.gazeta.ru/sport/2015/10/29/a_7853279.shtml.

[3] Путин поручил создать общедоступный спортивный телеканал на базе «НТВ-Плюс» // http://www.gazeta.ru/sport/news/2015/06/27/n_7327369.shtml.

[4] Канделаки против Уткина: громкий скандал – тихая победа? // http://sobesednik.ru/sport/20150812-kandelaki-protiv-utkina-gromkiy-skandal-tihaya-pobeda.

[5] Правительство выделит «Матч ТВ» 850 миллионов рублей // http://lenta.ru/news/2015/10/09/matchtv/.

[6] «Зенит-Арену» назвали седьмым по дороговизне стадионом мира // http://lenta.ru/news/2015/06/23/zenitarena/.

[7] Опрос показал максимальное падение интереса россиян к футболу // http://lenta.ru/news/2015/07/06/footballvziom/.

[8] В.Мутко: «В США миллионы бассейнов, а у нас – 4 тысячи» // http://sport.rbc.ru/article/74964/.

[9] Ледовые дворцы Перми // http://алло.рф/contextresult?search=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B&cachectrl=1.

[10] Стадионы Перми // http://алло.рф/contextresult?search=%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82&cachectrl=1.

[11] Выйти в плюс // http://www.rbcdaily.ru/magazine/business/562949988488124.

[12] Телевизионную премию «ТЭФИ-2009» получили знакомые все «Лица» // http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=196162.

[13] Кто такой Чарльз Коплин // http://www.sport-express.ru/chronicle/reviews/899670/.