Digital-агентство в Воронеже, псковский крафтовый бар, интернет-магазин необычных гладильных досок в Екатеринбурге… Как в российских городах появляются подобные инициативы, и кто им помогает? Поговорили с куратором образовательной платформы для молодых предпринимателей “Мастера России” Денисом Щукиным о проекте, малом бизнесе, сфере креативной экономики и не только.

Ровно год назад, в феврале 2018 года, в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» была представлена концепция проекта «Мастера России». Расскажите, пожалуйста, немного о пути до форума, в частности о «Мастерах Сибири» (проект, продолжением которого вы являетесь).

«Мастера Сибири» тоже появились не сразу — им предшествовала почти пятилетняя работа. В рамках проекта «Креативные практики» мы исследовали творческую среду российских городов, пытались оценить уровень развития креативных индустрий. Главной задачей было понять, что мешает или, наоборот, помогает ребятам в регионах запускать собственные проекты.

Потом, уже в 2017-м, решили, что нужно переходить от исследований к практике. Так как у нас были отличные связи в Сибири, запустили Makers of Siberia — слоу-медиа про современную культуру и локальных героев региона. Там очень много действительно крутых проектов, о которых, к сожалению, знают только на местах. Хотелось это исправить.

После логичным казалось масштабировать дело, но уже с совершенно другой концепцией. Если «Мастера Сибири» — скорее про эстетику и локальную идентичность конкретного региона, то новый проект — общероссийский — стал инициативой, посвященной больше креативному бизнесу. Концентрировались на практике, кейсах, конкретных рекомендациях и советах. Появились онлайн-курсы, ставшие ядром «Мастеров» .

Нужно как-то избежать любого снобизма — этим, к сожалению, многие грешат

Платформа решает те проблемы, с которыми мы столкнулись ещё при проведении исследований. Одни проекты хотят рассказывать о своём опыте, другие ищут конкретную информацию о том, как запуститься и начать зарабатывать. Сейчас «Мастера Сибири» и «Мастера России» работают параллельно. Они совершенно не дублируют друг друга. У них разные задачи и разная аудитория. Хотя редакции сидят через стенку.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться на начальном этапе?

В случае с «Мастерами Сибири» — «стать своими» и сформировать лояльное сообщество вокруг. Не хотелось выглядеть варягами или транслировать взгляд «из столицы» (хоть и Северной).

С «Мастерами России» трудностей было не меньше. Вновь нужно было как-то избежать любого снобизма — этим, к сожалению, многие грешат. Дальше — учитывая, что мы пишем обо всей России — следует найти много контрибьюторов на местах, авторов, фотографов. К тому же, эти люди должны мыслить, как мы, понимать, что мы подразумеваем под креативными проектами. Это ведь определённый лайфстайл, визуальная культура, вовлеченность в городскую жизнь.

Когда говоришь о бизнесе, креативном или традиционном, важно основываться на реальных цифрах. К сожалению, не все герои готовы ими делиться. Сказываются особенности российской действительности. Это тоже проблема.

Сколько человек сегодня в вашей команде?

Около 20 — это две редакции, дизайнеры, исследователи. Плюс небольшая студия, где мы записываем курсы.

На какую аудиторию прежде всего ориентирована ваша платформа?

Студенты творческих специальностей, активные горожане, креативные специалисты, начинающие предприниматели, молодые люди 18-35. Это самая востребованная и активная аудитория, но с ней непросто работать.

В чём же сложность?

Они много думают и много сомневаются, имеют широкий кругозор и высокую эрудированность. Как следствие — быстро отличают хороший продукт от посредственного. И медиа не исключение.

Расскажите о нескольких успешных/любимых бизнес-проектах, образовавшихся с помощью «Мастеров России».

Из интересного: коллаборация бренда уличной одежды ground 6 (наш студент Леонид Борисов из Казани) и «Мастеров России». Кроме того, финалистка курса по запуску бренда одежды Александра Стефанюк уже несколько лет занимается ридикюлями во Владивостоке cesoir.co. После «Мастеров» девушка планирует запуск нового бренда сумок из экокожи с азиатскими мотивами.

Другая наша подопечная, Ольга Булева из Омска, разработала проект rubashka.design, с помощью которого каждый может самостоятельно создать дизайн рубашки прямо на сайте.

Проект функционирует всего полгода. С момента завершения первых курсов прошло всего несколько месяцев, поэтому мы ждем бума креативных инициатив в ближайшем будущем.

Среди ваших партнеров ПАО «Газпром нефть». С кем ещё вы сотрудничаете?

Да, «Мастера России» мы реализуем при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». В числе информационных партнеров — множество локальных медиа, с которыми мы делаем коллаборации. Конечно же, мы сотрудничаем и с проектами спикеров наших онлайн-курсов.

Инновации, о которых все говорят и на которые все делают ставку, нуждаются не только в учёных, исследователях и разработчиках. Им необходим дизайн, брендинг, продвижение. А это — креативные индустрии.

Не могли бы вы привести примеры?

Петербургская «Бумага», Бигвилл, Станок, воронежский Downtown, Твой Бро. Список достаточно длинный, можно посмотреть на сайте. Если говорить о питерских проектах (а спикеров оттуда у нас достаточно), мы очень благодарны NNEDRE, DELO Design, Подписным изданиям, Ленполиграфмашу, кофейням Николая Готко и многим другим. Нам кажется, что Петербург (в отличие от Москвы с её особыми реалиями) — более релевантная модель для регионов.

Как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса в России? Какова роль ваших подопечных, молодых предпринимателей, в его функционировании?

Думаю, довольно очевидно, что с малым бизнесом всё достаточно напряжённо. Сказывается и своеобразная предпринимательская культура (есть ли она?), связанная с историческим путём России. Плюс, разумеется, общая экономическая нестабильность, отсутствие предсказуемости. А креативные индустрии, которыми мы занимаемся, направление достаточно новое. Не всегда есть сформировавшаяся аудитория.

Нам очень интересны проекты, которые не находятся в изоляции и оказывают влияние на среду. Ими занимаются энтузиасты, готовые оставаться дома и преобразовывать родные регионы. Мы имеем дело с людьми, которые собирают и формируют аудиторию, состоящую из таких же активных ребят.

Как, по-вашему, будет в дальнейшем развиваться сфера креативной экономики в нашей стране?

Она просто обязана расти — это мировой тренд. Как минимум потому что инновации, о которых все говорят и на которые все делают ставку, нуждаются не только в ученых, исследователях и разработчиках. Им необходим дизайн, брендинг, продвижение. А это — креативные индустрии. Плюс, если города хотят удерживать квалифицированных специалистов, они должны работать со средой, решая не только строго урбанистические задачи. Инфраструктура важна, но если в регионе нет мест для содержательного досуга: кафе, баров и пространств, насыщенных современной культурой, он не сможет быть конкурентоспособным.

Можете выделить несколько ключевых достижений со времени основания «Мастеров России»?

За 2018 год мы запустили 10 онлайн-курсов, которые прошли более 10 000 человек. Финалисты (наши курсы предполагают отбор на международные стажировки и российские практики) уже посетили Хельсинки и Петербург, где вдохновились и пообщались с практиками. Теперь они готовы запускать собственные проекты.

Сейчас мы работаем над новой серией стажировок. Уже в марте ребята поедут в Берлин и вновь — в Петербург.

В числе курсов 2019 года будут как и специализированные курсы про открытие пекарни, мастерской керамики, хостела, запуск бренда косметики

Как планируете развиваться в дальнейшем? Цели на текущий год, новые курсы и рубрики?

В 2019 году планируется запуск 9-10 курсов. Новые рубрики мы вводим на постоянной основе. Также совсем скоро выпустим подкасты.

Надеемся на еще большую вовлеченность аудитории.

Расскажите подробнее о свежих рубриках и будущих курсах, подкастах.

Из самого свежего — рубрика «Словарь», где мы разъясняем специализированные термины (из IT, SMM, столярки). Или, например, говорим про форматы научпоп-мероприятий.

Так, все слышали про печа кучу (форма проведения вечеринок с представлением докладов и презентаций, специально ограниченных по форме и продолжительности — прим. автора), но мало кто знает, что это на самом деле. Кстати, одни из наших любимых материалов — серьёзные — про законодательство, бухгалтерию или налогообложение. Их мы традиционно сопровождаем гифками с собачками, иначе получается слишком официально и не всегда оптимистично. В числе курсов 2019 года будут как и специализированные курсы про открытие пекарни, мастерской керамики, хостела, запуск бренда косметики, так и «поддерживающие». Многие хотят узнать о тонкостях согласования городских фестивалей или, например, точек popup- торговли. Подкасты пока в разработке. Но и, конечно же, планируем обсуждать кейсы, разбираться в том, что же такое на самом деле креативная экономика, сравнивать города, приглашать экспертов. Всё как всегда в подкастах.

И последний вопрос: опишите, пожалуйста, “Мастеров России” в 3-5 словах.

Если серьёзно — образовательная онлайн-платформа для креативных предпринимателей.

Если не так серьезно — как найти баланс между творчеством и бизнесом или как мыслить глобально, оставаясь локальным.

Спасибо большое! Удачи и творческих успехов!

Автор: Татьяна Алубаева

Фото предоставлены Денисом