В новогодние каникулы один из центральных телеканалов практически круглосуточно транслировал знаменитый отечественный сериал «Улицы разбитых фонарей». Наиболее удачными можно назвать серии первого сезона, основанные, прежде всего, на произведениях Андрея Кивинова. Они позволяют увидеть социальный контекст работы милиции, обращенный в художественную форму. Аналогичными бесценными для социолога источниками информации являются также и другие телесериалы, посвященные истории развития отечественных правоохранительных органов.

В конце 1970-х годов происходит экранизация романа Алексея Нагорного и Гелия Рябова «Повесть об уголовном розыске». Телесериал «Рожденная революцией. Комиссар милиции рассказывает» охватывает более чем полувековую историю развития советских правоохранительных органов. После Великой октябрьской социалистической революции возникает острая потребность в обеспечении общественного порядка. Новая рабоче-крестьянская милиция должна, во-первых, побороть преступность, и во-вторых, заслужить доверие населения. Решение этих задач происходит в условиях, с одной стороны, отрицания принципов работы царского Уголовного сыска, а с другой стороны, необходимости освоения его достижений в области ведения картотеки и прочих алгоритмов действий. В годы Великой отечественной войны милиция балансирует между существующими правовыми рамками и «законами военного времени». Зачастую каждый конкретный сотрудник становится перед моральным выбором, который не может сделать никто, кроме него самого. С конца 1940-х годов работа милиции осуществляется в относительно стабильной обстановке. Особое внимание уделяется профессионализму сотрудников и внедрению современных технических средств, помогающих проводить следственные действия. Фокус смещается на рутину, бытовые аспекты, жизнь милиционеров – на работе и дома.

«Перестройка» не нашла свое достойное отражение в отечественных телесериалах в интересующем нас ракурсе. Лучшие (первые) серии детектива «Следствие ведут ЗнаТоКи» сняты на рубеже 1970-1980-х годов и по своему духу соответствуют заключительным сериям фильма «Рожденная революцией…». Как и любые другие произведения, которые вышли в свет как продолжение, дела 1985-1989 годов, представленные в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», вряд ли можно назвать удачными.

В середине 1990-х годов начинаются съемки детектива «Улицы разбитых фонарей» – малобюджетного фильма, которому никто не предрекал успеха. Однако с первых серий он завоевывает огромную популярность. Героями телесериала становятся милиционеры новой России. Они работают в условиях практически полного ослабления государства и разгула организованных преступных групп (смотрите прекрасное исследование Вадима Волкова «Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ»). В это время финансирование правоохранительных органов осуществляется в минимальном объеме, а население утратило доверие к милиции. Тем не менее, ее сотрудники продолжают честно исполнять свой долг, выходя за законодательные рамки только в социально одобряемом размере.

События первых лет нового тысячелетия вносят в работу милиции изменения. Происходит радикальное укрепление государства, а организованные преступные группы перестают играть главные роли на сцене общественной жизни. Милиционеры начинают получать более или менее достойную зарплату и обеспечиваются современными техническими устройствами для ведения дел. Облик правоохранительных органов 2000-х годов находит свое отражение в телесериале «Тайны следствия». Несмотря на то что сотрудники милиции занимают в нем скорее периферийное положение, отмеченные изменения несложно заметить. В детективе появляются сюжеты, связанные с противостоянием различных групп интересов в государственных структурах и бизнесе. Многие точки напряжения теперь известны только посвященным, носят скрытый характер.

Интересно, какой телесериал наилучшим образом отразит развитие отечественных правоохранительных органов в 2010-е годы?