С 23 сентября по 2 октября 2016 года XIX-й Манхэттенский фестиваль короткометражного кино объединяет кинолюбителей со всего мира.

250 городов. 100 000 зрителей. 844 заявки из 52 стран. И только 10 фильмов, по умолчанию претендующих на звание лучших, будут демонстрироваться на более чем 800 сеансах в кинотеатрах по всему миру. Под слоганом «One week. One world. One festival» показы пройдут одновременно в Москве и Лос-Анжелесе, Санкт-Петербурге и Мадриде, Новосибирске и Праге, Екатеринбурге и Нью-Йорке и многих других городах. В течение одной недели гости Манхэттенского фестиваля будут выбирать фильм, по их мнению, заслуживающий высшей награды – звание лучшего короткометражного фильма года.

Дочитали последнее предложение и до сих пор не забронировали билеты на ближайший сеанс? Господа, вы рискуете не успеть, времени до конца фестиваля осталось не так много, а пропускать такое событие в киномире уж точно нельзя.

Представленные современному зрителю короткометражки сложно назвать похожими или соответствующими единой теме. Каждый фильм-участник старается поймать зрителя на крючок своей острой проблематикой и, как правило, ему это удаётся. Программа фестиваля похожа на эмоциональный паззл – не заметишь один кусочек, потеряешь общее ощущение. Но не заметить невозможно, в том и прелесть короткого метра – в мгновениях начинаешь замечать больший смысл. А теперь о фильмах-номинантах.

Открывает фестиваль фильм из Норвегии «Тоннель».

Режиссёр: Андре Овредал

«Сокращение населения без дискриминации» – надпись над въездом в мрачный тоннель, к которому стремятся десятки одинаковых машин. В центре сюжета семья, которой необходимо проехать через тоннель, чтобы попасть домой. Впереди город небоскребов с тысячей горящих окон, а перед ним металлические стены тоннеля. Что происходит внутри? Почему все так боятся тоннеля? Узнать можно, только если попадешь внутрь. Декорации фильма пугающие: эдакий город будущего под слоем пыли тоталитарного режима, со светящим ему электрическим солнцем.

Фильм-напряжение в духе антиутопий Оруэлла и Замятина обращает на себя внимание актуальностью. «А мы не можем поехать другой дорогой?», – этот вопрос маленькой девочки остаётся без ответа, потому что другой дороги просто нет (как всегда: устами младенца глаголет истина). Видимо, Андре Овредал, предполагал сделать этот вопрос главной мыслью фильма – а есть ли у нас другая дорога? Узнать ответ на этот вопрос, а также, чем закончилось путешествие семьи через тоннель, можно в кинотеатре. 12 минут 35 секунд, и все разгадки у вас в руках.

«Сломленные». (Германия) (7.00)

Режиссёры и аниматоры: Фолькер Шлехт и Александр Лаль.

«Мы красили губы спичками, хотелось хоть как-то быть красивыми».

Документальная анимация о женской тюрьме Хохенек для политзаключенных в Восточной Германии. От лица одной из женщин за 7 минут фильма рассказывается история существования в Хохенеке. Лишь при помощи простого карандаша авторы фильма передают холод, серость и отчаяние жизни в немецкой тюрьме. Эта история о том, о чем страшно, но необходимо говорить вслух.

«Карусель». Великобритания. (6.00)

Режиссер: Кэл Вебер.

«И если ты будешь валять дурака, мы начнем сначала».

Два героя, 20 фунтов и один монолог, после которого никто не останется прежним. Нравственные истины, которыми делится взрослый мужчина с подростком, неожиданно меняют его самого. Всё сказанное героями фильма затягивает зрителей в карусель вопросов, которая нескончаемо вращается внутри каждого думающего человека. Помимо нравственных интересов поднимаются так же извечные вопросы взаимоотношения поколений. Что интересно, главные роли исполнили известный по фильмам «На игле», «Перл Харбор», «Черный ястреб» Юэн Бремнер и его дочь Хармони. Поэтому отношения отцов и детей выглядят ещё более органично и убедительно. Оба актёра английской короткометражки выдвинуты на номинацию «лучший исполнитель главной роли».

Фильм о том, что иногда стоит встряхнуть себя и не побояться взглянуть в глаза собственному «я». Не боитесь выходить из зоны комфорта? Тогда британская 6ти минутная зарисовка обращения к себе и ко всем одновременно для вас.

«Сверхурочная работа». Австралия (9.00)

Режиссёр: Крейг Д. Фостер.

Офисный мистический триллер идеальное определение для короткометражки «Сверхурочная работа». В центре сюжета типичный офисный планктон-менеджер, работающий внутри стеклянной коробки-офиса, флиртующий с симпатичной сотрудницей и засиживающийся на работе допоздна за горой отчётов. Но есть день, когда ему не следует оставаться на виду после полуночи. И, как на зло, однажды все пойдёт не так, как хотелось бы. Фантастически смешно, таинственно и актуально. Тот случай, когда на работе буквально «звереешь». Одна из самых забавных и стильных короткометражек всего фестиваля. Любителям черного юмора и мистики посвящается!

«Держись!». Голландия (20.00)

Режиссёр: Шарлотта Скотт-Уилсон.

Пронзительная короткометражка о страхе сцены, неуверенности и стремлении к совершенству, цепляющая точной операторской работой и потрясающим музыкальным сопровождением в виде основной темы-композиции Римского-Корсакова.

Во время исполнения соло у первой виолончели оркестра рвется струна. После этого девушка не может переступить через себя и вновь начать играть без страха. Она всячески пытается перебороть свою боязнь, принимая бета-блокаторы или глоток-другой высокоградусного. Но это не спасает её от дрожи в руках. О том, куда могут завести муки творчества, и как бороться с собственными страхами, вам поведает 20-минутный практически бессловесный фильм, под аккомпанемент прекрасной классической музыки. «Держись!» напоминает «Одержимость» Демьена Шазелла своей музыкальной тематикой и развитием темы стремления к идеалу в искусстве, которого вполне может и не существовать. Поэтому те, кто душой тяготеют к самоистязанию и попыткам преодоления себя – welcome на «Держись!».

«Горилла». Франция (14.05)

Режиссёр: Тибо Пинсар.

Французы удивляют – пожалуй, наиболее точное описание «Гориллы». Ну, а кому же, как не представителям самой романтичной нации, говорить о нежных чувствах? Пускай даже это отношения кинозвезды и гориллы. Искрометно-смешно, романтично-трогательно, страстно-откровенно. Голливуд 1952 год, расцвет киноиндустрии. Генри Корсо – герой приключенческих фильмов, вот только есть одна беда, его настоящее лицо скрывается под маской огромной обезьяны. Корсо влюблён в голливудскую звезду, но завоевать её признание не так уж просто, когда ты горилла. Или все-таки есть шанс? Обаятельный Генри Корсо очаровывает с первой секунды, на протяжении всего фильма невозможно не улыбаться. Эта романтическая составляющая фестивального паззла никого не оставит равнодушным. Viva l’amour!

«Бравист» Россия.

Режиссёр, сценарист, продюсер: Эвелина Барсегян.(18 мин)

«Актёры не на сцене, актёры в зале».

Можно представить, как, увидев на экране флаг России и название фильма на родном языке, русские зрители начали мысленно креститься. Но, что самое удивительное, напрасно! Это одна из самых сильных работ фестиваля. Без шуток. Простите за нелитературность – Россия тащит! А теперь серьёзнее. Андрей – петербургский интеллигент, он зарабатывает себе на жизнь тем, что за деньги «разогревает» публику в зале криками «Браво!». Он разочарован в окружающем мире, циничен до крайности, избалован столичными удовольствиями. Но всё меняется, когда на одном из спектаклей он видит девушку, которая искренне плачет. Девушкой оказывается бывшей одноклассницей Андрея с ласковым прозвищем Одуванчик. После этого жизнь молодого человека меняется в корне. Он просыпается от цинично-холодного сна и вновь начинает верить в настоящие чувства. А что из этого получается, вам расскажет сама короткометражка.

Внезапно задевающий за живое фильм-зеркало, после которого многие кивнут про себя головой и скажут «черт, да это же так, пора что-то менять». Действительно, пора что-то менять. Например, стоит начать с мнения о русском кино, «Бравист» или «Bravoman» к этому абсолютно призывает.

«Я –карандаш». Австралия (5.40)

Режиссёр: Джо Д’Aрси.

Фильм с самым маленьким хронометражем среди остальных участников, но это не мешает ему произвести должное впечатление на зрителей. 5 минут 40 секунд – достаточное время для знакомства с удивительно милой и в то же время глубокой историей одного карандаша. Главная идея фильма – свобода самовыражения. Авторы вдохновлялись маршами протеста во Франции в январе 2015 года после теракта в редакции «Charlie Hebdo». Благодаря несложному, но интересному, оформлению фильма авторам удаётся раскрыть значение такого простого и всем знакомого предмета как карандаш. Одно из первых приспособлений для письма дало возможность развиться такому важному явлению как свобода слова. К этим началам и обращают авторы зрителя. Где истоки письменной гласности и свободы? В самом обыкновенном карандаше, благодаря которому зазвучали голоса ранее не знакомых мыслей. О важном, о первоначальном о свободном.

«Элла получит повышение?» США. (9.00)

Режиссёры: Ричард Диаз; Майк Пузатери.

«Это было бы смешно, если б не было так грустно», – пожалуй, слоган американской офисной комедии. Элла, добросовестная работница компании, с нетерпением ждёт повышения. И вот наконец-то свершается – её повысили! Но у любой медали две стороны, и Элле приходится столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Короткометражка на злобу дня о ценностях и извечных вопросах «А зачем я это делаю? А действительно ли это мне надо?». Серьёзность темы не мешает фильму быть лёгким, забавным и обворожительным. Исполнительница главной роли – Эрин Брин с первой минуты подкупает своим чувством юмора, каждый представитель офисного мира с легкостью сможет узнать в ней себя. Комедия в духе «не пора бы нам всем встряхнуться?». Кажется, создатели фильма намекают, что время пришло.

«Последнее путешествие загадочного Пола В.Р» Франция. (12.35)

Режиссёр: Ромэн Киро.

Без преувеличения самая загадочная картина фестиваля (название как бы намекает). В случае с этой картиной французы явно отошли от знакомой романтической и наивно-странной тематики. В «Последнем путешествии Пола В.Р» всё серьёзно настолько, что в последние моменты фильма невольно пробивает на слезу сожаления. Декорации фильма в духе вестерна – песчаные ящерицы, красная пустыня, голубое небо и гигантская луна, не хватает только коровьих черепов и перекати поля. И, как положено, на фоне подобных декораций двигается единственный герой-спаситель.

Нашей планете угрожает Красная Луна, и спасение человечества ложится на плечи лучше астронавта Земли Пола В.Р. Но он исчезает накануне полета. Оказывается, уПола В. Р есть тайна, о которой знает лишь один человек. Тайна астронавта является ключом к спасению Земли. Достаточная интрига? Тогда вперед в кинотеатры, пока есть время насладиться маленькими шедеврами на большом экране.

 

Автор: Федорова Елизавета

Источник фото: tourdefilm.ru