Луиза Мэй Олкотт, последовательница феминизма “первой волны” (главная цель — равенство общественных и политических прав мужчин и женщин), написала “Маленьких женщин” еще в 1868 году. С тех пор женщины действительно добились некоторого равенства, а роман экранизировали 8 раз.

Попытку номер 8 совершила Грета Гервиг, чья дебютная картина “Леди Бёрд” получила 99% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, а сама Грета стала пятой женщиной, когда-либо номинированной на Оскар за режиссуру. 

Грета Гервиг и Сирша Ронан на съемках «Маленьких женщин».
Источник фото: variety.com

Второй полнометражный фильм Гервиг “Маленькие женщины” номинации за режиссуру избежал, но зато имеет некоторые шансы получить главный Оскар.

Возможно, вы (особенно те, кто смотрел самую успешную редакцию “Маленьких женщин” с Вайноной Райдер, Кирстен Данст и Кристианом Бэйлом) недоумеваете, зачем вообще снимать еще раз то, что уже снято несколько раз и снято достаточно неплохо. Неужели в мире так мало сюжетов? Неужели привычная история может звучать по-новому?

Кадр из фильма «Маленькие женщины» (1994)

Даже хотя я выдумала эти риторические вопросы, Грете Гервиг есть что на них ответить. И да, её “Маленькие женщины” выглядят абсолютно достойными просмотра. 

Повествование

Гервиг уходит от линейного повествования — теперь мы не можем в режиме реального времени следить за превращением маленьких девочек в маленьких женщин. Вместо его режиссер рассказывает историю женщин в настоящем, разбавляя ее флешбеками из детства. 

Сначала привыкнуть к разным временным отрезкам сложновато, особенно учитывая, что некоторые актрисы внешне почти не меняются — Флоренс Пью с двумя косичками за партой выглядит, как 20-летняя, случайно забежавшая в класс, а не как подросток на пороге взросления. Но к середине фильма пронзительная актерская игра позволяет забыть об играх со временем. А беды и препятствия, которые сопровождали девушек на пути ко взрослой жизни достаточно ярко отражаются в их характерах. 

Каст 

Муза Греты Сирша Ронан снова в огне — ее Джо Марч, молодая, независимая и страстная писательница, которая не согласна со сложившимся патриархальным порядком вещей. Она видит в женщинах потенциал зачастую больший, чем в мужчинах, и искренне не понимает, почему единственной ее целью должно быть удачное замужество. 

Сирше на протяжении актерской карьеры роли непримиримых сильных женщин удаются особенно ярко — Мелани Страйдер из “Гостьи”, Мария Стюарт из “Двух королев”, Леди Бёрд из одноименной картины. Кажется, если бы Сирша жила в середине 19 века, она бы обязательно стала вдохновительницей “первой волны” феминизма — так убедительно и глубоко она погружает зрителей в судьбы женщин, роли которых исполняет. 

Флоренс Пью после невероятного “Солнцестояния” заставляет нас следить за изменениями в Эми, одной из сестер Марч. Поначалу кажется, что именно Эми довольна быть женщиной в понимании морали 19 века — достойным украшением жизни какого-нибудь чрезвычайно богатого мужчины, отрицающим саму возможность личной реализации. Но монолог Эми в художественной мастерской в Париже, те отчаяние и досада, которые его сопровождают, убеждают зрителя — Эми выступает за права женщин чуть ли не с большим рвением, чем ее отважная старшая сестра Джо. 

Лора Дёрн в 2019 году могла бы унести награду за лучшие роли второго плана во всех картинах, в которых она появлялась. Здесь она играет мать семейства Марч, женщину, которая оставила свои амбиции ради семьи и ни разу ни о чем не пожалела. Возможно, кому-то Дёрн покажется чересчур строгой и неласковой, но и эти ее черты оправданы временем и положением — по сути, она управляла своей большой семьей в одиночку. 

Тимоти Шаламе снова в роли Тимоти Шаламе — очаровательный беспечный романтик, изредка выдающий мудрые изречения. Иногда он теряется среди сильных маленьких женщин, но, возможно, так и должно быть?

Ровно как и Эмма Уотсон — ее Мэг выглядит более тусклой на фоне сестер. Интересно, что именно Мэг ведет себя, как типичная женщина того времени, и выбирает замужество, быт и двоих детей. Вольно или невольно, Эмма Уотсон своей игрой демонстрирует, что феминисткой-то быть как минимум в разы интереснее. 

Своевременность

“Маленькие женщины” 1994 года выпуска выглядели как достойная костюмированная драма об ушедшей эпохе. “Маленькие женщины” 2019 года выглядят как прямая историческая аналогия тому, что происходит с правами женщин сегодня. 

Да, теперь женщины могут голосовать на выборах и даже избираться в органы власти. Да, женщины могут высказываться, заниматься творчеством и зарабатывать больше мужчин. Но до равенства обществу очень далеко. Женщина один раз в истории выиграла Оскар за лучшую режиссуру (Кетрин Бигелоу). Женщин все еще осуждает общество, если они не хотят рожать детей или заводить семью. Высказывание Эммы Уотсон о том, что ей комфортно в отношениях с собой (self-partnered), вызвало примерно такую же бурю насмешек и троллинга в соцсетях, как и фраза Джо Марч о том, что женщине необязательно выходить замуж. 

Хорошо, что в 19 веке не было Твиттера. 

Когда-нибудь мы дойдем до равенства, о котором мечтают представители всех волн феминизма. А пока видим его развитие на экранах кинотеатров. И это уже большой шаг вперед. 

Автор: Анна Чеботарева