«Прага – Нью-Йорк – Прага». когда обычный человек увидит эти слова, он подумает об увлекательном путешествии по двум крупнейшим городам Чехии и США и необходимости выбрать оптимального авиаперевозчика. Однако для 6 октября это было бы неверным предположением. По данному маршруту посоветовал «совершить поездку» театральный «перевозчик» – Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова. Города стали символами творческих периодов создателя чешской национальной музыкальной школы – Антонина Дворжака (1841-1904), со Дня рождения которого в этом году исполнилось 175 лет. Родился Дворжак в небольшом чешском городке, получил признание своего композиторского таланта будучи в Праге, на протяжении трёх лет (1892-1895) был директором Национальной консерватории в Нью-Йорке, но тоска по Родине заставила его не продлевать контракт и вернуться в Чехию, чтобы возглавить Пражскую консерваторию, пост директора которой занимал до самой смерти.

Вспомнить творчество известного чешского композитора солисты театра решили исполнением малознакомых, но не теряющих по этой причине обаятельности и благозвучия произведений – камерно-вокальных циклов. Иные музыкальные жанры (концерты, симфонии, увертюры, симфонические поэмы, трио, квартеты, квинтеты), написанные мастером, составляют неотъемлемую часть концертов, происходящих на различных мировых площадках, его оперы (особенно «Русалка» 1900 г.) не покидают театральных подмостков. Судьба песен, входящих в четыре сборника, более печальна, публика знает лишь отдельные номера (например, «Помню, мать, бывало…» из «Цыганских мелодий»). Решением этой просветительской проблемы и занялась Новая Опера.

«Вспомнить творчество известного чешского композитора солисты театра решили исполнением малознакомых, но не теряющих по этой причине обаятельности и благозвучия произведений – камерно-вокальных циклов»

Четное количество вокальных циклов позволило разделить программу на два отделения: «Песни любви» (ор. 83 – 1888 год) и «Библейские песни» (ор. – 1894 год) в первом и «Цыганские мелодии» (ор. 55 – 1880 год) и «Моравские дуэты» (фрагменты из ор. 32 и ор. 38 – 1875-1877 годы) во втором. Три сборника были написаны в Чехии, один («Библейские песни») в Америке, что обусловило наличие определенных народных мотивов в партитуре песен. Славянский фольклор наполняет композиции ясностью и нежным лиризмом, хотя за использование моравских и богемских напевов, то есть не только исключительно чешского народного творчества, современники критиковали композитора, и его новаторство в этой сфере было оценено только много лет спустя. А в «лучшем, что я создал в данной области» (Дворжак о «Библейских песнях») можно распознать отголоски спиричуэлсов (духовных песен американских негров).

Первыми были представлены на суд зрителей «Песни любви» в исполнении Екатерины Миронычевой, сочиненные на стихи Густава Пфлегер-Моравского в момент влюбленности композитора в одну из своих учениц – Жозефину Чермякову (по иронии судьбы женился Антонин на её сестре Анне). «Мысли молодого человека о любви – вот их содержание», так довольно точно говорил композитор о своём сочинении. Одна мысль постоянно сменяет другую, также чередуются 8 песен, различные по характеру. Необычность музыкальной ткани подчеркивается фортепианной партией, в которой различные мелизмы (небольшие мелодические украшения) существуют совместно с более развитыми формами (арпеджио и пассажами), что отправляет слушателя к романсам других композиторов (Шуберта, Глинки). Сопрановая партия также достаточно выразительна, все чувства необходимо передать не только с помощью нотного материала, но и богатой фразировки. Екатерине в полной мере удалось показать мелодические вокальные линии, наполненные глубоким проникновением и одновременно кажущейся простотой.

Затем настала очередь «американского» произведения автора. Написанные в короткие сроки (всего за три недели) песни подтверждают сказанную некогда Дворжаком фразу, что «карандаш – великое изобретение», ведь довольно часто он сочинял на ходу, делая только наброски сочинений. В данном случае «набросками» стала первоначальная версия «Библейских песен», позже оркестрованных, переложенных для различных составов исполнителей (для сопрано или тенора в сопровождении органа, для хора). Вечером 6 октября звучала версия для баритона (Артём Гарнов) и фортепиано (Михаил Сегельман). Положенные в основу тексты Псалмов из первой чешской Библии сочетаются с излюбленными Дворжаком нисходящими мотивами и, несмотря на отсутствие элементов вокальной виртуозности, цикл является вершиной камерной музыки, погружающей в тоску и одиночество – чувства, испытываемые тогда композитором.

После антракта прозвучали «Цыганские мелодии» на стихи Адольфа Гейдука. В цикле через меняющиеся разноплановые песни передается дух вольного народа – выражение в аллегоричном смысле желания свободы чешского народа от власти Габсбургов (Австро-Венгерской империи). Также Дворжак использует другой приём – реминисценцию, переносящую к венгерским рапсодиям Ференца Листа и русским плясовым. Во многих песнях партия фортепиано (Татьяна Сотникова) и вокальная линия (тенор – Георгий Фараджев) перекликались, иногда параллельно шли две темы: тема девичьих грёз (у фортепиано, напоминающая романсы Алябьева и Гумилева) и молодецкой удали (у тенора). Такое сочетание не оставило зрительный зал равнодушным и наполнило Зеркальное фойе криками «браво».

«В цикле через меняющиеся разноплановые песни передается дух вольного народа – выражение в аллегоричном смысле желания свободы чешского народа от власти Габсбургов (Австро-Венгерской империи)»

Завершалась программа фрагментами из «Моравских дуэтов» на фольклорные тексты. Дуэт Виктории Шевцовой и Анны Синицыной раскрыл индивидуальность музыкального языка композитора: выбор мелодических интервалов, ритмической содержательности, искусство контраста и имитация Моравского фольклора в гармонии.

Все четыре цикла с разных сторон показывают характер композитора, его приверженность к народным мотивам и великим композиторам, чьё присутствие с лёгкостью ощущается. Новая опера, включив в программу из внушительного наследия Антонина Дворжака, неведомые российскому слушателю произведения, сделала правильный выбор, ведь только через живое исполнение можно по-настоящему прочувствовать сочинения.

Автор: Тарасова Мария

Фото: Даниил Кочетков