Владимир Путин по итогам встречи с членами Совета по правам человека в октябре 2015 года дал указание проработать понятие «политическая деятельность», используемое в законодательстве о некоммерческих организациях. Минюст опубликовал изменения к закону об НКО, определяющие политическую деятельность по целому ряду критериев [1]. Поправки к закону об ограничении деятельности НКО отражают современный курс России по ограничению политических свобод и возможности выражения мнения по вопросам государственного управления и власти.

Изначально, законодательство об НКО предполагало ограничение деятельности на территории России компаний, получающих материальную поддержку от иностранных акторов или же управляемых иностранными гражданами, обеспечивая таким образом защиту экономики страны от нежелательного вмешательства со стороны иностранных государств [2]. Один из законов ограничивал получение информации некоммерческими организациями, которые управляются иностранными агентами, или же некоммерческими организациями, являющимися подразделениями зарубежных компаний на территории РФ [3]. Недовольство правозащитников расплывчатостью определений тех сфер, в которых деятельность компаний должна была быть ограничена, привело к пересмотру ряда положений законопроекта. Основным нововведением стало определение политической деятельности, ограничивающее лоббирование интересов некоммерческими организациями, а также продвижение их политических взглядов посредством использования СМИ.

«Поправки к закону об ограничении деятельности НКО отражают современный курс России по ограничению политических свобод и возможности выражения мнения по вопросам государственного управления и власти»

Стоит упомянуть, что недавно на рассмотрение Госдумы был вынесен законопроект об ограничении деятельности российских организаций, которые имеют доступ к неопубликованной ранее информации и используют ее во время работы с иностранными компаниями. В список организаций попал и ряд известных СМИ, таких как Reuters, Bloomberg, The Wall Street Journal, Financial Times, AP, Синьхуа [4].

В проекте закона идет речь об ограничении доступа к информации дочерним компаниям иностранных фирм. Включение данных положений в текст законопроекта направлено на защиту экономической и политической сфер российского государства [5].

В поправках к закону об НКО иностранными агентами названы компании, «занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа» [6]. Подобное определение «иностранных агентов» порождает конфликт, который помимо экономической и политической сфер, затрагивает сферы по охране природы, защите прав и свобод человека. Согласно поправкам Минюста, определение политической деятельности охватывает продвижение тех или иных политических взглядов, а также оценку некоммерческими организациями деятельности государственных органов и иных властных структур.

Закон не распространяется на организации, действующие в областях культуры, искусства, науки, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности [7].

«Организации, не финансируемые государственными органами, не имеют права публично высказывать свое мнение относительно проводимой государством политики»

Организации в проводимой ими политике не должны затрагивать такие сферы политической деятельности как госстроительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, обороны страны, внешняю политику, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие страны, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также сферу регулирования прав и свобод человека и гражданина [8].

Особое внимание стоит уделить рассмотрению организации и проведения публичных мероприятий, в том числе митингов, демонстраций и шествий, публичных выступлений и дискуссий, которые расцениваются авторами закона как запрещенная политическая деятельность.

В ответ на внесенные в законопроект изменения правозащитники высказали свою точку зрения. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, утверждает, что предложения правозащитных организаций не нашли отражения в проекте Минюста. «Мы предлагали другое определение политической деятельности, принятое во всем мире, — это «участие в борьбе за власть», — пояснила она [9]. Однако директор департамента по делам некоммерческих организаций минюста Владимир Титов отметил, что изменение формулировок — «шаг навстречу» гражданскому обществу, а разработанный законопроект «не делает шире, а наоборот, сужает рамки»[10].

Организации, не финансируемые государственными органами, не имеют права публично высказывать свое мнение относительно проводимой государством политики. Это нарушает конституционное право на свободу мыслей и слова [11].

Публичное обсуждение политики государства является условием, при котором может существовать демократия. Данный закон написан для уменьшения рисков иностранного вмешательства во внутреннюю политику России. Это, в конечном счете, приведёт к монополизации государством общественного мнения и формированию единственного верного взгляда граждан на российскую политику.

 Автор: Людмила Тищенко
Источник фото: novostimira.net

 

[1]-Ведомости, Агентам легче не станет, 25.01.2016// http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/01/25/625267-opredelenie-deyatelnosti-nko

[2] — Ведомости, Депутаты хотят запретить российским организациям отвечать иностранцам, 30.10.2015 // http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/10/30/614993-gosduma-inostrantsam

[3] — Ведомости, Депутаты хотят запретить российским организациям отвечать иностранцам, 30.10.2015 // http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/10/30/614993-gosduma-inostrantsam

[4] — Ведомости, Депутаты хотят запретить российским организациям отвечать иностранцам, 30.02.2015 // http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/10/30/614993-gosduma-inostrantsam

[5]- Закон Российской Федерации «Федеральный закон «О некоммерческих организациях (с изменениями на 31 января 2016 года)» от 12.01.1996 Российская газета

[6]- Проект «О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части уточнения понятия политической деятельности» // http://regulation.gov.ru

[7]- Проект «О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части уточнения понятия политической деятельности» // http://regulation.gov.ru/projects#npa=45477

[8]- Проект «О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части уточнения понятия политической деятельности» //  http://regulation.gov.ru/projects#npa=45477

[9]-ТАСС, Правозащитница Алексеева критикует поправки Минюста о формах политической деятельности, 22.01.2016 // http://tass.ru/politika/2607295

[10]- BBC Русская служба, Закон об «иностранных агентах»: уточнение или ужесточение?, — // http://www.bbc.com/russian/russia/2016/02/160210_ngo_political_activity

[11]- Конституция Российской Федерации «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.Статья 29э» от 12.12.1993. Российская газета.