Латиноамериканское кино для российского зрителя – в основном, terra incognita. Беседа с организатором Фестиваля Кино Латинской Америки, который будет проходить с 26 по 30 ноября, Алексеем Чернышевым, помогла корреспонденту THE WALL опровергнуть стереотипы и разобраться в специфике киноиндустрии Латинской Америки.

Алексей, добрый день! Большое спасибо, что смогли уделить нам время. Расскажите о проекте Latinofiesta. Как он возник и в чём его цель?

Идея фестиваля родилась на базе ИЛА РАН в октябре 2007 года. Его целью было познакомить российского зрителя с латиноамериканским кино, которое как раз в те годы очень активно получало призы: и в Каннах, и в Берлине. А до России кино из Латинской Америки практически не доходило. Со временем кинофестиваль вырос в более широкий проект Latinofiesta, который занимается, помимо фестиваля, в широком смысле «пропагандой» латиноамериканской культуры в России: кино, языка, танцев, музыки, литературы.

Когда появился сам кинофестиваль?

Впервые он прошёл в 2008 году в Москве. До 2011 года проходил ежегодно, а затем мы перевели его в формат биеннале.

То есть после 2015 года следующий фестиваль пройдёт только в 2017 году. У вас, наверное, есть желание проводить фестиваль почаще?

Есть (смеётся), но тут всё зависит от сил. Ведь, хотя сам фестиваль длится 4 – 7 дней, работа над ним идёт целый год. Весь год уходит на подготовку фильмов, получение прав, долгие переговоры с дистрибьюторами или правообладателями.

В чём специфика латиноамериканского кино в контексте мирового?

Латиноамериканское кино имеет неоспоримое преимущество. Культура Латинской Америки – это огромный запас образов, мифов, легенд, историй, который никогда не исчерпается. Например, в этом году мы показываем колумбийский фильм, сюжет которого может показаться фантастическим, однако это вполне нормальная для Латинской Америки, повседневная история. Это рассказ о музыканте, который хочет вернуть своему учителю заколдованный аккордеон, который мешает ему жить нормальной жизнью. Вера латиноамериканцев в сверхъестественные силы настолько сильна, что даже человек материалистических взглядов в Латинской Америке изменит свое мнение. Это абсолютно в духе «магического реализма» Габриэля Гарсиа Маркеса. Это невероятная история, которая рассказывается как реальная, повседневная.

В России латиноамериканское кино часто воспринимается через стереотипы: считается, что это обязательно «мыльная опера» с невероятным накалом страстей, интригами… Характерно ли это для фильмов кинофестиваля Latinofiesta?

«Латиноамериканское кино, вопреки стереотипному восприятию, на самом деле очень глубокое и философское»

На самом первом фестивале мы получали комментарии от людей, мыслящих подобными стереотипами и уверенных в том, что на фестивале будут показывать «мыльную оперу» вроде сериалов 1990-х гг. Но латиноамериканское кино, вопреки стереотипному восприятию, на самом деле очень глубокое и философское. В этом году 29 ноября мы покажем боливийский фильм «Иви Мараэй: Земля без зла» (Yvy Maraey: Tierra sin mal) о путешествии кинорежиссёра, который едет в джунгли снимать фильм о племенах, не имеющих контакта с внешним миром. В результате он находит не дикарей с луками и стрелами, а людей в обычной одежде – в джинсах и рубашках, но при этом понимает, что это абсолютно другие люди с совершенно другим восприятием мира, другими амбициями, чувством юмора и целями в жизни. Наличие таких коренных племен, мифология и культура которых является важным элементом культуры каждой латиноамериканской страны, – это еще одно преимущество Латинской Америки. В Латинской Америке осталось довольно много народов, не контактирующих с внешним миром. С ними хорошо снимать приключенческие фильмы, главное, чтобы они тебя при этом не видели (смеётся).

«Земля без зла». Источник: i.ytimg.com

Какие существуют различия между кино разных стран Латинской Америки?

Латиноамериканское кино зачастую имеет социальный окрас. К примеру, венесуэльский фильм «Брат» (Hermano) из программы предыдущего кинофестиваля повествует о двух братьях, мечтающих стать футболистами. Но ребята живут в бедном пригороде Каракаса и не имеют материальных возможностей заниматься любимым делом. Такие темы, во-первых, близки обществу – этот фильм стал одним из самых коммерчески успешных в Венесуэле, а во-вторых, понятны и хорошо «продаются» в мире. Фильмы, рассказывающие о мечтах и борьбе за их реализацию, конечно, очень популярны. «Брат» был поддержан ЮНЕСКО, которая поощряет старания детей во всём мире исполнить свою мечту, добиться чего-то большего.

«Аргентина производит коммерчески успешное кино»

Мексиканские фильмы последних лет часто затрагивают проблемы нелегальной миграции в США, наркотрафика – социальных проблем, свойственных обществу. Пусть это несколько поверхностные темы, которые понятны и успешно продаются за рубежом, хороший режиссёр обязательно привнесет в эту оболочку собственное философское, притчевое послание. Аргентина производит коммерчески успешное кино. Фильм 2009 года «Секрет в их глазах» (El secreto de sus ojos) как известно, получил Оскар.

Сейчас Латинская Америка создаёт кино, пользующееся большим успехом в Европе и США. Каждая страна, будь то Мексика, Бразилия или Куба, вкладывают в фильмы частичку своей культуры. Мексика, Боливия, Перу, Эквадор часто ищут успеха, исследуя индейскую тему.

В США зарубежным фильмам, должно быть, непросто снискать популярность. Какие латиноамериканские картины успешны в этой стране?

Например, бразильский фильм «Элитный отряд» получил невероятное количество призов на кинофестивалях как в США, так и в Европе. Что касается широкого проката, в США успешно идут фильмы жанра артхаус из Мексики, Аргентины, в том числе и потому, что их смотрят живущие в США многочисленные латиноамериканские диаспоры. В Европе латиноамериканское кино имеет более элитарный, богемный оттенок.

В этом году на фестивале представлены картины из 8 стран: Аргентины, Боливии, Гватемалы, Колумбии, Мексики, Перу, Парагвая и Чили.

В России самый популярный бразильский фильм – «Город Бога». Какие ещё бразильские картины достойны внимания?

«Элитный отряд», самый успешный из недавних фильмов, который я уже упоминал; «Разбитый апрель»; «Дневники мотоциклиста» и другие.

Большое спасибо за увлекательную беседу!

Автор: Наталия Клименко