Проблема социальной защиты прав трудящихся сегодня активно обсуждается на различных дискуссионных площадках: на очных дебатах, в новостных лентах, в комментариях социальных сетей. Особенно остро в обществе воспринимаются вопросы гендерного равенства, в частности права женщин в сфере трудовых правоотношений. Мы поговорили с кандидатом юридических наук, заведующей кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ, директором АНО «Центр социально-трудовых прав» Еленой Сергеевной Герасимовой. Елена Сергеевна рассказала нам о нынешней ситуации с трудовыми правами женщин в России, а также поделилась своим мнением о предлагаемых законодательных поправках.

Здравствуйте, Елена Сергеевна! Большое спасибо за готовность побеседовать о насущных проблемах! Сегодня хотелось бы поговорить о социальных гарантиях защиты труда женщин. Скажите, пожалуйста, какими правами в трудовых правоотношениях обладают сегодня в России беременные женщины и женщины, вышедшие в декретный отпуск?

Беременным женщинам предоставлен целый ряд гарантий от запрета увольнения их по инициативе работодателя до ограничений при направлении в командировки, привлечении к сверхучроной работе и работе в ночное время, предоставлении отпусков и пр.  Главным, пожалуй, стоит считать то, что работающей по трудовому договору женщине в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, предоставляется отпуск по беременности и родам на период 70 дней до предполагаемой даты и родов и 70 дней после родов. То есть, он предоставляется сразу на 140 дней, если отсутствуют какие-либо иные обстоятельства (осложнения при родах, рождение нескольких детей). Соответственно, за этот период и выплачивается пособие по беременности и родам в размере среднего заработка. После окончания отпуска по беременности  родам предоставляется отпуск по уходу за ребенком (он может продолжаться до трех лет), а до полутора лет выплачивается пособие по уходу за ребенком в размере 40% от среднего заработка (с учетом ограничения максимального размера).

Существуют ли какие-нибудь «подводные камни» при увольнении в такой ситуации?

Получается, что если женщина забеременела, но затем уволилась по каким-либо основаниям, она уже не имеет права на отпуск по беременности и родам и соответственно пособие по беременности и родам, а также на пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Таким образом, на это время женщина остаётся практически без каких-либо самостоятельных средств к существованию, за исключением пособия при рождении ребенка.

Недавно, а именно 8 сентября, депутатом партии «Справедливая Россия» Александром Александровичем Агеевым был внесён законопроект в Государственную Думу, целью которого является предоставление дополнительной материальной поддержки беременным женщинам и женщинам в декрете при их увольнении. Какова ваша общая оценка законопроекта? Необходим ли он РФ на данном этапе развития социальных прав трудящихся?

В целом, это хорошая идея для женщин. Ее суть, как видно из текста законопроекта, в том, чтобы за счет средств фонда социального страхования выплачивать пособие по беременности и родам и по уходу за ребенком и тем женщинам, которые не состоят в трудовых отношениях и не находятся в отупске по беоеменности и родам или по ходу за детьми. Однако возникает очень много вопросов при прочтении текста законопроекта и пояснительной записки – они не согласованы и даже противоречат друг другу. Главным преимуществом такой инициативы, на мой взгляд, является то, что сейчас единственное пособие, на которое может рассчитывать женщина в рассматриваемой нами ситуации, это единоразовое пособие при рождении ребёнка, а далее уже выплачиваются лишь очень небольшое пособие в фиксированном размере до достижения ребёнком возраста полутора лет. Если поправка будет принята, то уволенная в период беременности женщина сможет получать пособия в связи с материанством как состоящая в трудовых отношениях (т.е. в т.ч. пособие по беременности и родам). Пособия будут выплачиваться в таком же размере, как и работающим женщинам.

Вы сказали, что при изучении инициативы появляется множество вопросов. В чём состоит недоработка предложения?

Поправка, как следует из текста законопроекта, касается увольнения женщины по любым основаниям, в том числе, если это увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию женщины. В это же время в пояснительной записке к проекту говорится о прекращении срочного трудового договора, идет речь об увольнении в случае выхода на работу основного сотрудника. Содержание посянительной записки не соответствует содержанию текста законопроекта. Кроме того, неясно, почему приводится именно тот случай, когда трудовой договор был заключён на время отсутствия основного работника. Действительно, по действующему законодательству в такой ситуации женщине должны предоставить возможность перейти на другую должность. Однако содержание текста поправки значительно шире — норма относится к увольнению по любому основанию. Стоит уточнить, что если мы говорим о срочном трудовом договоре, то уже относительно давно в Трудовой Кодекс была внесена новая норма, касающаяся прекращения срочного трудового договора с беременными женщинами. Согласно этому положению, если женщина, работающая по срочному договору, беременеет, то данный договор продлевается с ней до окончания беременности, а если ей был предоставлен отпуск по беременности и родам – то до окончания этого отпуска.

Как вы считаете, повлияет ли принятие такой инициативы на работу Фонда социального страхования?

Это пособие в любом случае выплачивается за счёт средств Фонда социального страхования. Сейчас такие выплаты предоставляются женщинам по месту их работы. В некоторых регионах России процесс иной – проводится пилотный проект, в рамках котрого все пособия выплачиваются напрямую Фондом социального страхования. Непосредственно в обсуждаемой ситуации, мне кажется, что людям будет довольно сложно получать пособия у работодателя при некоторых обстоятельствах увольнения. Например, женщина может увольняться по собственному желанию в связи с переездом, и тогда ей будет сложно обращаться с необходимыми документами к работодателю по месту прежней работы.

Что бы вы предложили изменить в тексте законопроекта?

Я считаю, что в данном случае было бы удобнее, если бы пособие выплачивалось территориальным органом страховщика. Опять же, в законопроекте присутствует формулировка «или … или», то есть выплату обязан произвести либо страхователь, либо территориальный орган страховщика. На практике при правоприменении несомненно встанет вопрос, кто же именно должен совершить необходимые действия по выплате пособия – вопрос должен быть четко решен именно законом. Это вопрос юридической техники.

Какие последствия, на ваш взгляд, повлечёт принятие данного законопроекта в существующей редакции?

В нынешней редакции применить и реализовать его будет практически невозможно, так как будут возникать бесконечные разногласия. Во-первых, закон не может быть написан так, что обязанность возлагается или на одного, или на другого субъекта. Это должно быть чётко определено. Во-вторых, на сегодняшний день всё же в абсолютном большинстве регионов пособия выплачиваются работодателем. Значит, положения законопроекта могут оказаться неудобными для женщин. Думаю, оптимальным вариантом было бы возложение обязанности по выплате такого пособия на территориальный орган страховщика.

Елена Сергеевна, спасибо за то, что согласились уделить нам время! Было очень интересно услышать ваше мнение!

Автор: Полина Чесалова