5 марта в Artplay Media состоялось открытие выставки “Московский концептуализм. Связь”, которая совмещает архивные материалы знаковых концептуалистов с работами молодых художников, явно указывая на культурную преемственность. Знаковые художники — это члены Школы московского концептуализма, которые и развили это направление в России в 70-ые годы, сделали его знаковым, а новое поколение художников — их преемники. Как наследие московского концептуализма повлияло на искусство наших дней разбирался THE WALL Magazine.

Концептуализм появился во второй половине 60-х годов, когда художники задались вопросом, что означает искусство в принципе. Ответом не могла стать только живопись. Используются фотография, видео, схемы, коллажи, а главное — текст. Андрей Монастырский, один из родоначальников московского концептуализма, определяет это направление так: “На первом плане шел текст, а уже потом возникали какие-то визуальные моменты”. Но надо понимать, что именно московский концептуализм развивался в изоляции от всего мира, а следовательно делал это особым путем. Московская концептуальная школа уделяет тексту еще больше внимания, дает ему главную роль. Он появляется в схемах, в подписях к изображению, а зачастую выступает и как самоценное произведение искусства.

Сейчас концептуализм вновь входит в моду. Буквально осенью, например, МАММ открыл ретроспективу Виктора Пивоварова, одного из основателей этого направления. Осенью же в “Гараже” состоялась премьера документального фильма “Бедные люди. Кабаковы”, рассказывающем о художнике Илье Кабакове, а выставка его с супругой совместных работ прошла в ТГТ на Крымском валу. Выставка в Artplay Media же посвящена влиянию московских концептуалистов на художников нашего времени, что и выделяет её из числа прочих, акцентирующих внимание лишь на знаковых фигурах в этом направлении.

Сначала зрителя знакомят с видеоматериалами и газетными статьями о концептуалистах. Далее выставлены предметы, задействованные в перформансах. Это, например, веревка, длиною 7 километров, использованная в акции группы “Коллективные действия”. Примечательно, что все предметы находятся в прозрачных ящиках, сквозь которые видно работы современных художников, находящиеся уже в следующем зале.

Молодое поколение наследует от концептуалистов любовь к текстам, часто достаточно абсурдным, схемам и коллажам. Работа Александры Киселевой представляет плакат с рассказом о маме, которая придумала себе дочку. Своим стилем она напоминает словно брошенные в пустоту строчки с картин Пивоварова. “Ударил он меня молотком по голове и заплакал” — написано на одной из них.

К тексту прибегает и Варвара Гранкова, только вот одним холстом она не ограничивается и вовлекает в работу зрителя: предлагается написать на бумажке, что вам надо сделать в ближайшие дни, и приклеить на стену.

Отголоски концептуализма слышны даже в видеоинсталляциях. В работе Насти Жегал камера, как поезд, едет по туннелю метро. Стена, на которую проецируется видео, увешана безликими масками, напоминающие толпу людей, постоянно входящую и выходящую из вагона. Маски глупо смотрят на тебя, а камера монотонно едет по туннелю, и в этот момент тебя переполняет чувство одиночества среди людей-случайных пассажиров, желание выбраться из рутины, что так свойственно концептуалистам.

Закрытый вернисаж предоставляет бесценную возможность посмотреть не только на работы, но и на самих художников. Пока молодое поколение, мило улыбаясь, указывает друзьям на свои картины, время от времени зависая в айфоне, матерые художники, словно нарядившись на концептуальный хэллоуин, гордо шагают по галерее. Они будто сами часть какой-то инсталляции: один из них одет в галериста, торгующего картинами из-под полы плаща, второй — семинарист, советующий на все выставки приходить в необычных головных уборах: он рассказывает о своих работах, а после достает из авоськи серебряную корону с козырьком и уходит.

Кажется, Artplay из пространства, в котором можно было увидеть только слайд-шоу картин Ван Гога или Босха под красивую музыку, превращается в галерею, понятно и оригинально рассказывающую о современных направлениях в искусстве, привлекая к этому молодые таланты. Конечно, мультимедийные выставки оттуда не исчезли, и, признаться честно, чувствуешь себя странно попадая из зала, посвященного концептуальному искусству, в зал с также недавно открывшейся мультимедийной выставкой Климта, но за пространством становится интересно следить. Тем более  “Московский концептуализм. Связь” — это лишь первая выставка из целого цикла “Выбор куратора”.

Автор: Злата Лиман

Фото: Александра Карташова