Россия является одной из нескольких стран, занимающих лидирующие позиции в рейтинге по количеству самоубийств среди населения страны [РИА Новости]. В свою очередь, средний показатель суицидов подростков превышает мировой показатель примерно в три раза. По приблизительным данным, каждый день в мире кончают с собой примерно 4 000 000 человек [Lossofsoul]. Довольно внушительная цифра, не так ли? Примерно 40% этого числа составляют суицидальные попытки представителей подросткового возраста. Главный вопрос, возникающий при просмотре данных показателей – что же может пойти в жизни подростка не так, что лучшим решением всех проблем будет считаться самоубийство?

Проблема самоубийств является довольно изученной, о чем говорит достаточное количество публикаций и исследований на эту тему. Однако, зачастую центральное место в такого рода работах занимает изучение суицида как действия, в то время как смежные проблемы остаются слегка в стороне. В нашей статье мы хотели бы уделить чуть больше внимания понятию парасуицида подростков, процессу формированию суицидальных мыслей, причинам суицида в общем, и всему тому, что вкупе представляет собой тот шаткий мостик на пути к непоправимому.

Каждый из нас на житейском уровне знает, что такое суицид и «с чем его едят», но давайте немного углубимся в данное понятие. Самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное [Анцупов А. Я., Шипилов А. И., 2006]

Как бы банально это ни звучало, в первую очередь самоубийство направлено на причинение вреда самому себе. Существует классификация самоубийств, включающая в себя два понятия:

Истинное самоубийство когда стремление покончить с собой является, по мнению личности, единственно верным, а порой даже необходимым, когда человек отказывается воспринимать мнения и реакции окружающих.

Демонстративное самоубийство – когда индивид совершает суицидальную попытку ради привлечения внимания. Человек, совершающий демонстративную попытку суицида, обычно не планирует причинять сильный вред самому себе. В целом, степень повреждения зависит от того, насколько вовремя были замечены первые попытки.

Так что же является тревожным сигналом и как понять, что ваш знакомый, друг или же близкий человек может быть подвержен суицидальным переживаниям?

Первым показателем следует считать такие мысли индивида, как: «мне не следует жить», «без меня было бы лучше», «если меня не станет никто и не заметит» и др. Казалось бы, подобные мысли можно встретить у множества людей, а объясняется подобное простым наличием у упомянутого выше индивида низкой самооценки. Однако, даже если человек ещё не задумывался о самоубийстве, отрицание собственной важности и ценности, превращенное из простых навязчивых мыслей в неоспоримый факт, может привести к разрушающим психику последствиям.

После появления подобных мыслей поведение личности, подверженной суицидальным идеям, проходит три стадии:

  • Первыми появляются пассивные суицидальные размышления – человек не отрицает возможный исход в виде лишения себя жизни;
  • Затем суицидальные замыслы – индивид начинает продумывать собственную смерть в мельчайших подробностях – метод, время и место;
  • Завершается все принятием окончательного решения, уверенностью в истинности собственных убеждений. После чего суицидальные намерения переходят во внешнее поведение.

Нельзя сказать, что желание покончить жизнь самоубийством приходит в голову внезапно – оно формируется в голове человека довольно длительное время, подкрепляясь различными событиями, размышлениями индивида, действиями окружающих. Хоть идея обычно и имеет довольно прочную базу, сам акт суицида может быть импульсивным: сильные, мимолетные эмоции могут запустить механизм, который длительное время работал в холостом режиме.

Основными причинами суицидов среди подростков служат личностные и семейные конфликты (проблемы с родителями, неудачные влюбленности, недостаток внимания от окружающих), состояния психического и физического здоровья (некоторые психические заболевания, расстройства личности, соматические болезни), антисоциальные конфликты (боязнь наказания, суда, позора), употребление алкоголя и наркотических средств, конфликты в школе и на работе и др. (Мартыненко А.В., 2005).

Почему же большинство решаемых, с точки зрения других людей, конфликтов подводят подростков к идее о том, что найти выход можно лишь через суицид? Что осложняет более легкое восприятие проблем?

Одной из самых распространенных причин самоубийств среди подростков является именно «подражание». В современном мире молодые люди всё активнее и активнее стремятся перенимать друг у друга какие-то привычки, идеи, подражать друг другу и всё больше терять собственную индивидуальность, растворяясь в общественном мнении. Почему-то именно мысль о том, «как прекрасно быть такими одинаковыми» засела в голове у нынешних тинейджеров и, соответственно, приводит к не самым благоприятным последствиям. Мнение общества для большого числа подростков стоит намного выше их собственного, таким образом, толпа запросто управляет поведением молодых людей, направляя их мысли в определенное русло.

Одним из главных недостатков современной молодежи является заниженная самооценка, поэтому влияние масс может сослужить как хорошую, так и плохую службу. Прислушиваясь ко всем вокруг и не слушая себя, подростки ищут помощи в решениях собственных проблем в окружающем их обществе, надеясь заручиться поддержкой, сочувствием. Хотя с другой стороны, наблюдая за жизнями некоторых людей в Интернете, тинейджеры могут формировать в голове образ того, как делать не надо и не совершать определенные ошибки, руководствуясь опытом увиденного, что является полезным для их дальнейшего развития. Подвергаясь дурному влиянию, молодой человек может принять неверные решения, что может привести к суициду. Стоит лишь надавить на комплексы молодых людей, как они тут же начинают копаться в себе, вместо того, чтобы защищать себя от нападок посторонних людей. Подытожив сказанное, мы можем видеть, что огромную роль в суицидальных настроениях подростков играет общество и влияние толпы.

Как же происходит популяризация мнения о том, что всё можно исправить посредством самоубийства?

Ответ не столь оригинален: СМИ и социальные сети. Телевидение предоставляет нам широкий выбор программ, кинофильмов и сериалов, пропагандирующих насилие, пошлость и ложные ценности. Психика подростков в возрасте от 12 до 17 ещё только формируется, поэтому активный просмотр телевидения может привести к некоторому сдвигу, влекущему за собой пересмотр понятий «хорошо» и «плохо», а также делает тинейджеров более уязвимыми к появлению суицидальных переживаний (Андреев  К.А., Быкасова  Л.В., 2013).

С развитием интернета жизнь людей плавно перетекла в виртуальный мир, а самыми «прошаренными» пользователями Всемирной Паутины как раз оказываются подростки, ищущие понимание и принятие. Романтизируя образ страдающего героя, мальчики и девочки нередко ищут соратников в соц. сетях, доверяя незнакомым людям самое сокровенное. Подверженные влиянию, они прислушиваются к своих виртуальным «друзьям», которые могут культивировать в них не совсем здравые мысли. Так, порой, подросток со спутанной Я-концепцией преподносит решение о том, жить ему или нет, малознакомому человеку в интернете.

«Но не только общение в виртуальном мире может вести к появлению суицидальных мыслей. Как говорилось выше, подростки крайне подвержены подражанию. Так, наблюдая за жизнями людей в различных соц. сетях, тинейджеры могут перенимать неправильный тип реагирования на жизненные проблемы»   

Рассматривая вопрос об уязвимости, стоит уделить отдельное внимание суицидальным попыткам. Они совершаются намного чаще, чем самоубийства и очень распространены среди подростков. Стремясь привлечь внимание к своим проблемам и переживаниям, молодые люди наносят себе телесные раны, но не ради лишения себя жизни, а ради «подачи сигнала» о бедствии. Подобное «баловство» либо заканчивается сожалением о буйной юности, либо реальной попыткой суицида, что уже не так радужно: шрамы могут зарасти, а человека уже не оживить.

Таким образом, мы подошли к понятию, которое и представляет для нас особый интерес – парасуицид. Для начала, нужно разобраться, что же это такое?

Определений данного понятия огромное множество, мы выбрали одно, довольно четко определяющее данный феномен: парасуицид — один из компонентов пресуицидального синдрома. Незавершенные суицидальные действия, которые представляют собой либо проявления суицидального шантажа, либо этап суицидального поведения, который предшествует завершенному истинному суициду [Энциклопедический словарь по психологии и педагогике].

Возможно, каждый из вас имеет некоторое представление о том, что такое парасуицид. В двух словах, не углубляясь, данный феномен можно описать как «умеренное причинение себе несмертельных травм с целью подачи своеобразного сигнала о помощи».

В одном из исследований [Hawton K., O’Connor R. C., Saunders K. E. A., 2012] было установлено, что парасуицидальные действия (такие как порезы, принятие ненормированного количества таблеток, совершение рискованных экстремальных действий) начинаются примерно с 12 лет у детей, подверженных суицидальным переживаниям. Примерно 10% подростков причиняют себе намеренный вред, не ведущий к суициду. Девушки, как показывают исследования, более подвержены самоистязанию, чем молодые люди. Эксперты утверждают, что такие намеренные действия могут быть причиной множества факторов (психологических, социальных, генетических, биологических, психиатрических), взаимодействующих друг с другом. В целом, парасуицид представляет собой предшествующий суициду этап. Исследования показывают, что подростки, причиняющие себе физическую боль, более подвержены самоубийствам, чем другие представители групп риска [Hawton K., O’Connor R. C., Saunders K. E. A., 2012].

Как бы серьезно ни звучала данная информация, должного подхода к проблеме на данный момент нет. На первое место в исследованиях всегда ставится суицид как действие, ведь важность данного поступка, бесспорно, куда выше, чем парасуицидальных попыток, но ведь проще бороться с огнем в момент возгорания, а не когда дом уже сгорел, не так ли?

В одном исследовании ученые проводили литературный обзор статей, связанных с проблематикой наличия у медицинского персонала негативного отношения к пациентам, попавшим в больницу из-за парасуицидальных действий (чаще всего это были пациенты с порезами) [Felton A., McHale J., 2010]. Если медицинские работники испытывают отрицательные эмоции, хотя должны быть более толерантными, то что можно говорить об обычных людях?

Парасуицид не представляет собой острую проблему в данный момент времени, хотя всё большее количество подростков находят в действиях, вредящих их физическому здоровью, определенный выход для их негативных эмоций.

Далеко не последней по степени важности проблемой является реакция общества на данные проявления. Самым распространенным примером реагирования является негативное восприятие, за которым следует абсолютное равнодушие. Поскольку работ по проблеме реагирования обществом на парасуицидальные попытки не так много, нам тяжело предоставить точные данные на предмет того, почему к таким людям формируется излишне негативное или позитивное отношение.

Единственное, что должно быть предельно ясно каждому – подобные действия не должны поддерживаться, но будет в разы хуже, если прибегать к их игнорированию. В чем же проблема равнодушного отношения к людям с парасуицидальными наклонностями?

Основной причиной проявления подобных наклонностей являются внутренние конфликты личности. Именно они служат своеобразным сигналом к тому, что ситуация начинает выходить из-под контроля. Стоит отметить, что мы рассматриваем подростковый возраст, во время которого формируется, так называемый, «персональный миф», заключающийся в том, что подросток представляет из себя кого-то особенного, выделяющуюся из общества личность. Игнорируя те самые сигналы о помощи, окружающие своеобразно игнорируют самого подростка, что оказывает сильное влияние на самоотношение индивида. Это, в свою очередь, может запускать механизм, который ведет к уже не столь безобидным последствиям.

Данная проблема очень важна для обсуждения и понимания, ведь, как на основе статистических данных, представленных в самом начале, просто так закрыть глаза и проигнорировать тему самоубийств почти невозможно. Осведомленность о процессе формирования мыслей, а также о причинах, предпосылках и возможных предикторах суицидального поведения полезна не только для общей эрудированности и развития собственного социального интеллекта, но и, возможно, поможет всем нам стать чуть более внимательными к окружающим нас людям. Ведь может оказаться так, что они проходят череду довольно непростых переживаний. Остановить намерение на этапе мысли куда проще, чем столкнуться с последствиями.

Милена Гришутина

 

Felton A., McHale J. Self-harm: what’s the problem? A literature review of the factors affecting attitudes towards self-harm/ Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing, 2010, vol. 17, p. 732–740.

Hawton K., O’Connor R. C., Saunders K. E. A. Self-harm and suicide in adolescents/ Thelancet, 2012, vol. 379, p. 2373-2382.

Lossofsoul Статистика Самоубийств// URL: http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm (дата обращения: 17.06.16)

Андреев  К.А., Быкасова  Л.В. Влияние СМИ на сознание современной молодёжи URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7852-2013-05-18-04-11-39 (17.06.16)

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — С. 381—526 с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд//Пер. с фр. с сокр./ Под ред. В. А. Базарова.  Москва: Издательство Мысль, 1994.

Мартыненко А.В. Суицид в молодёжной сфере// Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. C. 139-141

РИА Новости Статистика самоубийств среди подростков в России. Справка// URL: http://ria.ru/spravka/20120220/570313334.html (дата обращения: 18.06.16)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике/ URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/12430 (дата обращения: 17.06.16)