С 25 по 31 октября в Москве в центре ARTPLAY проходит первая кавказская биеннале современного искусства. Организаторы надеются, что подобное мероприятие позволит писать о Северном Кавказе лишь в положительном ключе. В регионе так же, как и во всем мире, развивается современное искусство. 

Но переместимся в камерное помещение московского центра дизайна. Здесь собрали работы маслом, фотографии, керамику и скульптуры из дерева ведущих кавказских художников. Критики перешептываются о неклишированной подаче региона и видят в работах влияние Врубеля и Малевича. 

Открытие началось в 4 часа дня в четверг. Вместо привычного шампанского — кофе в глиняных чашках. Из динамиков в центре зала доносится традиционная музыка. Фотограф одной из московских газет жалуется на организацию. Что ему конкретно не нравится, он не уточняет, но в глаза бросается то, как избирательны были организаторы в подписях к работам: далеко не у каждой картины есть пояснительная табличка с именем художника. Если становится уж очень интересно, кто автор работы, подходишь поближе, наклоняешься к правому нижнему углу картины и пытаешься разглядеть подпись. Отсутствие табличек у работ компенсируется толстым каталогом, в котором представлен каждый участник биеннале. Взять себе такой может каждый, а вот донести, наверно, нет — книга получилась довольно увесистой. Но тут замечаешь холщовые сумки с логотипом Кавказской биеннале, лежащие рядом на столике. Не только каталоги, но еще и флаеры, афиши, стикеры, открытки с видами Кавказа набирают себе гости, любящие надолго запоминать мероприятия благодаря таким памятным сувенирам, а потом складывают их в эти самые холщовые сумки. Как видите, все довольно продумано.

На время проведения биеннале запланированы лекции, публичные дискуссии и, конечно, перформансы. Так, питерский художник дагестанского происхождения Руслан Магомедов, больше известный как Odintri, распишет территорию ARTPLAY. Кстати, совсем недавно Руслан украсил своими работами дома в дагестанском Дербенте в рамках местного стрит-арт фестиваля.

В центре биеннале оказалась работа промышленного дизайнера Темболата Гугкаева, посвященная трагедии в Беслане. Сплетенные металлические трубы арт-инсталляции представляют собой  школу №1, в которой произошел теракт. Работа была создана по мотивам той, что была установлена 2 года назад в осетинской деревне на территории Турции. 

Внимание привлекает фактурное полотно Зака Кахадо с вырезанной из дерева маленькой скрипкой и смычком посередине. У фотохудожника черкеское происхождение. Живет и работает он в Москве, но родился в США.

Керамику на Биеннале представляет Милана Хацукова: ее объемные белые фигуры с таким естественным невыглаженным рельефом расставлены по всему пространству выставки. У Миланы есть своя школа, в которой она учит гончарному мастерству, а в дни биеннале художница проведет авторские мастер-классы. 

Среди скульптур и полотен внезапно видишь несколько подвешенных под потолком (который, кстати, сделан в виде звездного неба) нарядов. Это дагестанская дизайнер Макка Сотавова, прославившаяся своими авангардными работами. Та самая подвешенная под потолок коллекция, посвящена корням художницы. Ее название — “On the road to my roots, Dagestan fever”, а на одном из платьев яркими, словно из гламурных нулевых, стразами вышит вопрос “А ты хочешь?”   

Также на выставке представлен известный инстаграм-проект Мурада и Натальи Османн #FollowMeTo. Специально для биеннале они сделали свои фирменные снимки с протянутой рукой на горах Кавказа.

Участники пресс-конференции считают, что выставку можно воспринимать как павильон Кавказа на Венецианской биеннале. Куратор Заира Астемирова пообещала, что уже в 2020-м году состоится еще более масштабная выставка кавказского искусства, а так и до настоящего павильона в Венеции недалеко. И кажется, скоро СМИ будет все чаще писать о Северном Кавказе именно в контексте современного искусства.

Автор: Злата Лиман

Фотограф: Ника Артамонова