В Главном штабе Эрмитажа до 29 июля проходит ретроспектива «В будущее возьмут не всех» – коммунальная жизнь советских людей глазами гуру тотальной инсталляции Ильи Кабакова в тандеме с супругой Эмилией.
Проект «В будущее возьмут не всех» возник на основе одноимённого эссе Ильи Кабакова, вышедшего в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А-Я». В нем автор рассуждает о Малевиче, который увлёк за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своём опыте. В художественной школе, где он учился, самых талантливых детей награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали шанса на творческую реализацию. Кабаков приходит к выводу, что с годами ничего не меняется, и в историю искусства одни таланты записывают навечно, а другие отправляют на покой.
Выставка посвящена проблеме непредсказуемой судьбы творческих людей. Поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего, а брошенные на перроне работы показывают тех, кто не был принят властью и остался забыт. Эта инсталляция наталкивает на вопрос: «А есть ли будущее у искусства в стране с такими порядками»?
Илья Кабаков будущего в Советском Союзе, увы, не нашёл и в 1989 году эмигрировал в США. Художник является основоположником московского концептуализма и нового жанра — тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а единое пространство. Главная тема его творчества — сложные отношения между человеком и государством.
Заграничные успехи Кабакова — во многом заслуга его третьей жены Эмилии. Она стала для него не только соавтором, но и пиарщиком, менеджером, бухгалтером, доверенным лицом. В трудные кризисные времена Эмилия убеждала галеристов поднимать цены на работы мужа, и это помогало. Покупатели были убеждены, что работы Кабакова – это выгодная инвестиция. Можно сказать, что именно жена сделала имя Илье Кабакову в США.
Творческий союз Кабаковых в своих работах показывает будничную, рутинную жизнь советских людей в эпоху коммунизма. Герои их произведений — неисправимые романтики и мечтатели в обстановке коммунального быта.
Работа «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» непосредственно относится к Илье Кабакову и его последующей эмиграции. Инсталляция считается первой в новом жанре. В основе работы — невыдуманная история из жизни в коммунальной квартире, где личного пространства нет ни у кого из жильцов. И герой произведения находит способ сбежать из угнетающей его обстановки.
Комната заперта, но для зрителя есть щёлочки, в которые он может подглядеть за тем, что же произошло. По словам соседей, жилец соорудил самодельную катапульту и, пробив потолок, запустил себя в космос. Для советских людей полёт в космос всегда был главной фантазией. Кабаков даёт этой теме новую интерпретацию: побег от рутинной и мрачной реальности коммунальной квартиры.
«Случай в коридоре возле кухни» – ещё одна инсталляция о быте советских коммуналок. Все жители находятся в молчаливом противостоянии друг с другом. Кухонная утварь парит в воздухе, а коридор — место сосредоточения беспорядка и хаоса. Весь кавардак контрастирует с живописными полотнами, напоминающими окна.
Сотни предметов личного обихода, принадлежащие вымышленному персонажу, сводятся к сумме его пожиточного существования. Каждый предмет имеет эстетический смысл для героя. Кабаковы ставят перед собой вопрос: «Могут ли оставшиеся предметы рассказать о своём хозяине?»
Масштабный «Красный вагон» — центральная работа в творчестве художника. Именно в тот период он начал создавать свои «тотальные инсталляции». Три ключевых компонента произведения характеризуют исторические этапы развития СССР: конструктивистская лестница, устремлённая ввысь, живопись со сценами счастливой жизни внутри и по бокам вагона и груда строительного мусора. Огромный красный вагон без колёс указывает на застой в развитии государства, и только внутри него звучит музыка, и картинки той, счастливой жизни напоминают о былом. А разбросанный мусор, банки с красками вокруг советского поезда лишь подтверждают развал страны.
Тусклый длинный коридор, на фоне старых обоев развешаны фотографии с воспоминаниями матери Кабакова. Инсталляция «Лабиринт. Альбом моей матери» – одно из самых сильных произведений автора, которое обнажает психоэмоциональные рецепторы человека. Зритель, двигаясь по длинному лабиринту памяти, погружается в чужое прошлое и даже не пытается найти ответы на вопросы, потому что их нет.
В работе «Три ночи» Илья Кабаков демонстрирует разницу двух миров. Три огромных полотна заслонены экраном и позволяют рассмотреть только их часть с помощью биноклей. Ограничивая или увеличивая поле обзора, зрителю предоставляют возможность увидеть то, чего невооружённым глазом не узреть.
Творчество Ильи Кабакова не останавливается на пыльных советских коммуналках. Его новые работы нестандартны и конъюктурны. А выставка с лозунгом из прошлого «В будущее возьмут не всех» просто лишний раз служит напоминанием о размышлениях художник, который вырвался из утопического советского быта. Местами комического, местами трагического. Для каждого это время было своим. И, переходя от работы к работе, мы вместе с Кабаковым пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. А их здесь сотни.
Автор: Виктория Дмитриева