I’m the Lizard King. I can do anything
Jim Morrison

Шестидесятые начались с выстрела. Во Вьетнаме не переставала проливаться кровь. Как ответ на это, возникает множество молодёжных общественных и политических движений. В США люди сходят с ума, все хотят чего-то: кто драться, кто убивать, кто заниматься любовью всегда и везде. И из раскола, произошедшего в стране на фоне разногласий, политической напряженности и расцвета контркультуры, на свет появляется группа The Doors. Сегодня, 8 декабря, вокалисту, автору песен и лидеру американской рок-группы The Doors Джиму Моррисону исполнилось бы 72 года. Благодаря своему характерному голосу, специфичному сценическому образу и глубокой поэтической лирике он считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. В этой статье собраны все студийные альбомы группы, записанные при жизни Моррисона.

Группа The Doors. Фото с сайта youtube.com

Все альбомы, начиная с первого, были записаны на крупном американском лейбле Elektra Records. Дебютный альбом под одноименным с группой названием «The Doors» был создан всего за несколько дней (если считать вместе с микшированием – за две недели), материал записывался практически живьём: с одного-трёх дублей. В январе 1967 над студией на Sunset Strip в Голливуде появилась первая афиша группы: «Дорз вырвались вперед со своим электризующим альбомом»1. Альбом принёс музыкантам мгновенную популярность, положил начало «дорзомании» и подарил музыкантам первый хит «Light My Fire», занявший первую строчку Billboard. Впоследствии альбом назовут одним из самых значимых событий в истории рок-культуры.

Обложка альбома «The Doors». Фото с сайта thedoors.com

В октябре того же года окрылённые успехом The Doors выпустили альбом «Strange Days». В студии появилось 8-канальное оборудование, что позволило музыкантам расширить свои технические возможности и поэкспериментировать. Рэй Манзарек, клавишник группы, вспоминал: «Работая над «Strange Days», мы впервые стали экспериментировать с самой студией как с музыкальным инструментом. Теперь она была восьмиканальной, и мы подумали; «Бог мой, до чего здорово! Мы можем все: можем делать наложение, можем то, можем это… у нас целых восемь каналов. <…> Нас стало пятеро: клавишные, барабаны, гитара, вокалист и студия»»2. В качестве обложки альбома была использована фотография уличного представления цирковых артистов, что очень понравилось Моррисону, который не был доволен обложкой дебютного альбома: «Он выглядит по-европейски. По крайней мере, это лучше, чем наши поганые физиономии»3.

Обложка альбома «Strange Days». Фото с сайта thedoors.com

Самым ярким примером технических возможностей студии стала композиция «Horse Latitude». Поэма, написанная Джимом ещё в колледже, рассказывает о попавших на экваторе в штиль судах, вынужденных выбрасывать за борт груз: лошадей. Для записи шума ветра использовался так называемый «белый звук», на который накладывалась какофония беспорядочно звучащих инструментов (кроме того, музыканты стучали половинками кокосовых орехов, роняли бутылки из-под кока-колы в железные вёдра и так далее), и всё это объединялось околдовывающим драматичным речитативом Джима. Подобные звуковые эффекты разбросаны по всему альбому. Мрачновато-таинственное и иногда даже психоделическое звучание, бескомпромиссное и мистическое, соединяясь с броскими и оригинальными мелодическими ходами, завораживает, заставляет слушателя погрузиться в мир грёз и шаманских обрядов.

«Waiting For The Sun», третий альбом группы, был выпущен в июле 1968. Примечательно, что в альбом не были включены ни заглавная композиция, ни двадцатипятиминутная «Celebration Of The Lizard», планировавшаяся как центральная, но не понравившаяся в результате записи никому, кроме Моррисона. Критики отнеслись к альбому прохладнее первых, назвав его «неровным». Rolling Stone4 охарактеризовали его как отчасти тривиальный, отчасти неофрейдистский, обвинив Моррисона в недостатке тонкости и искусности как в текстах, так и в исполнении. Впрочем, критика не помешала альбому завоевать сердца фанатов и занять первые строчки музыкальных чартов.

Обложка альбома «Waiting for the sun». Фото с сайта thedoors.com

Ровно через год на свет появился четвёртый альбом группы «The Soft Parade». The Doors стали оркестрованными, некоторые песни были записаны с приглашёнными сессионными музыкантами. Новое звучание было воспринято слушателями неоднозначно. На запись альбома было положено много времени и денег (около 9 месяцев и 80 тыс. долларов), однако коммерческим успехом он не пользовался. Журналисты UCLA Daily Bruin, например, назвали решение музыкантов «шагом вперёд» и положительно отнеслись к развитию в плане инструментовки5. Основная же часть публики была шокирована оркестровкой, за которой не узнавала привычных депрессивно-мистических The Doors. Гитарист Робби Кригер сказал об этом альбоме: «Нам самим понравилось, но больше, похоже, никому»6.

Обложка альбома «The soft parade». Фото с сайта thedoors.com

В феврале 1970 был выпущен «The Morrison Hotel». Отметившие неуспех последнего альбома музыканты возвращаются к более привычному формату. The Doors отказываются от «театра» и возвращаются к старому доброму рок-н-роллу. Работа над записью альбома становится тяжелее, Пол Ротшильд, продюсер The Doors, вспоминал о периоде: «Джим или просто не хотел работать, или приходил в студию совершенно пьяным». Тем не менее альбом получил широкое признание: звучание стало более качественным и профессиональным, критики отметили откровенность и автобиографичность лирики. По словам журналиста Creem7: «The Doors подарили нам самый яростный рок-н-ролл, какой я когда-либо слышал».

Обложка альбома «Morrison Hotel». Фото с сайта thedoors.com

Последним при жизни Моррисона альбомом стал выпущенный в апреле 1971 «L.A.Woman». Несмотря на трудности записи, связанные с постоянными отлучками Моррисона и его чрезмерными увлечениями выпивкой и наркотиками, альбом стал воплощением духа The Doors и был горячо встречен публикой. Альбом содержит одни из самых интересных и в то же время тревожно-мистических композиций: это сюрреалистическая ярмарка, карнавал, одновременно яркий и сумрачный, невинный и порочный. Критики называют его вершиной поэтического творчества Моррисона, соединившего в текстах любовь к своей подруге и к Лос-Анджелесу, а звучание музыки отмечают особой слаженностью и гармонией между музыкантами.

Обложка альбома «L.A.Woman». Фото с сайта thedoors.com

Моррисон скончался через несколько месяцев после выхода «L.A.Woman» в Париже, куда уехал, записав свои партии и не дождавшись релиза альбома.

Джим Моррисон. Фото с сайта pinterest.com

Творчество The Doors стало не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом, символом Америки 60-х. Это было воплощение контркультуры, несмотря на непринятие музыкантами роли политических агентов и революционеров. Народ хотел свободы, и The Doors давали им эту свободу, но вместе с ней они давали и право на саморазрушение. Они отправляли людей в чертоги разума и лабиринты подсознания. Моррисон был шаманом, целителем и Дионисом. То ангел, то посланец ада, дух Банши, предвещающий смерть. Он проникал в душу вместе со звуками, с музыкой и ритмами. Он доводил публику до экстаза, карабкаясь по занавескам, бросаясь в толпу фанатов или замирая вдруг в полном молчании на несколько минут. Поэзия Моррисона и музыка The Doors до сих пор трогают до глубины души всех жаждущих отправиться в параллельную реальность.

Автор: Лада Литвинова

1 Голдман А., История The Doors, Doorsmania // http://doorsmania.narod.ru/Books.

2 Голдман А., История The Doors, Doorsmania // http://doorsmania.narod.ru/Books/hystory/history.htm.

3 Моррисон Д., интервью Джона Карпентера с Джимом Моррисоном, Los Angeles Free Press, 1968 // http://jimmorrison.ru/intervyu-s-dzhimom-morrisonom/intervyu-dzhona-karpentera-s-dzhimom-morrisonom.

4 Miller J. Waiting for the sun. Rolling Stone, 1968 // http://www.rollingstone.com/music/albumreviews/waiting-for-the-sun-19680928.

5 Архивы The Doors. Том 1: Джим Моррисон & The Doors. Когда музыка смолкнет…М. Сокол, 1998.

6 Послушай, парень, объяви нас как нужно. Мы – «Дорз»! Моррисон Д. М.: Васанта, 1994.

7 Полный путеводитель по музыке The Doors, Хоуген П., 1993, Doorsmania // http://doorsmania.narod.ru/Books/4.htm.