12 Октября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки сыграли Avishai Cohen Trio.

Так сложилось, что Россия встречает Авишая Коэна раз в пять лет: в 2007 году на «Усадьбе Jazz», в 2012 году с трио – в Доме музыки. Московская публика израильского коллектива не слишком многочисленна, но оттого усиливается ощущение, что каждый идёт за этой музыкой осознанно и вовсе не случайно.

Контрабасист и композитор Авишай Коэн – гений, искрящийся и неутомимый, способный на истинное, первобытное веселье. Он высекает из контрабаса огонь – пальцами, локтями, смычком, хлопками по корпусу, мимикой и бесконечными танцами, напоминающими ритуальные. Музицируя, он становится центром огромной энергетической воронки. Коэн пишет и делает аранжировки сам, и определить природу его музыки не всегда просто: это шире джаза, глубже минимализма и тоньше этники. Музыкант, родившийся в Израиле, нанизывает на джазовые и блюзовые гармонии не только ближневосточные, но и афро-кубинские, андалусские и латиноамериканские мотивы. Авишай поёт на разных языках, играет на бас-гитаре и ударных, импровизирует соло и в команде.

Музыкант создал трио в начале двухтысячных, когда ушёл из коллектива Чика Кориа. Первоначальный состав команды был иным, и в последнее время Авишай играет с Омри Мором (клавиши) и Ноамом Давидом (ударные). На концерте Коэн признался, что «на данный момент они его любимые музыканты, и момент этот длится уже очень долго».  Действительно, за время длительности момента взаимопонимание в команде было доведено до предела. В деле трио напоминает экосистему, в которой всё подчинено естественным законам.

На концерте в ММДМ прозвучали джемы из альбомов разных лет, и энергетическим пиком программы стала стремительная «Smash», но не привычная контрабасная, а гитарная. Бонус-трек концерта – стандарт «Nature boy», который Авишай спел под сопровождение Омри Мора. Пожалуй, тогда шум зала затих впервые, ведь не двигаться под остальную музыку было невозможно.

На рояле Мора лежал синтезатор, и периодически пианист играл и на нём, жонглируя тембрами. Вообще, Омри моментально ориентируется в стилях: импровизируя, он может завершить классический джазовый квадрат прямой цитатой из сонаты Прокофьева, сделав переход логичным. Логично и то, что Авишая Коэна окружают мыслящие и тонкие музыканты. Барабанщик Ноам Давид продемонстрировал ежесекундное схватывание баланса между деликатностью прикосновения и стихийностью джазового ритма.

Обо всём, что делает Коэн и его команда, сложно говорить – это необходимо видеть, слышать и ощущать. Надеемся, что его публичное признание в любви к России и всему русскому означает, что на этот раз разлука не будет пятилетней.

 

Автор: Наталья Михайлова

Источник фото:  jazzmap.ru