Начались осенние трудовые будни, однако для того чтобы не утонуть в рутине, вспомним, что в Третьяковской галерее на Крымском валу продолжает экспонироваться грандиозная выставка (29 июля – 20 ноября), посвящённая легенде и основоположнику русской маринистики – Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Выставка уникальна тем, что её организаторам удалось собрать наиболее значительные произведения художника (в общей сложности 200 полотен) из 17 музеев России, среди которых Государственный Русский музей, Центральный военно-морской музей в Петербурге, Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского, музеи-заповедники «Петергоф», «Царское село», «Павловск», некоторые полотна были предоставлены рядом частных собраний. В самой Третьяковской галерее хранится всего 33 картины и 9 рисунков. Таким образом, выставка, проходящая сейчас в Москве, — это крупнейшая монографическая экспозиция мастера, которая позволяет не только глубже познакомиться с творчеством неповторимого живописца, но и увидеть источники его вдохновения.

Жизнь и творчество художника – это путь гения: например, начав писать под влиянием немецкого романтизма, Айвазовский оставался верен этому направлению на протяжении всего своего творческого пути, таким образом в конце XIX в. предвосхитив искания художников-символистов. Его жизнь была связана с культурами разных стран, таких как Армения (Айвазовский родился в армянской семье), Россия (родным городом живописца была малороссийская Феодосия), Италия и Турция (эти страны вдохновляли художника), а потому его стиль уникален. К тому же, Айвазовский много путешествовал, за всю свою жизнь он побывал более чем в 100 городах Европы и Америки, и, как известно, именно воспоминания о совершённых странствиях стали основой его творчества.

Картины Айвазовского, завораживающе передающие динамику волн, знакомы многим с детства. Брызги волн, тонущие корабли, мрачное небо, парящие чайки, свет, пробивающийся сквозь мрачные тучи, – всё это заставляет замереть перед картиной и почувствовать себя один на один с переменчивой Природой. Художественный критик В.В. Стасов писал о живописце: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычайными красотами»[1]. «Девятый вал», «Волна» и другие картины бушующего или спокойного моря – это творческое наследие художника, известное каждому образованному человеку.

Девятый вал. 1850.

Волна. 1889.

Однако гений И.К. Айвазовского не ограничивался маринистикой. Выставка на Крымском валу знакомит посетителей с творческим наследием живописца, который много путешествовал и вдохновлялся природой различных стран.

Малороссия – тот край, который стал родиной художника и главной темой его творчества. Чёрное море и крымское побережье давали ему сюжеты для таких полотен, как «Девятый вал», «Чёрное море» и др. Однако Малороссия была запечатлена художником не только морской, но и степной, иногда даже зимней.

Чумаки в Малороссии. 1870-1880-е.

Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862.

Зимний обоз в пути. 1857.

Эти картины, представленные на выставке, вызывают как удивление (ведь Айвазовский известен многим исключительно как маринист), так и восторг – малороссийские виды на картинах художника проникнуты невероятным благоговением перед красотой природы и любовью к родному краю.

Италия – страна, во все времена вдохновлявшая русских художников, и Айвазовский не был исключением. Живописец сумел изобразить Италию с присущей ей яркостью: на его картинах мы видим побережье знойного Неаполя, горы, по которым гуляют вдохновлённые гении, почти парящие в облаках («Данте и художник в горах»), виды магической Венеции, которая не могла не привлекать внимание великого мариниста, сумевшего воплотить на холсте волшебство «Южной Пальмиры» («Гондольер на море ночью»).

Данте и художник в горах. 1883.

Гондольер на море ночью. 1843.

Столь же значимыми для художника стали его путешествия в Турцию. На выставке представлены картины, воплощающие восхищение художника архитектурой и духом Константинополя, столь прекрасного его культурным многообразием. В письме друзьям живописец восхищался древним городом: «Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь и Венеция»[2].

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846.

Еще один неожиданный для многих зрителей мотив творчества живописца – религиозный. На выставке посетители смогут увидеть как картины на библейские сюжеты («Хождение по водам»), так и полотна, посвященные духовным исканиям Айвазовского: особенно живописца вдохновляла тайна мироздания, сотворения жизни на земле из хаоса («Хаос»). Эти картины невероятны своей энергетикой, наполненной туманным мистицизмом и светом надежды – даром Творца.

Хождение по водам. 1890-е.

Хаос. Сотворение мира. 1841.

В документальном разделе выставки представлены предметы, позволяющие узнать подробнее о личности художника: это его письма, портреты родителей, брата, жены. Также для воссоздания атмосферы мастерской живописца были привезены экспонаты из Центрального военно-морского музея: штурвал, подзорные трубы, звёздный глобус, макеты кораблей – предметы корабельного быта, сопровождавшие Айвазовского в его морских путешествиях.

Иван Айвазовский – мастер маринистики, который никогда не писал с натуры. Художник творил, вспоминая увиденное, а тем, кто удивлялся его методу работы, говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их»[3]. «Радуга», «Волна», «Девятый вал» и другие полотна живописца завораживали и продолжают завораживать зрителя своей динамикой и силой. Современники Айвазовского по-разному относились к его творчеству: кто-то восхищался, кто-то критиковал – особенно смело критиковал художника мирискусник А.Н. Бенуа, который писал о «невеликой заслуге» Айвазовского в истории русского общества, даже о «трафаретности» его полотен. Однако и он не мог отрицать любовь и талант, которые вкладывал живописец в свои картины: «Айвазовский действительно любил море и даже любил как-то сладострастно, неизменно, и нужно сознаться, что, несмотря на всю рутину, любовь эта нашла себе выражение в лучших вещах его, в которых проглянуло его понимание мощного движения вод или дивной прелести штиля — гладкой зеркальной сонной стихии»[4]. Таким образом, даже ярые критики художника подчас восхищались его мастерством, а потому выставка Айвазовского на Крымском валу не может не вызвать исключительного интереса.

Автор: Екатерина Княжева

Источник изображений: http://gallerix.ru/

[1] Айвазовский Иван Константинович. Сайт о жизни и творчестве художника: http://see-art.ru/bio/.

[2] Айвазовский: http://i-aivazovsky.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st066.shtml.

[3] Рассказы о шедеврах живописи: http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_50.html.

[4] Товарищество передвижных художественных выставок: http://www.tphv-history.ru/books/benua-istoriya-russkoy-zhivopisi31.html.