“Каждый проект – эзотерический опыт”, – такими словами директор музея “Гараж” Антон Белов открывает новый выставочный сезон, который продлится с 31-го января по 10-е мая. Вашему вниманию представляется 4 выставки, полностью узнать которые можно лишь за 10 часов. Они выросли из исследований: некоторые длились по два года. Платформа “Гаража” позволила художникам изучить природу знания, особенно его потусторонние формы. Знание в эмоциональном, в неявном и даже в оккультном. Приходите в музей чувствовать и не забывайте взять к выставке буклет. 

Без буклета, действительно, будет непросто. Даже кураторы и художники не могут прийти к единому мнению, что есть что на выставке. Некоторые заявляют, что в “Гараже” сейчас нет почти ни одного произведения искусства, а тем более искусства современного. 95% материала искусством не являлся, когда создавался авторами. Но тут вступает Антон Белов и говорит, что искусство здесь – всё. Но чтобы экспонаты – от манекенов из этнографического музея до гигантской согнутой пополам башни-гиперболоида в холле “Гаража” – обрели смысл, необходима информация, которой наполнены буклеты. Так, к выставке “Мы храним наши белые сны” даны справки про спиритическую фотографию, масонов, советский восток, а также короткие статьи по каждому художнику. Участница выставки, художница Александра Сухарева, говорит, что вдохновением для проекта послужило исследование “Гребень в траве”. “Оно о том, как люди во время войн, в том числе в блокадном Ленинграде, обращались к так называемым маргинальным видам знания об оккультизме, которым был полон Петербург”. 

Андрей Белый, источник: garagemca.org

“Мы храним наши белые сны” – это очень сложносочиненная выставка. Пространство формирует туго натянутая белая ткань, и в каждом зале она меняет угол наклона. По задумке кураторов, так зритель идет от чистоты райского состояния до окончательного падения. На своем пути вы повстречаете акварельные волны-спирали Андрея Белого (да, того самого поэта-символиста) и нарисованную им же диаграмму собственной жизни, начинающуюся с двухлетнего возраста. Считается, что если вы помните себя с двух-трех лет, то в вас есть задатки к оккультным практикам. А еще исследования в области антропософии и дореволюционные журналы с названиями по типу “Мистический Петербург”. Невольно задаешься вопросом: возможно, тема оккультного знания представляет такой интерес, потому что для нашего сознания она несколько табуирована? На это Александра отвечает так: “Мне кажется, здесь принципиально то, что мы живем в разнополярном мире и не можем знать, какой тип знания нам понадобится завтра. Возможно, именно это и является таким акцентом, который делает этот проект важным. Условное оккультное знание – тоже знание. Другое дело, в каком мире оно нам пригодится. Мы не можем с точностью предсказать, что будет нас ждать завтра. Но то, что эти типы знания снова становятся актуальными и то, что к ним снова проявляется интерес, говорит скорее о современном мире, чем о табу”. Сама она советует обратить внимание на выставке на самаркандскую живопись и ощутить “эстетический заряд”. 

Завершает экспозицию круглая деревянная комната с сиденьями по периметру. Это похоже на странную молельную или даже на аттракцион из старого детского парка. Там Александра Сухарева планирует провести сеанс группового гипноза и записать его на винил. “Как думаете, из этого сможет вылиться еще один проект? Еще одно понимание оккультного знания, например?” – спрашиваю я. “О, это идеальные условия любой хорошей выставки” – отвечает она, и сразу становится неловко, что это я, действительно, спрашиваю о таком очевидном. “Идеально, если выставка дает какой-то отросток, другую ветку, влияет на людей и меняет их”, – продолжает она.

– А в вашей карьере был такой опыт?
– Когда выставка меняла меня? Да. Это была «Документа 13». Это выставка, которая проходит каждые 5 лет в Германии, в Касселе. Кассель – маленький провинциальный город, который живет лишь сосисками и пивом. Абсолютно скучный и бюргерский. Но на время выставки он превращается в интеллектуальную столицу Европы. Это очень значимое событие для современного искусства, которое появилось сразу после Второй мировой войны. Выставка начиналась как возвращение человечеству его человеческого лица через искусство. И в принципе она до сих пор является одним из важнейших смотров современного искусства в Европе. Обязательно съездите на Документу. Она позволила мне, поскольку я там участвовала, увидеть, как все это устроено изнутри. Это был действительно очень трансгрессивный опыт. Выставка была сложной, но думаю, что в ней было созвучие с теми проектами, о которых мы с вами сейчас говорим. Она не была директивно об оккультизме, конечно, нет, но сама нота настроения, мне кажется, созвучна с тем проектом, который мы сейчас видим на верхнем этаже «Гаража». 

источник: garagemca.org

Кроме того, на верхнем этаже “Гаража” можно увидеть выставку “Прохожий” от модного бренда Atelier E. B. Его создательницы, дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи, исследовали роль манекена как арт-объекта. “Взаимоотношение между художником и манекеном отсылает еще и к сюрреализму, – рассказывают они на пресс-конференции, – для художников этого направления вдохновением служила женщина-муза, женщина-манекен”. На Беке Липскомб шерстяной свитер, украшенный древнегреческими орнаментами. Такой же одет и на одном из манекенов, созданном художником Берни Ридом. Это вещь из новой коллекции  Atelier E. B, которую можно приобрести в поп-ап магазинчике, открывшемся рядом с книжным “Гаража”. Художницы продают одежду бренда только в музеях и, таким образом, противопоставляют себя массовой культуре. 

источник: garagemca.org

Презентация выставки “Секретики” начинается со строк Евгения Головина:

В детстве нас часто били

Глобусом по голове

И на карте Бразилии

Остались три или две

Капли нашей крови.

Это исследование человеческой склонности к секретности также не обошлось без эзотерики. Так, здесь представлена серия фотографий, на которых мужчина меняет количество камней, лежащих у него на голове, а вместе с этим меняется и цвет его глаз. Все это не пустое веселье, а работа с архивами, в том числе советскими, и с проектом “Прожито”, занимающимся расшифровкой документов и дневников. Кураторы надеятся, что экспозиция разбудит в зрителе настоящего архивиста, готового копаться в прошлом (причем, иногда в буквальном смысле – среди арт-объектов есть и земля) и узнавать секреты старины.

источник: KudaMoscow.ru

Выходя из музея, вам предстоит пройти под сетчатым гиперболоидом, созданным в рамках проекта Моники Сосновской  “Упражнение на конструкцию. Сгибание”. Об этой гигантской конструкции рассказывают как о живом существе, поглаживая его рукой: “Давайте подумаем об архитектуре как о пространстве замыслов, надежд, утопических стремлений. Вы, например, можете посмотреть в самый верх гиперболоида и понять, какая высота для вас комфортна, а какая — нет”. Да, правда, посмотрите. Только аккуратнее, может закружиться голова.

Новый выставочный сезон “Гаража”: 31-ое января — 10-ое мая.

Автор: Злата Лиман
Источник обложки: hse.ru