Мы продолжаем знакомить вас с молодыми художниками. На этот раз – московские монументалисты рассказали о том, как выйти за пределы формального и общепринятого в искусстве и организовать собственную выставку в историческом месте революции.

Полотна, лежащие на полу, обшарпанные стены, – здесь нет ничего от привычных картинных галерей. Место, пропитанное духом революции, как и искусство, рождённое в его стенах. Московские художники Анастасия Бекасова, Дарья Коноваленко и Антон Лебедев превратили запустелое пространство заводского цеха в художественное: добавив краски, музыки и собственного творчества. Плакат перед входом с цитатой Гёте задаёт тон всей выставке: «Есть три главных врага у искусства – полиция, религия и очищенный высокими моральными принципами вкус», как и её название: «конкретно, ярко, понятно».

https://www.instagram.com/p/BQnvtMpgfuf/?taken-by=dashakonovalenko

Д. К. Эта выставка была создана с чистого листа всего за две недели. Мы начали с поиска места, и обстоятельства сложились таким образом, что мы оказались здесь, на заводе им. Владимира Ильича. Идея и концепция выставки рождались, исходя из самого пространства – той истории, которая разыгрывалась в этих стенах.

В своей экспозиции мы попытались немного отойти от академического образования: мы с Настей учимся в Строгановке, Антон – в МАРХИ – оба вуза достаточно консервативны. В учебное время мы пишем иконы, фрески, выкладываем мозаику, вот почему для нас так важно было придумать что-то свое, новаторское.

Мы хотели просто «оторваться», отойти от классических канонов экспозиции, создать что-то вроде квартирника, куда могли бы прийти наши друзья и отлично провести время. Пока мы молодые — нам все можно.

А. Л. Наша выставка называется «Конкретно. Ярко. Понятно» и звучит довольно революционно, в стиле Владимира Маяковского. Многие инсталляции навеяны самой историей: так, 30 августа 1918 года в этом месте было совершено покушение на Владимира Ильича Ленина.

А. Б. Место рождает историю. Многие объекты для инсталляции мы нашли на территории самого завода: плакаты, ломы, две бутылки «Клинского» для инсталляции «Райский сад», кстати, тоже были найдены тут.

Д. К. А некоторые экспонаты были уже созданы мной и Настей до выставки для других проектов. Так, проект «Фасады будущего» был разработан специально для репортажа на телеканале Москва 24.

А. Б. Мы, как художники-монументалисты, решили спрогнозировать, как бы могли выглядеть безликие фасады московских домов, и внести что-то яркое и позитивное в архитектуру города. На выставке мы создали экспозицию с этими работами. Мы вышли за пределы холста с целью показать – застройка продолжается, она плавно перетекает в «Райский сад». Мы продолжили исследовать тему места комфорта, однако обыграли концепцию в ином ключе.

Д. К. При ближайшем рассмотрении заметно, что сад оказывается вовсе не райским, а растения искусственными, рядом стоят бутылки, а на полу, словно на асфальте – фигура женщины. Однако лавочка в центре по-прежнему символизирует ту концентрацию комфорта и отдыха, необходимого в любом пространстве, чтобы хотя бы на время абстрагироваться от той самой реальности вокруг и научиться нормально в ней существовать.

А. Б. Далее мы плавно переходим в космическое пространство: здесь есть инсталляция, имитирующая космическую систему планет, на стенах можно заметить летающие объекты – шары, они символизируют свободу. Космонавт разбился на своём корабле и улетел в никуда. Всё завершилось. Каждое пространство представляет собой переход в другую реальность. В конце мы все оказываемся совершенно в другом измерении.

Помимо собственных выставок, мы сотрудничаем с другими художниками, на данный момент с Антоном. Принимали участие в экспозиции «Весёлая карусель. Часть 1» у Андрея Бартенева в галерее В3 на Таганке, на выставке художников-монументалистов «Добавь в друзья». В основном мы работаем вместе с Дашей, Антон — наш близкий друг. Мы все невероятно подружились и спелись, а теперь, вот, создали свою выставку.

Д. К. Сумели превратить мрачное пространство заводского цеха во что-то яркое, словно вспышка. Вот такой эксперимент!

А. Б. Все выставки, в которых мы принимали участие, нам немного надоели. Ты просто вписываешь свои работы в общую концепцию, а хотелось сделать что-то своё. Всё это, безусловно, очень сложно, требует больших затрат и усилий: финансовых, моральных и физических. Работа над этой выставкой научила многому, а главное тому, что не бывает ничего непреодолимого. Во время работы над выставкой у нас был бешеный режим. Мы с Дашей ещё успевали учиться, ходили в институт каждый день, проводили целые ночи за работой. Обучение в художественном ВУЗе очень помогает. Это самое важное. Это тот самый инструмент, без которого сложно было бы воплотить в реальность всё нами задуманное. Композиция, рисунок, живопись, колористика — в одиночку этому научиться гораздо сложнее, а без этого никуда не деться.

Говоря о нашем стиле, надо отметить, что мы — художники-монументалисты. В России много больших пространств, территории которых нужно решать. Отсюда та самая советская подоплёка. Советское искусство — важная часть в истории нашей страны. Достаточно взглянуть на триптих под названием «Красный, чёрный, белый», созданный во время поездки в город Сатка, Челябинской области. Мы расписывали фасад и параллельно с этим разрабатывали идеи, которые начали развивать в собственных работах. Представьте себе территорию, в центре которой находится огромная по своим размерам скульптура «Серп и молот», а вокруг только Уральские горы. Правда впечатляет!

Фрагмент триптиха «Красный, черный, белый»

Я думаю, что художник – это не только про обновление искусства, вместе с этим это осознанное обращение к своим истокам, истории. Такие вещи необходимо совмещать. Все что сделано, уже давно придумано, поэтому так важно не заострять на этом внимание, ведь делая что-то свое, ты наделяешь работу своим уникальным смыслом, а значит, создаешь что-то новое.

Автор: Даша Зарубина

Фотографии: Полина Лазарева

Отдельное спасибо Дарье Коноваленко в организации интервью.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.