Фраза “Only lovers left alive” в самоизоляции приобретает совершенно новые смыслы — выжить и не сойти с ума помогают любовь и влюблённость в то, чем ты занимаешься. Создатель проекта SVBD, основатель и креативный директор агентства DEPARTAMENT Пётр Иванов влюблён в творчество, свободу и искусство. Он рассказал нам, почему фильмы, книги и курсы не нужны в текущих обстоятельствах, чем он занимается дома и чего ему не хватает больше всего.

Недавно я была на одном мероприятии, на котором каждого присутствующего просили описать себя в трёх предложениях. Почему-то я впала в ступор и осознала, что мне сложно коротко рассказать о себе. Как бы ты себя представил в трёх предложениях?

Сейчас мне кажется, что я летающий дельфин, который плывёт и прыгает в медиа-океане. Я там отражаюсь, заныриваю и встречаю удивительных существ, мы с ними танцуем и вытанцовываем новые проекты. В медиа-пространстве, как в океане — хочется купаться и с кем-то ещё плавать. 

А если не так метафорично, то можно сказать, что я исследую креативность, творческое состояние, создание новых идей. Я общаюсь с творческими людьми, которые ведут различные мастер-классы, практики: как входить в творческое состояние, где черпать вдохновение, как генерить новое. В трёх словах — я исследователь креативности.

Последняя серия твоих сториз в инстаграме состояла из риторических вопросов о том, где наша свобода, наша энергия, ивенты, вдохновение. Понятно, что это была подводка к онлайн-формату воркшопа SVBD, который состоится уже совсем скоро, 4 апреля, но если вернуться к контексту — как бы ты сам ответил на эти вопросы? Что ты чувствуешь сейчас, в этих обстоятельствах? Появились ли у тебя какие-то инсайты?

Я бы ответил, что не надо быть жертвой, надо быть автором, и если чего-то в жизни не хватает мне, то я могу не жаловаться, а пойти и создать. Так и делаю. Мне не хватает творчества сейчас, думаю, как и многим. Именно поэтому я выступил с инициативой устроить большой онлайн-фестиваль, куда приглашаю всех желающих. Мы там будем заниматься творчеством, это и есть ответ на все риторические вопросы. Именно занимаясь творчеством, человек может испытать полную свободу, может выйти за рамки, может перемещаться в любые миры, даже будучи физически закрытым в одном пространстве, ограниченным финансово, во времени, в  ресурсах, в чем угодно. Я приглашаю на Свободу через творческие практики.

Я благодарен этим ограничениям, которые возникли в моей жизни, потому что они вынудили нас перейти в новый формат

Ваша программа как-то изменилась с учетом того, как люди стали себя чувствовать сейчас?

Как только случился карантин, я выступил с предложением сделать SVBD в онлайне,  меня поддержали друзья и коллеги, мы перешли в ежедневный формат творчества, и у нас общения стало даже больше, чем было. Мы теперь в нон-стоп созвонах, разных тестах, мы каждый день делаем прогоны в конф-коллах на 20-30 человек. Мы проводим разные эксперименты: то танцуем, то поём, то пишем музыку, то рисуем. Мы ищем разных интересных спикеров. 

Основным инсайтом стало то, что всё возможно в онлайне. Раньше я не верил в, онлайн-взаимодействие и всегда был сторонником только живой коммуникации. Именно поэтому SVBD всегда была в оффлайне, и в этом плане я тоже благодарен сложившейся ситуации, этому заточению, я благодарен этим ограничениям, которые возникли в моей жизни, потому что они вынудили нас перейти в новый формат. Поэтому в любом минусе можно увидеть какие-то плюсы, а в любых ограничениях — новые возможности. 

Воркшоп ты переводишь в онлайн, появились ли ещё какие-то планы на онлайн? Думаешь больше над этим направлением или веришь, что скоро ситуация вернётся в прежнее русло, и вы снова сможете делать оффлайн ивенты?

Я уверен, что оффлайн ивенты никуда не денутся, это вопрос нескольких месяцев-года. Конечно, мы переждем этот период, разработаем вакцину, внедрим новые меры безопасности. Наша природа — это встречаться, общаться, коммуницировать. Нам важен запах происходящего. То, что онлайн не передает запахи, — это, конечно, сильный ограничивающий элемент. 

Но новые открытия, которые мы сделали, с нами останутся. Многие сейчас оценят преимущества онлайн-встреч, совещаний. Новая ситуация даёт понять, что можно и по-другому, пусть раньше мы в это не верили. 

Поэтому я уверен, что новый формат фестиваля не заменит оффлайна, но будет крутым дополнением. В оффлайн так или иначе люди должны приехать, доставить своё тело. А онлайн даст нам огромные возможности. В первую очередь, это возможности делать международные мероприятия: мы сможем охватывать всё больше людей по всему миру, сможем достучаться до каждого, кто не боится открывать в себе что-то новое, пробовать, экспериментировать, сможем проводить ивент на английском языке с привлечением международных экспертов. 

Нам важен запах происходящего. То, что онлайн не передает запахи, — это, конечно, сильный ограничивающий элемент.

Для тебя важно пространство, ты постоянно его преобразовываешь. Как должна выглядеть среда обитания, чтобы нам было комфортнее? Что бы ты изменил конкретно в нашем городе?

Идеальное пространство для меня —  город без автомобилей. Где вместо дорог — трава, кусты, деревья, леса. Где нет шума, нет опасности. Я сейчас сижу и смотрю на наш город, на Москва-Сити, и у меня мечта: чтобы автомобили исчезли из города. Тогда будет чисто, безопасно, тихо, красиво. Вот это для меня идеальное пространство.

А как в таком мире будут передвигаться люди?

Возможностей много: начнем с двух ног, которые нам даны природой. Во-вторых, это может быть велотранспорт или самокат, электросамокат. Следующая история — это может быть метро, андеграунд, “зашёл под землю и мчи, куда тебе нужно”. Может, в таком мире изобрели бы какие-то вагоны по особым VIP-картам: люди, которым важен повышенный комфорт (или чтобы их никто не трогал), смогли бы покупать особую категорию билетов и ездить в персональных поездах. Думаю, много существует разного транспорта. Но вот автомобили — они весь город у нас отнимают. Отняли!

Ты не любишь машины, так что по ним на карантине точно не скучаешь, а есть, может, какая-то технология или какая-то штука, без которой ты не представляешь свою жизнь?

Если честно, сейчас меня очень вдохновляют дети: мои два сына.

Хотя “штукой” их вряд ли можно назвать (смеётся).

Ещё какая штука, технология просто запредельная! Технология нового уровня. У них такой классный возраст — 9 и 10 лет. То есть они уже подкованы в технологиях: во всяких приложениях, играх, чатах, тиктоках. Ну и в целом, максимально свободные, творческие, мыслят очень открыто. Они меня вдохновляют, мы с ними часто креативим, бесимся, дерёмся, ругаемся, хулиганим. Что-то конструируем, выдумываем, наводим страху на наших соседей. В общем, это источник и ужаса, и вдохновения, самый большой на данный момент. А дома, в заточении, я могу узнать их лучше, больше общаться. Это огромный источник энергии и новых идей.

А пока ты находишься дома, есть что-то, по чему ты особенно скучаешь? 

Хм… Первая мысль, которая у меня возникла: по свету. То есть меня очень вдохновляет сейчас свет, разные световые технологии, приборы. И мне нравится работа со светом. Мне сегодня как раз должны привезти домой лампы для трансляции SVBD. Да, я определённо по нему скучаю. Свет определяет всё, что мы видим, и многое, что мы чувствуем. Я проходил как-то интенсив по световому дизайну, и преподаватель показывал нам, как за счёт света меняется цвет. Он направлял разные световые лучи под разными углами, и получался зеленый, красный, фиолетовый цвет. И у нас абсолютно менялась картинка в зависимости от света. А потом он выключал свет, и всё, конечно, становилось чёрным. Свет — это медиум, который определяет всё, что мы видим.

По разным световым технологиям я скучаю. А всё остальное есть дома, в онлайне. Пока этого в избытке.

Слушай, а что касается практик: есть у тебя какие-то любимые техники, которыми ты начал заниматься дома, когда тебе не нужно ехать куда-то? Практики осознанности, медитации или креативные практики?

По правде говоря, я очень много работал последний год для того, чтобы внедрить в свою жизнь различные практики. Как раз осознанности, медитации, спорта, общения и так далее. Но сейчас, когда есть реальный вызов передо мной, все эти практики исчезли из моей жизни. И это мне самому говорит об их искусственности.То есть моей природе всё это противоречит, и как я ни пытаюсь себя заставлять, мотивировать… 

Есть такая практика — вписаться в какой-то проект и создавать его, творить его. На пути к этому проекту я становлюсь где-то умнее, где-то сильнее, где-то креативнее. Поэтому для меня лучшая практика — это работа. Вписываться в проект, назначать дату, не понимая вообще, как он будет выглядеть, где мы найдем ресурсы, людей, команду, как эту технологию создать. Мы придумываем заново технологию, как, например, триста человек будут одновременно писать музыку, рисовать, танцевать. Поэтому лично для моего темперамента, для моей природы все эти практики оказались не нужны. И сейчас я встаю с утра, в 11 у нас с командой звонок, на нём мы сразу планируем день, обсуждаем, что нужно сделать, и всё, мы полетели. У меня каждый день куча созвонов, куча встреч со сценаристами, с актерами, спикерами. Каждый вечер у нас тест, поэтому я не успеваю ничем другим заниматься и не испытываю от этого никакого расстройства, тревоги, грусти. Поэтому моя практика — вписаться в проект.

Очень важно слушать себя, мы все разные люди, разные создания, творения. Только если мы находимся в гармонии со своей природой, мы можем создавать что-то уникальное.

Я вот как раз хотела спросить, насколько сложно творческому человеку создать себе график и придерживаться какой-то системы, но, кажется, вопрос отпал сам собой:)

Нет никакой системы у меня, я освободился от этого. В последнее время много общался с людьми, для которых график — это большая ценность. График спорта, график работы, график сна… Хочется им сказать: «Да пошли вы все!». Очень важно слушать себя, мы все разные люди, разные создания, творения. И генетически, и по воспитанию, и по окружению. Только если мы находимся в гармонии со своей природой, мы можем создавать что-то уникальное. Если мы откроем свою индивидуальность. Вот моя индивидуальность, она не приемлет никаких систем, никакой рутины. Мне нужно всё время новое. И будучи таким, принимая себя таким, я могу создавать классные, интересные проекты.

Какой бы совет ты дал людям, невольно оказавшимся взаперти? Какие три фильма, три книги и три курса ты бы посоветовал тем, у кого есть сейчас свободное время? Я встречала многих людей, которые не знают, чем себя занять, как бы это удивительно ни звучало.

Могу дать один совет, самый главный. Вот вы будете читать книги, проходить курсы или смотреть чьи-то фильмы. Это всё опыт каких-то там людей. И они будут вам передавать свой опыт. Сработает этот опыт в вашей жизни, отзовется он в вашей сущности, в вашей природе? Ну, какие-то шансы, наверное, есть. Но самое полезное, что вы для себя сейчас можете сделать, — это придумать какой-то проект. 

Спросите себя:

Если бы всё на свете было возможно, какой бы проект я воплотил? Если бы у меня были все деньги мира, все связи мира, все возможности, какой бы проект я воплотил?

После этого расскажите о своей идее друзьям, найдите единомышленников и сделайте прототип этого проекта за неделю. 

Если вы хотите открыть ресторан, то можно взять и нарисовать его вместе с дизайнером. Если вы хотите создать модный бренд, то можно дома взять и сшить какую-нибудь одежду и даже устроить показ. В процессе создания, на пути к мечте, вы обретете гораздо больше опыта, гораздо больше навыков, чем вам дадут любые курсы, любые книги, любые фильмы. Это будет ваш личный опыт, и вы сможете узнать гораздо больше о себе, прокачаться и провести круто время со своими единомышленниками.

Когда ограничения в передвижении у нас спадут, какие три места ты посетишь в первую очередь?

Во-первых, я пойду в бассейн. Это действительно то место, по которому я скучаю. Пойду туда со своими детьми. Всем, кстати, советую. Бассейн — это уникальное место. Вода на нашей планете — это огромное чудо, надо её ценить. Потом я поеду в какую-нибудь красивую экзотическую страну, азиатскую. Тоже с детьми. И там тоже обязательно будет вода. А третье место мне в голову с ходу и не приходит. Значит, всё остальное — незначительно.

Текст: Алина Гегамова
Фото предоставлены интервьюируемым