[:ru]

Поэзия давно перестала быть приветом из прошлого века в сборниках советских изданий. Молодые поэты вышли на сцену, взяли в руки инструменты и доносят свои идеи до зрителей-читателей всеми доступными способами. Одним из таких поэтов, выступающих с музыкальным сопровождением, является Женя Мори, выпустивший на днях новый поэтическо-музыкальный альбом в соавторстве с талантливым музыкантом Дмитрием Гончаром.

У тебя вышел недавно первый поэтическо-музыкальный альбом. До этого у тебя выходили отдельные записи стихов под чужую музыку. 
Но расскажи для начала о жизни поэта в целом.
В чем главные особенности творческой профессии, и реально ли в ней вообще заработать?

Если говорить про такие профессиональные аспекты, то особенности творческой работы не столько в заработке, сколько в факте откупа. Зарабатывая выступлениями, продажами книг и прочего, ты откупаешься от всего мира и покупаешь себе возможность заниматься исключительно творчеством. Тут не говорится о каком-то стабильном заработке, но этого достаточно, чтобы заниматься своим делом и жить в свое удовольствие.

Чем тебе приходится жертвовать ради своего дела, и какие проблемы это приносит в твою жизнь?

Социальным удобством, скажем так. Многие люди на меня смотрят через призму моих занятий, появляется то самое «тыжпоэт», предвзятость, в общем, с которой я всячески пытаюсь бороться.

Каким был твой творческий путь? С чего все началось и чего ты достиг сейчас?

Началось всё с того, что мне было дико страшно выступить на литературном вечере. Я приходил послушать, посмотреть на людей, и в один из таких вечеров меня вытолкнули на сцену. Правильно сделали, наверное. Художнику нужен зритель, музыканту – слушатель, а выступающему – первая порция аплодисментов. После я начал организовывать свои литературники, а потом и сольные вечера. Мелкими, но уверенными шажками.

Чего же я достиг сейчас? Я достиг минимальной платформы для реализации своих идей, которая в чем-то мне будет мешать, а в чем-то помогать. А самое главное – я знаю, что делать со всем этим дальше.

Занимаешься ли сейчас какой-то организационной деятельностью, кроме личных выступлений?

Нет, я решил полностью отстраниться от любой организационной деятельности, даже свои выступления теперь зачастую передаю организаторам. Каждый должен заниматься своим делом, чтобы не жертвовать временем и результатом. 

Музыканты получают прибыль с продажи альбомов и концертов. А с чего получает основной доход поэт в наши дни, если все стихи в свободном доступе? 

Грубо говоря – на выступлениях и мерче. Под мерчем я подразумеваю книги, сборники стихотворений. Да, все они есть в свободном доступе, но люди хотят держать их в руках, поставить на полочку, в коллекцию. А выступления – это большой организационный момент, механизм, в котором крутится множество винтиков.

Сколько времени обычно ты проводишь в туре? 
Совсем немного, примерно 3 месяца в году. Полтора месяца в полугодии. Скоро, кажется, эта цифра будет расти.

Как ты пришел к идее записать альбом?

Идея записать альбом не нова, альбомы записывались и до этого, но они все были с заимствованной музыкой. А я бы все бросил ради музыкальной карьеры, честно говоря. Потому, когда у меня наконец-то появилась возможность записать собственные инструментальные партии, то я воспользовался этой возможностью, и после двухнедельной работы с моим коллегой и другом Димой Гончаром – появилась «Дхарма». Мы даже не загадывали, какой она выйдет – у меня было несколько клавишных заготовок, но полноценную работу мы оставили для студии. Некоторые вещи решили оставить на потом, некоторые неожиданно появились в этом релизе.

У тебя есть тяга к экспериментам в музыке или тебе достаточно хорошего владения инструментом и возможности записать это?

Конечно, мне нравится экспериментировать со звучанием, с сочетанием инструментов, и, в общем – над упрощением. Раньше, когда я играл один, мне приходилось заменять все инструменты. Тут и гитарная партия, и басовая линия, и еще вытягивать некоторые моменты вокалом. Сейчас можно позволить себе расслабиться и работать с сочетанием различных звуков и инструментов. В той же «DHARMA», например, есть акапелла, электро-орган, струнные, и многое другое. А к осени мы постараемся выпустить и музыкальный альбом, посмотрим, что он будет представлять из себя.

Практикуются ли выпуски альбомов с авторской музыкой у твоих коллег, или вы с Дмитрием Гончаром стали первооткрывателями? 

Я не знаю, честно говоря. Не настолько интересуюсь этой сферой, чтобы с уверенностью говорить «да» или «нет».

Обычно ты едешь в тур один, хотя я знаю, что были туры совместно с другими поэтами, например, с Димой Олейником. Сейчас ты едешь с музыкантом, который и помогал в записи альбома. Как проходит ваша общая подготовка?

Да, есть большая разница. До этого, когда я выезжал в тур, то первое выступление было такой себе гранд-репетицией. Я мог начать учить тексты в поезде, а после импровизировать. Сейчас же мы репетируем, создаем концертные версии тех или иных композиций, работаем над музыкальной частью. Появилась и головная боль с техническим райдером, и прочие приятные музыкальные вещи.

Как в целом на изменения в твоем творчестве реагирует публика?  

Раньше реагировала тяжелее, когда творчество металось из стороны в сторону. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. 
Сейчас уже проще, потому что и я расту, и аудитория растет вместе со мной. Да и становится все капризнее и капризнее, что мне, определенно, нравится. Массе легко угодить, но это неинтересно.

Какие трудности обычно приходится преодолевать во время поездки? И как вообще проходит твоя жизнь во время тура?

Любые трудности, которые только можно себе представить – могут произойти. И встречи с криминальными авторитетами, и задержания-аресты-обыски, и драки в плацкартах, и ненадежные организаторы, которые пытаются обмануть, обвести вокруг пальца. И, конечно же, хорошие вещи, вроде встречи с прекрасными людьми, старыми друзьями. 
Так что жизнь во время тура – это как американские горки, и для меня это большой стресс.

Ты не думал, как можно было бы избежать этого стресса? Или это стало для тебя своеобразным наркотиком?

От него никуда не деться, это черта моего характера. Я довольно нестабильный человек, и вид вокзала может вывести меня из себя. Это не наркотик, не надо как-то облагораживать или романтизировать это состояние. Это просто жизненные реалии.

Скоро свет увидит и твой сборник, из которого взяты стихи для записи альбома. Расскажи о нем. Чем он отличается от остальных? Есть ли отдельные концепции у сборников или истории?

Он отличается от остальных только текстами. Каждый следующий сборник воспринимаешь более взрослым, чем предыдущий. И каждый раз он становится все легче и легче, воздушнее. Я помню времена «Головной Боли» (мой второй сборник) и «Фактотума» (третий) – тексты были злыми, ироничными, иногда циничными. И возраст был такой. А сейчас все проще. Хочется говорить о хороших вещах, о том, что может привести к спокойствию.

Автор: Алина Селивёрстова

Фото предоставлены самим интервьюируемым

[:en]

Поэзия давно перестала быть приветом из прошлого века в сборниках советских изданий. Молодые поэты вышли на сцену, взяли в руки инструменты и доносят свои идеи до зрителей-читателей всеми доступными способами. Одним из таких поэтов, выступающих с музыкальным сопровождением, является Женя Мори, выпустивший на днях новый поэтическо-музыкальный альбом в соавторстве с талантливым музыкантом Дмитрием Гончаром.

Описание альбома вполне полное. Если есть что добавить отдельно, давай представим, что я спросила: «о чем этот альбом»?

Если бы я что и добавил об альбоме, так это описание эгоистичных намерений главного героя. Опять же, вопрос крайне спорный – есть ли разница, какие мотивы у человека, если он делает добро? Но суть лирического героя в его эгоцентризме, он хочет помогать людям потому, что без этого не чувствует взаимодействия с миром. Довольно тщеславно и корыстно, но эти поступки совершаются исключительно с благими намерениями. Переформулировав Сартра, в итоге может выйти, что герой будет так долго делать добро, что даже забудет – зачем?

Альбом был написан вместе с музыкантом Дмитрием Гончаром. Вы планируете развить своё сотрудничество в полноценный музыкальный проект?

Изначально мы с Димой собрались ради создания музыкальной группы. Некоторое время подумав,  решили оставить название моего поэтического проекта. Во время путешествия по Украине, я предложил ему поехать со мной в тур по России, и для этого мы решили записать музыкально-поэтический альбом, идея которого уже давно сидела у меня в голове. В итоге, скорее всего, мы будем заниматься музыкальной группой, но в перерывах писать инструментальные композиции – это совершенно другой процесс, и он доставляет много удовольствия.

Поскольку Дмитрий – новое лицо, не мог бы ты немного рассказать о нём, представить его читателям. И как проходил для вас весь творческий процесс над созданием альбома «Дхарма»?

Дмитрий Гончар – 28 лет, бородатый киевлянин, который с первых минут стал моим другом, и вот уже три месяца мы не разлей вода. Мы познакомились в его фотостудии, где я проводил мероприятие, а после он написал мне в Вконтакте, увидев мои фотографии с гитарой. Мы решили встретиться и поговорить о музыке, после чего он сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться.

Дима подготовил всю аппаратуру для записи альбома, мы отрепетировали, подготовились, но в последний момент у него сломался компьютер. Недолго думая мы взяли билеты в Киев, и отправились записываться там. С восьми утра до восьми вечера мы тестировали аппаратуру, прописывали партии, переслушивали, записывались снова и снова, раз за разом, пока не приходили к удовлетворяющему нас результату.

Для тебя лично это первый полноценный поэтический альбом? 

Да. У меня выходило много аудиорелизов и раньше, но музыку для них я брал из интернета, а записывался за час-два в домашних студиях. Тут же у меня появилась возможность реализовать давнее желание – написать музыку самостоятельно.

Доволен ли ты сам проделанной работой? И доволен ли ты реакцией публики? Какие были ожидания?

Работой доволен. Примерно на 7 из 10. Для меня это очень высокая оценка. Этот альбом мне не стыдно показать людям, и я смог сказать всё, что хотел. Реакцию публики ещё покажет время, но, судя по комментариям и отзывам, – все довольны.

Во многих интервью ты говорил, что хочешь быть ближе к музыкантам. Вот, мы видим, что ты уже на пути к этому. Стоит ли бояться фанатам, что ты забросишь писать стихи и уйдёшь с головой только в музыку?

Если бы от поэзии было так легко уйти, я бы уже давно это сделал. У меня достаточно сил и идей, чтобы заниматься и музыкой, и поэзией.

Под хэштегом «Дхарма» выходили не только стихи, включённые в альбом. Почему именно эти произведения? Каких принципов придерживались при выборе стихов для записи?

Под «дхармой» я выпускал те стихотворения, которые внесены в одноименный сборник. Произведения из альбома – это ведь одна история, долго выбирать не пришлось.

Осенью 2015 у тебя прошёл тур также под названием «Дхарма», в котором ты заявлял, что сменил формат выступлений. Стало меньше шуток, весёлых историй и моментов стендапа. Но тебя все равно трудно представить без пары весёлых историй в кармане. Вот какие моменты больше всего запомнились с процесса записи альбома? Можно ли пополнить копилку историй?

В процессе записи было мало веселых историй, потому что мы сидели и работали, часто были на взводе из-за неудач, а после удачной идеи – одухотворенные. Шутили много, но истории из этого не получится. «До» и «после» – пожалуйста, историй из поездов хватит на книжечку анекдотов.

Во всем твоём творчестве есть основные мотивы и темы, которые ты постоянно затрагиваешь. По большей части это смерть и любовь к близким. Чем отличаются стихи с альбома от всего остального массива творчества? И о чем бы ты хотел писать дальше? В каком направлении двигаться?

Мне нравятся истории подъёма. Так или иначе, я пытаюсь завуалировать это в каждом тексте, потому что отлично понимаю: прямой призыв к действию не поможет людям, что отчаялись, устали или слишком ленивы, чтобы что-то делать. Им нужен намёк, чтобы они сами пришли к этому.

Ты постоянно говоришь, что ты логик и чувства тебе не близки или, по крайней мере, не понятны. Создаётся впечатление, что ты подобен роботу. Но при этом у тебя есть стихи о любви, у тебя есть произведения, в которые вложена буря чувств. Откуда тогда берётся материал для этого? Как чувства и логика уживаются в этот момент?

И снова же – мне понятны чувства, но не всегда понятны обязательства к их выражению. Мои друзья знают, как я не люблю обниматься или редко проявляю дружескую симпатию, и все-таки видят, что я люблю их. Я просто рационален, это не мешает мне чувствовать. Стихи о любви, что я недавно объяснил для себя, не направлены в сторону какого-то определённого человека, это просто трансформация больших и ярких эмоций.

«Прямой призыв к действию не поможет людям, что отчаялись, устали или слишком ленивы, чтобы что-то делать. Им нужен намёк, чтобы они сами пришли к этому»

Без кого, по-твоему, этот альбом не получился бы, не считая вас с Димой? Есть ли какой-то человек, событие, цель или мечта, которые помогали тебе морально в работе над альбомом? 

Есть, конечно же. Юра – человек, у которого мы записывали этот альбом, принявший меня в свой дом. Это каждый слушатель, для которого этот альбом и делался, каждый человек, который читал эти стихи до аудиоформата. Их много, им я благодарность лично выскажу.

Если заглянуть вперёд и немного помечтать, то какой проект ты бы хотел реализовать дальше? Ещё один альбом, только с большими наворотами или что-то кардинально другое, вроде поэтического спектакля, фильма или фестиваля устного народного творчества с тобой в роли ведущего? 

Поэтические спектакли меня не прельщают, я всё больше пытаюсь превратить поэтическое выступление в разговор, чем в какой-то перформанс. Фильм – это маленькая мечта, которую я сейчас даже не трогаю, рано ещё. Пускай созревает. Музыкальный альбом и выпуск книги – вот планы на 2016 год. 

Расскажи о жизни внутри вашего творческого союза. Кто главный, за кем стоят основные решения? На ком связь с общественностью, а на ком завязь с организаторами? И кто вы друг для друга в первую очередь — друзья или коллеги?

Я не хотел бы выделять кого-то главного. Тем более, что ко многим мыслям мы приходим сообща, да и, в общем, – всегда на одной стороне. Что удивительно, у нас ни разу не возникало споров касательно музыки (кроме композиции «дхарма» – по поводу ритм-секции), организационных моментов, названия, стиля, или чего угодно. Мы – друзья, которые воспитаны одной и той же музыкой, выросшие на схожих идеях – потому и идем вместе по этой дороге. 

«Фильм – это маленькая мечта, которую я сейчас даже не трогаю, рано ещё»

Что стало для тебя самым трудным в работе над альбомом? Сочинение самих текстов, музыки, личные переживания или что-то другое?

Я боялся, что музыку будет сочинить крайне тяжело. И действительно: когда садился дома за клавишные, то выдавал несколько нот, но не видел в этом композиции. Как только мы купили билеты в Киев, я сел за клавишные, и за пару часов написал еще 4 композиции (часть из которых даже не использовали). На студии работа пошла еще легче, и там все мелодии обрели свою форму и звучание. Так что в работе над альбомом не было чего-то трудного. Это было волнительно и интригующе.

Кем ты хочешь быть для своей аудитории? И растёт ли твой зритель вместе с тобой?

Лично я никем не хочу быть для своей аудитории. Для них я должен быть набором текстов, аудиозаписей, книг, мыслей, которым можно верить, потому что зла я никому не желаю, и пытаюсь быть ответственным за свои слова. Иначе, в первую очередь, это ограничит меня.

Растёт, разумеется. Куда ему деваться?

Осталось ли что-то из того, что ты стремился донести, недосказанным? Что не вошло в альбом и ни в один стих из последних?

Стихотворение «Зверь» должно было дополнить картину и рассказать о той эгоцентричности, которую я упомянул вначале. О страхе. Но оно не вошло в сборник и, может, никогда и не войдет. Частично – из-за технических моментов, частично – из-за нежелания добавлять в альбом противоречие, рушить его целостность.

А так – я сказал всё, что хотел.

Автор: Алина Селивёрстова

Фото предоставлены самим интервьюируемым

[:]