Говорят, что джаз только для избранных, для тех, кто его понимает — для профессионалов, для музыкантов. Говорят, что джаз мертв. Много чего говорят, если честно. Мы сегодня расскажем другую историю: о том, как объединение Jazz Dealers готовы приобщить наше поколение к новой, прогрессивной, как они её называют, джазовой музыке. Запустив 9 сентября поток музыкальных мероприятий, первым из которых был Last Summer Jazz, ребята обещают перевернуть наше сознание. 2 декабря состоится ещё один концерт (правда на этот раз электронной музыки, но с джазовыми нотками), в преддверии которого мы поговорили с одним из организаторов концертов Давидом Бараташвили. Он поделился с нами впечатлениями и результатами проведения первого фестиваля, а так же рассказал, чего нам ждать от самих Jazz Dealers.

Давид, ты один из основателей Jazz Dealers, и вы уже начали проводить под своей эгидой джазовые мероприятия, самое первое было Last Summer Jazz. Скажи, оправдало ли оно твои ожидания?

О да, нашем джазовом фестивале играли три инструментальные команды, три диджея, работали три площадки на территории клуба Squat ¾. Ожидания мои оправдались на 100%. Изначально мы планировали собрать 200-300 человек, а в итоге пришло около 550! Охват аудитории в соцсетях и вообще в Интернете был около сотни тысяч человек. Поднялся большой ажиотаж, мы были приятно удивлены, когда оказалось, что джаз вызывает большой интерес! Так что да, ожидания более, чем оправдались.

А это было закрытое мероприятие, можно сказать для «знающих и понимающих» или туда мог попасть любой желающий и насладиться музыкой?

Это было абсолютно открытое мероприятие. На самом деле, мы хотели создать импульс для того, чтобы эта музыка и эта культура распространилась на любого человека, но ядром нашей публики был творческий кластер — представители творческих профессий: архитекторы, танцоры, музыканты, дизайнеры, художники. Про «знающих и понимающих» можно говорить в контексте старого традиционного джаза, потому что это сложная музыка, в которую надо вникать. Я, конечно, люблю джаз, сам когда-то играл и продолжаю этим заниматься понемногу. Но в то же время я понимаю, что многие люди не готовы к этому, для них это бывает слишком сложно. Музыка, которая играла на Last Summer Jazz, и вообще музыка, которую продвигают Jazz Dealers, это прогрессивный современный джаз, это музыка, которая достучится до любого, проникнет в самое сердце.

Расскажи о Jazz Dealers, как родилось ваше объединение?

Jazz Dealers… Как-то около года назад я попал на концерт группы Число Пи, где испытал экстаз от этой новой, свежей музыки, которую, как оказалось, играют не только за рубежом, но и здесь, у нас! И как играют! С тех пор они мои кумиры. Почти год я ходил на концерты группы, прежде чем у меня сформировалась в голове мысль, что нужно с этим что-то делать, надо продвигать такую музыку. За это время я обнаружил, что на их концерты ходит очень мало людей, но каждый пришедший уходит с огнем в глазах. И вот я начал водить своих друзей и наблюдать за их реакцией, это был такой эксперимент на уровне подсознания: они не музыканты, не имеют прямого отношения к музыке, но эта музыка оказывает на них потрясающее воздействие. Они её чувствуют от и до, от первой ноты до самого последнего звука, их раскачивает под грув, а после концерта они напевают уже любимые мелодии.

«Джаз — это свобода. Свобода — это то, что делает нас умнее и мудрее, это то, что нас толкает на развитие»

В итоге, спустя почти год, я пришел к выводу, что мы готовы к такой музыке. Мы — это публика, наше поколение. Скажу так, московское поколение. Так и появилась идея фестиваля, а уже в процессе подготовки пришло понимание, необходимо создать объединение. Фестиваль с самого начала планировался не как обособленный проект. Планировался серьезный импульс для развития музыки.

Для развития джазовой музыки?

Да, джазовой и около джазовой музыки. Сейчас появляется очень много направлений, которые сложно определить как джаз или что-то еще. Такие направления сочетают в себе много экспериментального или, например, фьюжн. У нас был фестиваль фьюжн джаза. Этот стиль появился в конце 60-х, начале 70-х и он был немного не в том виде, в котором его исполняют сейчас, поэтому я люблю называть это прогрессивный джаз или прогрессивная музыка. Jazz Dealers будет объединять в себе не только джаз, а вообще прогрессивную и интеллектуальную музыку, которая будет толкать людей на развитие, провоцировать на что-то хорошее и мотивировать.

Как же она будет это делать?

Я немного об этом рассказывал нашим гостям на фестивале. Что такое джаз? Можно долго на эту тему рассуждать, давать научные определения, подбирать музыкальные термины. Но, по сути, джаз — это свобода. Свобода — это то, что делает нас умнее и мудрее, это то, что нас толкает на развитие. Если мы позволяем себе свободу, то в какой-то момент мы окажемся уже на следующей ступени, в новых мыслях. Обнаружим себя в каком-то движении, а движение всегда предполагает развитие. Возвращаясь к теме джаза, джаз — это то, что дает хороший пример, я слушаю джаз и я слышу свободу. Свобода в джазе — это и форма, и содержание.

Почему вы выбрали именно это направление музыки?

Это интеллектуальная музыка, опять же, это музыка, которая заставляет развиваться. Ввиду своей деятельности я посещаю большое количество мероприятий, где я смотрю на опыт других организаторов, других промо-групп. Все преследуют разные цели. У кого-то на фестивале праздник, у кого-то — повод собраться с друзьями. У нас же цель — давать хороший и качественный контент. Наши музыканты профессионалы высокого уровня. Это ребята, которые играют в составах у Ёлки, у Зверей, у разных топовых исполнителей. Но по-настоящему они себя раскрывают в своих джазовых составах. Jazz Dealers направляет свои действия на то, чтобы развивать людей, общество, помогать развиваться таким музыкантам.

Ты с большим энтузиазмом обо всем этом говоришь и буквально заражаешь идеей. И я знаю, что много ребят помогали тебе в качестве волонтеров, как ты можешь объяснить такое желание помочь воплотить чужую идею в жизнь?

Каждый новый человек, который приходил к нам, почти каждый, он приходил через некий контакт. Контакт этот начинался именно с рассказа об идее, той истории, которую я рассказал и вам. А после рассказа я просто давал послушать музыку, либо тащил на концерт! И этого бывало достаточно, потому что люди понимали, что это все не выдумки. Если слушать абстрактно то, что я вам сейчас рассказал, это звучит интересно, но этому нужно подтверждение. Тогда я просто включал музыку и показывал. И все соглашались, потому что это то, что нужно. Волна, которая может сейчас возникнуть, которая получила первую порцию энергии на LSJ, она может положить начало чему-то очень большому. Такому, что уже на западе уже много лет, десятилетия имеет место быть. У нас это может только-только зародиться. У нас чуть ли не каждую неделю появляется кто-то новый, кто хочет присоединиться к нам, в команду организаторов, в ядро Jazz Dealers, потому что круто быть у истоков. Такое ощущение, что сейчас будет развиваться что-то очень масштабное, целое направление культуры.

Вы хотели запустить тренд, чтобы Last Summer Jazz повторялся каждый год. В следующий раз нам ждать чего-то более масштабного?

Да, в следующем году LSJ непременно будет. Кроме него мы планируем ещё ряд мероприятий. Сейчас планируется сетка мероприятий в несколько уровней. Самый верхний — фестивали, мы планируем парочку в год, один из них и есть LSJ. И я уверен, что из года в год он будет развиваться в геометрической прогрессии. Сейчас мы ещё думаем о фестивале на весну, планируем на конец мая. Пониже уровень — это special события.

«Мы хотели, чтобы каждый, кто соприкоснулся с нашей культурой, пришел на концерт, наклеил на телефон наклейку, прочитал эту статью, становился часть нас, то есть Jazz Dealer-ом»

Последний уровень — это концерты одной группы. Кроме того, мы будем ещё устраивать вечеринки, потому что у нас есть не только группы, но еще и диджеи! Например, P-Pat — молодой диджей, который выпускается на лейбле Ивана Дорна, я считаю, что он очень перспективный парень. У него очень свежая музыка.

Не боитесь, что прогрессивная музыка, которая сейчас стоит у истоков, в какой-то момент станет попсой?

Не боюсь ли я, что то станет супер-популярным или, что исполнители перестанут выдавать качественную музыку?

Второе.

Нет-нет, горбатого только могила исправит. Исполнители, такие как Natural Sequence, Brain Work, 21 pm, Space Head, Sex of Insects, Число Пи, долго сами готовились к этому моменту, когда публика будет готова воспринимать музыку и выдают сейчас очень качественные и сочные плоды. Они самые прочные ребята, у которых есть внутри стержень внутри, они не будут снижать качество своей музыки. Я слежу за из творчеством и вижу, как они стремятся к развитию, чтобы каждый день узнавать что-то новое, познавать и, соответственно, выдавать публике новое и еще более качественное. Поэтому я не боюсь, что они опопсеют. Единственное, на что я надеюсь, что они опопсеют – то есть станут популярными среди аудитории, именно к этому мы и стремимся.

Кто-нибудь из джаз исполнителей уже заявил о своем желании поучаствовать в фестивале в следующем году?

Все те, кого я сегодня упомянул точно будут на Last Summer Jazz в следующем году. Многие знают, что мы будем проводить не только этот фестиваль, по этому желание изъявляли в адрес именно мероприятий Jazz Dealers. По этой причине у нас готовится ещё ряд мероприятий в ближайшее время. В течение полугода-года мы планируем выстроить довольно плотную сетку, чтобы в месяц было по 4 мероприятия. Кроме этого я хожу по музыкальным училищам, Jam-клубам и я ищу новые таланты, не обязательно юные, но именно таланты – людей, которые способны и готовы нечто полезное для общества, что-то для развития и наслаждения. У меня в планах найти очень много героев в ближайший год. Герои — так мы называем наших музыкантов. И мы хотим показать нашему поколению, что у нас — у нашей страны — есть потенциал, чтобы создать новую музыкальную индустрию.

Ты собираешься привлечь иностранных исполнителей на Last Summer Jazz?

И на следующий Last Summer Jazz и на другие мероприятия мы будем привлекать иностранных музыкантов. Я уже списывался с некоторыми американскими и европейскими бэндами. Связываемся именно с новой школой джаза. А кто уже будет выступать на фестивале будет зависеть от откликов и нашего выбора.

Насколько трудно было организовать Last Summer Jazz с нуля? Дай несколько советов тем, кто, возможно, хотел бы создать нечто подобное, но пока не решается.

Я не могу сказать, что это было очень трудно или очень просто, это был рабочий процесс. Конечно были тяжелые моменты, которые учили и снабжали бесценным опытом. Тот спектр трудностей, с которым мы столкнулись, обеспечил меня таким багажом знаний, что впредь все должно идти как по маслу! Всякое бывало за момент подготовки мероприятия, а это было около 3 месяцев: были люди которые присоединялись, были те, кто уходил и переставал верить. Но всегда был костяк людей, которые находились рядом и верили. А на финише было уже совсем просто — было ясно, что фестивалю быть. Кстати, именно на финише стало прибавляться все больше людей к нашей команде, кто предлагал свою помощь по раскрутке и привлечению людей на мероприятие. Так сработала философия Jazz Dealers: мы хотели, чтобы каждый, кто соприкоснулся с нашей культурой, пришел на концерт, наклеил на телефон наклейку, прочитал эту статью, становился часть нас, то есть Jazz Dealer-ом. Мы продвигаем эту культуру через максимальное распространение.

А относительно советов… Самый первый совет — это делать. Вы будете слышать очень много комментариев, критики в свою сторону, вам будут говорить, что это нереально, невозможно, не получится. Это все полная чушь. Для того чтобы пойти на такой шаг, как организация мероприятия надо:

1. Провести исследование. У меня оно заняло почти 1 год, в пассивном режиме. Если заниматься этим активно, то можно и за месяц управиться. Исследование нужно, чтобы убедиться в жизнеспособности идеи.
2. Проработать по идеи концепцию.
3. Собрать классную команду.

Но самое главное, что я хочу сказать, что главное — общаться с людьми! Если есть вопрос, тупик, то находите людей, профессионалов, общайтесь с теми, у кого уже есть подобный опыт. Люди очень охотно идут на помощь, дают советы, консультируют. Рассказывайте идею своим друзьям, знакомым, делитесь, это, кстати, помогает при создании концепции по проекту. Когда проговариваешь все вслух, многое вставится на свои места, а в голове укладывается по полочкам.

Автор: Анастасия Аврамова

Фото предоставлены организаторами мероприятия