Благотворительный фонд «Друзья» в партнерстве с НИУ ВШЭ и EY открыл второй набор студентов на образовательную программу для руководителей некоммерческих организаций. Образовательная программа является частью Московской школы профессиональной филантропии. Её руководитель Софья Черногорцева рассказала нам о том, зачем учить людей профессионально управлять НКО, почему в вопросах благотворительности одного энтузиазма мало и действительно ли важно придерживаться концепции Lifelong Learning.

Софья Черногорцева с соучредителями фонда «Друзья» Гором Нахапетяном и Дмитрием Ямпольским

Софья, расскажите, пожалуйста, зачем нужна профессиональная филантропия?

Когда мы говорим «профессиональная», мы подразумеваем, что есть некая профессиональная область, нуждающаяся в специалистах. И в этом смысле благотворительность – не отдельный сектор, а рынок, который, во-первых, тесно взаимодействует с другими рынками, а во-вторых, ещё и очень быстро развивается. К нему приковано внимание государства и общества, из года в год растёт количество массовых и частных доноров. Рынок благотворительности всё больше диверсифицирован: по отдельным направлениям, по регионам. Чтобы он продолжал развиваться, нужны управленцы, представляющие себе не только проблемы отдельного сегмента, а всю картинку целиком. Благотворитель – это уже не просто распределение денег или написание отчётов о потраченных средствах, это профессия. 

Что побудило фонд «Друзья» основать «Школу»?

Ответ на этот вопрос вытекает из первого: мы отталкивались от понимания, что успешная благотворительность должна быть профессиональной. Профессионализм важен не только для тех, чьими руками совершаются добрые дела, но и для тех, кто жертвует средства. Благотворителям важно знать, что их деньги в надежных руках. Кроме того, фонд «Друзья» несколько лет подряд регулярно проводит открытые семинары, практикумы для сотрудников некоммерческих организаций, по отдельным темам: коммуникации, SMM, GR, управление командой, эмоциональное выгорание и другие. По откликам, по тому, какое количество гостей посещало эти мероприятия, мы видели, что отрасль готова и хочет учиться, а института, который отвечал бы за выработку стандартов и «поставку» на рынок специалистов – нет. Московская школа профессиональной филантропии была создана, чтобы выполнять эти задачи.

Расскажите, пожалуйста, о программе курса. В каком формате проходит обучение? Возможно ли стать профессионалом за 9 месяцев?

Профессиональное сообщество сразу назвало курс по управлению НКО – мини-MBA для сотрудников некоммерческих организаций. Формат обучения, как обычно устроено в executive MBA, – модульный: люди продолжают работать и погружаются в образовательный процесс на несколько дней в месяц. Наш курс – это в общей сложности 8 образовательных модулей, 72 спикера, 5 дней очных интенсивов каждую неделю и более 200 учебных часов. Можно ли стать профессионалом, закончив MBA? Нам кажется, можно сильно прокачать существующие навыки и получить новые – упор сделан на этом. Мы помогаем студентам стать профессиональнее: через образовательную программу, за счёт новых связей и самое главное – за счёт диффузии, которая происходит, когда люди «варятся» в одной программе, вместе получают знания и обмениваются идеями. И, наверное, самое главное – мы в том числе работаем с каждым отдельным студентом, его задачами, рабочими проектами индивидуально. Такой личный коучинг.  

Мы видели, что отрасль готова и хочет учиться, а института, который отвечал бы за выработку стандартов и «поставку» на рынок специалистов – нет. Московская школа профессиональной филантропии была создана, чтобы выполнять эти задачи

Процедура отбора студентов состоит из нескольких этапов. Какими качествами необходимо обладать будущему филантропу-профессионалу?

После многоступенчатого отбора на уровне анализа личных анкет и видео, каждому потенциальному кандидату предстоит пройти личное интервью с учредителями фонда «Друзья» (Гор Нахапетян, Ян Яновский и Дмитрий Ямпольский – прим.автора). Alumni-профайл включает в себя целый список компетенций. Мы придумали хорошее слово – благопрофи. Именно эти люди становятся выпускниками Школы. Выпускник – это профессионал с прокаченными навыками: он умеет мыслить стратегически, понимает бизнес-инструменты, владеет навыками публичных выступлений, умеет работать в команде, потому что в некоммерческой организации один в поле совсем не воин. Ещё он должен уметь учиться. Нельзя быть просто вдохновлённым энтузиастом – одной эмоции мало. Парадокс, но одновременно мы ищем людей с горящими глазами – на выходе с программы их желание работать в индустрии благотворительности должно усилиться и подкрепиться новыми знаниями. Наши студенты становятся агентами изменений, амбассадорами миссии Школы.

Поделитесь, пожалуйста, итогами 1 курса. Расскажите о первых 26 студентах, сферах их деятельности.

Если говорить об итогах первого набора, то для каждого из наших выпускников Школа стала триггером для самых разных изменений в их профессиональной жизни. Например, одна из студенток Школы Лиля Брайнис за время обучения зарегистрировала юридически благотворительный фонд. Раньше это был некоммерческий образовательный проект по развитию учебных навыков для детей в трудной жизненной ситуации. А другая студентка, Анор Тукаева, совершила со своим проектом пивот: провела фандрайзинговую кампанию и из фонда культурных инициатив решила делать медиа.

Пока что в Школу берут только тех студентов, которые уже несколько лет работают в некоммерческой сфере или имеют опыт управления в бизнесе. Выпускниками первого курса стали либо основатели своих собственных социальных проектов и организаций, таких как «Шалаш», «Добровольцы», «Национальный фонд поддержки и здоровья женщин», так и руководители направлений фондов с платформы «Друзей» – «Выход», «Линия жизни», Фонд Константина Хабенского, «Обнаженные сердца», «Вера» и др. 

Выпускники 1 курса МШПФ

Совпали ли ваши ожидания с конечным результатом? Какие навыки обучающимся удалось развить в течение обучения?

То, кем стали наши вчерашние студенты, а сегодняшние выпускники Школы, превзошло наши ожидания. Во-первых, в том, как они умеют работать в команде: весь год они настраивались, было немало сложностей, а в конце взяли и защитили блестящие групповые проекты. Во-вторых, мы не ожидали, что они действительно будут нести идеи Школы в мир, станут нашими амбассадорами по зову сердца. И, в-третьих, они здорово прокачали свои бизнесовые навыки и смогли приложить новые знания непосредственно к своим проектам. Качественный нетворкинг, глубокие личные изменения, переосмысление стратегии развития своей организации, запуск новых проектов и новые партнерства – вот основной результат обучения для каждого выпускника программы. 

А остались ли довольны программой выпускники? Какую обратную связь вы получили? 

Хочется отдельно отметить один важный аспект – в Школе делается большой упор на идею Lifelong Learning, когда получение знаний и умений не прекращается, так что обучение длится всю жизнь человека, а также на создание эффективных связей внутри организации. В этом смысле, конечно, мы не прощались с нашими студентами даже после выпускного. Нас связывают общие взгляды на тему образования сотрудников некоммерческих организаций и общая миссия – профессионализация отрасли благотворительности. Отзывы студентов очень разные, но почти все они об одном – о внутренней трансформации, которая происходила с ними в процессе обучения. Одни студенты совершили крутой переворот в воздухе и полностью поменяли свои проекты, другие увидели новые точки роста, третьи – вышли на другой уровень понимания. Вот лишь несколько отзывов: «МШПФ – это космос, новая вселенная. Моя точка развития и я смело иду вперед», «МШПФ может стать сообществом», «МШПФ делает лучше. Формат жёсткий и мне это нравится», «МШПФ улучшает мир. Это наша поддержка. То, что объединяет ради будущего» и так далее.

Когда баланс между частным донорством и массовым фандрайзингом будет 50/50, можно будет говорить о высшем балле

Что вы ожидаете от 2 набора? Будут ли внесены коррективы в программу?

Программа зарекомендовала себя, поэтому коррективы будут незначительными. У нас изменилась площадка – теперь студенты будут учиться в одном из помещений компании EY. Очень хотим увидеть новых студентов, которые будут так же хороши, как студенты первого набора. Ожидаем от них результатов и ярких проектов на выходе. 

Расскажите, пожалуйста, о ваших партнёрах. 

В новом учебном году у нас появился новый инфраструктурный партнёр – компания EY. Обучение будет проводиться на площадке её корпоративной Академии, отличное погружение в бизнес-обстановку. Финансово-юридический модуль традиционно поддерживает давний партнёр фонда «Друзья», компания Mastercard. Есть ещё один важный партнёр, который с самого начала помогает Школе финансово и контентно – компания Bosco di Ciliegi. Когда мы говорим о Bosco, мы сразу вспоминаем о силе командного духа и настоящей дружбе – этими ценностями компания делится с нашими студентами, помогает нам с брендингом, например. Несколько модулей учеников Школы очень вкусно кормил «Кофепорт». Отраслевой онлайн-ресурс «Филантроп» – главный информационный партнер: он освещает все новости школы и участвует в питчингах. 

Как вы оцениваете уровень филантропии в России?

Если ввести условную пятибалльную шкалу, где «1» – это начинающий уровень, «2» – ниже среднего, «3» – средний, «4» – развивающийся, «5» – бурно-развивающийся, тогда на рынок можно посмотреть в динамике. В 90-е годы он был на «2», в советские – на «1», а сегодня вырос до «4». Почему не до «5»? На мой взгляд, этому мешает большая зависимость отрасли от государства и решений, принимаемых сверху. Когда баланс между частным донорством и массовым фандрайзингом будет 50/50, можно будет говорить о высшем балле. 

Планируете ли вы трансформировать проект в федеральный/международный?  

По факту он уже является федеральным – четверть студентов первого набора из регионов. Международной она станет, если мы начнём преподавать на английском языке, но пока говорить об этом рано. 

Набор студентов продлится до 15 сентября, подать заявку можно на сайте программы.

Вопросы: Татьяна Алубаева
Фото предоставлены фондом «Друзья»