Неделя финского кино в Санкт-Петербурге – событие, которое каждый год объединяет как заядлых киноманов, так и желающих впервые познакомиться с финским кино, а также тех, кто просто решит хорошо провести вечер.

Открытие 26-й недели финского кино в Санкт-Петербурге прошло 20 ноября в кинотеатре «Аврора». Стартовой картиной стал фильм «Ворчун» режиссёра Доме Карукоски. Фестиваль продлится до 26 ноября, в программу входят 8 полнометражных фильмов, 2 детских фильма и показ лучших короткометражных картин.

Чтобы побольше узнать о фестивале и финском кинематографе в целом, мы поговорили с бессменным программным директором фестиваля, Алексеем Львовичем Дунаевским. Он участвует в организации фестиваля финского кино на протяжении 26 лет, а симпатизирует финскому кино ещё дольше.

Почему Вас увлёк финский кинематограф?

Как советский кинозритель, я был открыт к знакомству со всеми видами кино, с мировым кинематографом. Тогда был такой период, что железный занавес воспитал зрителя, который был готов смотреть кино 24 часа в сутки – даже плохое. Я не пропускал никаких показов. И вот стало понятно, что мы имеем более-менее четкое представление о европейском кино, но вообще никакого о кино Финляндии. Поэтому в 1990 году было решено попробовать договориться с финским консульством об организации кинофестиваля, что было воспринято с большим энтузиазмом. Финское государственное управление кино также заинтересовалось, и мы стартовали с показами. Так возник роман с финским кино, который продолжается по сей день, чему мы очень рады.

Алексей Дунаевский – программный директор фестиваля

Что уникального, на Ваш взгляд, сегодня есть в финском кино? То, что отличает его от европейского, американского или российского кинематографа?

По сути дела, любая национальная кинематография – уникальное явление. Что касается финского кино, то я вижу, в первую очередь, одну особенность. Если кино, скажем, Франции, создаётся таким образом, что французские режиссёры и продюсеры всё время думают: «А какое впечатление наше кино произведёт на немцев? А на поляков?», то, когда финны создают фильмы, им нет никакого дела до того, что об их фильмах подумают в Европе. Они снимают для населения своей страны. А вот уже жители других стран, близких к Финляндии или не очень, просто интересуются финским кино и получают его таким, какое оно есть. Оно не зациклено на том, чтобы всех радовать, попасть в мировой прокат и иметь уникально высокие кассовые сборы.

Но с другой стороны, сегодня финские фильмы часто становятся собственностью не Финляндии, а зарубежных прокатных фирм – мне очень сложно стало последнее время договариваться о показе, потому что финские картины нужно запрашивать у англичан или французов.

к/ф «Ворчун», реж. Доме Карукоски

Почему финские компании меньше этим занимаются?

Это происходит потому, что зарубежные компании зачастую обладают гораздо большими возможностями на международном рынке. Сегодня финские фильмы приятно радуют, в ряде случаев, американского зрителя, потому что некоторые финские картины умудрились туда пробиться. Это, в первую очередь, фильмы Ялмари Хеландера – человека, который уже может позволить себе снимать картины с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли. Например, в Австралии также смотрят финские фильмы. Это, как правило, блокбастеры. Скорее всего, вы знаете картину «Стальное небо» («Iron Sky»), которую смотрели буквально во всём мире.

Кроме того, финны очень преуспели в коротком метре, в документалистике. Есть успехи на европейских кинофестивалях (в частности, в нашей стране). Достаточно сказать, что на Московском кинофестивале финские картины получали премии. Так что международная ситуация очень хорошая сейчас, и финское кино изменилось, режиссёры стали учитывать, что прокат будет и в других странах. Скажем, Аки Каурисмяки снял картину «Гавр», действие которой происходит во Франции не только для своих зрителей, а для зрителей вообще. Вот примерно так я вижу финское кино сегодня.

к/ф «Панк синдром», реж. Юкки Карккайнен

Вы уже упомянули, что, в общем-то, кинематограф Финляндии больше ориентирован на отечественный рынок…

Да, безусловно.

А вот кроме финского кино, какие фильмы смотрят в Финляндии? Голливудские, как у нас?

Прекрасный вопрос. Вот, например, в десятке самых посещаемых фильмов в 2014 году 5 финских, причём они расположились в «горячей десятке» выше американских блокбастеров.

Да, ситуация совсем не как с российским кинематографом…

Финляндия вышла на первое место в Европе по доле национальных картин в прокате. 28% – уму непостижимо!

Это, действительно, впечатляет… А следующий вопрос такой: какие тенденции характерны для финского кинематографа?

Знаете, дело в том, что на такой вопрос мне легче всего было бы ответить лет 15 назад, потому что тогда были более очевидны эти тенденции. Больше всего картин в Финляндии снималось на социальную тематику: о безработице, о страхе финнов за будущее, о развале семей, о положении детей и их родителей-одиночек. Теперь же ситуация изменилась кардинальным образом и тенденцию я вижу одну: большинство картин финны снимают о молодёжи и для молодёжи. Государство очень много вкладывает в каждый фильм. И сегодня очень много жанрового кино: например, хорошо принимают кинокомедии.

Кстати, я читала в одном из ваших интервью, что какое-то время назад Вы не брали комедии в программу фестиваля.

Да, я объясню, почему. Дело в том, что, когда мы смотрели их 20-25 лет назад, мы вообще не понимали, где смеяться. Нужно было быть финном, чтобы понимать, где шутка. В Финляндии очень популярны абсурдистские комедии, а у нас, конечно, зритель такое кино не очень-то приветствовал. Но это было давно, сейчас ситуация абсолютно нормальная, комедии понятны всем и прекрасно их принимают у нас в Петербурге. В уикенд мы всегда стараемся поставить комедию, чтобы люди, которые идут в кинотеатр всё-таки не только знакомиться с финским кино, а весело провести вечер выходного дня, посмеялись. Надо сказать, что самый большой успех выпал на нашем фестивале на долю комедии «21 способ сорвать свадьбу», это было несколько лет назад. Такая была встреча после фильма! Никто не ушел, все ждали, когда наконец выйдет режиссёр, а режиссёр заблудилась в лабиринтах кинотеатра (Прим. автора: имеется в виду кинотеатр «Аврора»), и мы никак не могли её найти… Но все сидели, все ждали, никто не уходил (смеётся).

к/ф «Варес против шерифа», реж. Ханну Салонен

Вернёмся к тенденциям…

За 26 лет проведения нашего фестиваля петербургский зритель мог создать себе вполне чеёкое представление о том, что происходит в финском кинематографе. Финское кино окончательно и бесповоротно стало универсальным. Раньше российский зритель был немножко скован, так как ему нужно было привыкать к финскому киноязыку: медленное, неторопливое, пейзажное кино… А сегодня пришло новое поколение молодых режиссеров, которые полностью изменили лицо финского кино: оно теперь быстрое, динамичное, резкое подчас, теперь оно ориентировано на массового зрителя, а не только на киноманов с высокими запросами. И оно больше не закомплексованное: никакой заторможенности у финских фильмов нет.

Ранее Вы упомянули поддержку государства: получается, финское кино в основном финансируется государством?

В основном, но не только. Есть много вполне процветающих производственных кинокомпаний, которые сами, без помощи государства, снимают кино. Есть независимые кинокомпании, которые работают в этом направлении. Но лучшие фильмы в Финляндии выходят при господдержке. Самые лучшие.

Хотелось бы задать ещё вопрос касательно самого фестиваля: почему в этом году неделю финского кино откроет именно картина «Ворчун»?

Потому что Доме Карукоски, её создатель, является ведущим режиссёром Финляндии. Все его фильмы мы показывали в различные годы на нашей Неделе. Все до одного.

Все, которые он снял?

Все, которые он снял. На открытии зрители увидят его новый фильм и расширят представление о его творчестве.

к/ф «Акушерка», реж. Антти Йокинен

И последний вопрос: из всей программы фестиваля какой фильм является вашим фаворитом?

Прекрасный вопрос! Я Вас сейчас удивлю…

Каждый?

Ну конечно, каждый! Я же сам отбираю фильмы, для меня каждая картина предмет моего интереса, предмет моей надежды, что он понравится не только мне (улыбается). Конечно, я знаю, что есть фильмы «ударные», но это вовсе не означает, что это мой любимый фильм. Он просто ударный. Вот, скажем, картина «Акушерка» –  о войне, очень жёсткая. Она наверняка привлечет внимание мужчин, которые любят жёсткое кино. А вот картина «Арми жива!» привлечёт внимание только женщин, потому что она о платьях. Но для меня они все очень ценны…

Если всё-таки отвечать на ваш вопрос напрямую, для составителя программы самыми важными картинами всегда являются первая и последняя. Первая у нас – «Ворчун», последняя – «Акушерка».

Автор: Виолетта Пустовалова

Фото предоставлены организаторами мероприятия