С 17 декабря по 24 января в Новом Манеже проходила выставка Татьяны Белотеловой и Игоря Примаченко «Живопись на два голоса», на которой были представлены картины чудесного художественного дуэта. Игорь и Татьяна познакомились в Строгановском училище и 45 лет прожили и проработали вместе, вплоть до трагической гибели Игоря. В этом году, после длительного перерыва, Татьяна Ивановна выставляет свои работы вместе с работами своего супруга. У входа на экспозицию нас встретила сама Татьяна Ивановна и провела нам небольшую экскурсию, параллельно отвечая на задаваемые вопросы.

Здравствуйте, Татьяна, сегодня я хотел бы побеседовать с вами о выставке, о вашем творческом пути и об искусстве в целом. И для начала расскажите, пожалуйста, как вы пришли к живописи?

Здравствуйте! Вы знаете, это был действительно долгий путь. Ведь первоначально я окончила технический институт и работала после этого три с половиной года инженером-конструктором. Мне было очень неуютно, и я решила, что нужно что-то менять в жизни. Я с детства рисовала лучше всех сверстников, и родителям моим, когда я уже училась в школе, говорили отдать ребёнка в художественную школу. Но ситуация была тяжёлая, послевоенная и поэтому меня обучили музыке. Окончив школу, я пошла в строительный институт, а лишь потом началась моя творческая жизнь. Я пошла в рисовальные классы Суриковского института, где приобрела начальные навыки для поступления в Строгановский университет. Так я и пришла к живописи.

Очень интересно! Видно, что вы прошли долгий путь. А я не ошибусь, если скажу, что именно в Строгановке вы познакомились с Игорем Владимировичем?

Да, верно. У него была похожая ситуация: после школы Игорь окончил Бауманский институт, работал по профессии, имел много изобретений – даже знак изобретателя Советского Союза, и занимался живописью. Потом также поступил в Строгановское – там мы и встретились. Учиться было очень интересно: в 66-м году в Строгановке объявили набор на факультет для людей с высшим образованием, поэтому у нас уже не было ни истории партии, ни английского – только спецпредметы. И вышло так, что мы с ним с 68-о года провели 45 лет в творческом союзе.

А с чего началась ваша совместная творческая жизнь?

Началась она с поездки в Заполярье. С рюкзаками мы обошли весь север. И у нас осталась довольно большая серия графики с той поездки.

У вас, насколько мне известно, вообще достаточно много картин, сделанных в путешествиях, не так ли?

Ну не то, чтобы много, но они есть, конечно. Вообще, моя серьёзная творческая жизнь началась с поездки в Югославию. Я побывала в туристической поездке по Югославии, и мне так понравился этот край, что по приезде в Москву я написала 50 картин. Об этом узнали в Доме Дружбы, и меня пригласили туда, на Арбат, сделать выставку. Она пользовалась большим успехом и меня отправили в Белград. В Белграде выставка также прошла замечательно, и меня заметили в Черногории. Пригласили написать картину для одного пятизвездочного отеля. Картину заказали большую – 2х3 метра. И её было очень сложно написать, потому что мне сказали: «Пиши, что хочешь», а это всегда сложно – придумывать тему. Работа моя им понравилась, и на второй год меня снова позвали в этот отель с той же целью. А в это же время в отеле находился один итальянский сенатор. Он заметил мою картину и пригласил меня в Италию, поучаствовать в выставке с итальянскими художниками. Три месяца я там работала и провела выставку – так я побывала и в Италии.

Очень насыщенное начало. А скажите, есть ли у вас самой любимый художник, который бы оказал влияние на ваше творчество?

Конечно, есть! Во-первых, это Петров-Водкин – это мой любимый художник, Лентулова очень люблю, Коровина. Это, в общем-то, мои любимые русские живописцы. Ну, конечно же, я ещё люблю Модильяни.

То есть вы больше опираетесь на опыт более поздних мастеров?

Ну как вам сказать… Я обожаю Сурикова – это наш великий художник, но сейчас просто немного другие проблемы в обществе, и он уже не так актуален.

Ответьте, пожалуйста, а насколько активно вы занимаетесь живописью сейчас?

Вы знаете, после смерти мужа я в течение двух лет ничего не писала – не могла. Но сейчас, когда выставка закончится, у меня уже есть некоторые планы.

А каким вы видите будущее живописи?

Мне трудно сказать – я человек советской эпохи, но думаю, что живопись не исчезнет. Может, в меньшей степени, но она будет цеплять во все времена. И молодёжь в том числе.

Как вы считаете, какие места наиболее подходящие для занятий живописью?

Ой, вы знаете, все места хороши! И на севере очень красиво, и на юге. Я очень люблю красоту, а её везде можно найти.

Во многих ваших картинах можно заметить элементы иконописи. Вас привлекает эта стилистика?

Да, вы знаете, меня привлекает идея православия, у меня даже есть цикл «Русь православная». Я считаю, что всегда должна быть идея, и сейчас, когда идея социализма себя изжила, православие должно занять её место.

Как бы вы охарактеризовали стиль, в котором работаете?

Я, конечно, художник-монументалист. У меня есть очень много росписей, мозаик, поэтому и на моих картинах присутствует отпечаток монументализма.

А жанр? Есть жанр, которому вы отдаёте предпочтение?

Я все люблю! Люблю людей писать, которые мне симпатичны, которых я уважаю. Люблю написать осенние цветы. Именно осенние, неброские. Иногда я пишу что-то абстрактное. И городские пейзажи, и море – много у меня любимого, не могу выбрать что-то одно (смеётся).

Это была очень интересная беседа, спасибо! Напоследок, пожалуйста, пожелайте чего-нибудь всем творческим молодым людям – нашим читателям.

Что ж, в первую очередь хочу пожелать работать. Работайте, постоянно творите, ни минуты не сидите без дела! Только так придёт результат. Без работы ничего не получится.

Ещё раз спасибо и всего хорошего!

Автор: Даниил Назаров

Фото: Наталья Белова