Девушка с ангельским голосом, которую наверняка уже можно назвать Анной Герман XXI века, 23 ноября выпускает сингл «Одиссей». Поговорили с Анной Ворфоломеевой о работе над альбомом, участии в «Голосе», концерте в лесу и том, как не бояться начать заниматься тем, что тебе нравится.

В паблике ВКонтакте вы написали «Нет сил ждать выхода нового альбома». Как долго вы над ним работали?

Слишком долго! Был момент, когда мне казалось, что альбом вот-вот будет готов: мы записали почти все песни, а потом оказалось, что эти записи — скорее демки. Пришлось снова брать паузу на обдумывание. Так что больше всего времени ушло на сомнения и дозревание идей. Сейчас я надеюсь, что мы вышли на финишную прямую. Я, кажется, поняла, как все должно работать, поэтому в следующий раз будет быстрее (улыбается).

Можете описать его главную идею, посыл в нескольких словах?

Сложно сказать. Это не концептуальный альбом, а скорее альбом-визитная карточка, потому что он первый. Новые слушатели, которые, я надеюсь, появятся после его выпуска, поймут, почему они должны приходить на концерты, слушать нас. На один наш концерт, например, пришла группа OQJAV (инди-поп группа из Москвы — прим. автора), и мы говорили с солистом на тему звукозаписи. Я сказала: вот у нас нет до сих пор альбома, только пара синглов, на что он удивился и сказал: а кто тогда все эти люди, почему они вообще пришли на концерт? Это закономерный вопрос, потому что обычно вначале слушают записи, а потом покупают билеты. Поэтому люди, которые решают прийти на наш концерт, заранее послушав только пару песен, выдают нам большой кредит доверия.

Как вы определяете свой музыкальный стиль?

Это лучше вам делать, потому что я-то уже не журналист (смеётся). Стараюсь никак не определять. Это неважно для внутренней работы. Когда я сочиняю, я не держу в голове каких-то правил или рамок, как и любой автор. В целом же я понимаю, что это современная инди-поп музыка.

Ваш слушатель. Какой он?

Я могу ориентироваться по тем слушателям, которые приходят на концерты. Это в основном не школьники, а люди от 18 и старше, взрослые и остроумные, если судить по их комментариям в наших пабликах. Такие интеллигентные мечтатели и романтики, которых, наверное, привлекает отсутствие в нашей музыке пошлости и присутствие в песнях смысла.

Вспомним время, когда вы состояли в «Young Adults». Как думаете, почему группа, основной репертуар которой состоит из каверов, стала популярна и даже собирала полные бары в разных городах?

Я думаю, тут три составляющих успеха. Во-первых, все любят слушать каверы любимых песен. Во-вторых, три симпатичные девушки на сцене — это неплохо. И в-третьих, это необычные аранжировки: укулеле, тромбон и битбокс. Такой набор привлекал внимание, а нам удавалось удерживать его на протяжении концертов.

Наши слушатели — интеллигентные мечтатели и романтики

Было ли решение уйти из «Young Adults» сопряжено с трудностями? Легко ли было начать выступать одной?

Я уже около года выступала сольно к тому моменту, когда решила уйти из «Young Adults». Конечно, сложно оставлять дело, которому ты отдал столько сил и энергии, но я думаю, все получилось правильно. То, что девочки делают сейчас, не похоже на то, что мы делали вместе и что было близко мне. Так что сейчас все занимаются тем, что им нравится.

Вы учились на журналиста, работали в книжном издательстве. Легко ли было после такого образования, такой работы уйти в абсолютно иную стезю, начать петь, стать педагогом по вокалу?

У меня не было больших сомнений на этот счёт. Я понимала, что это правильный шаг, потому что именно этого мне хотелось. Плюс я не думала, что принимаю какое-то бесповоротное решение. Если бы у меня не получилось или мне разонравилось, то я бы вернулась в журналистику или книжный бизнес. Ничего нет предосудительного в том, чтобы хотя бы попробовать и проверить, нужно тебе это или нет.

Желание петь и выступать пришло внезапно, или же это было давней мечтой, которую раньше просто не хватало смелости осуществить?

Сложно сказать. Во-первых, я в детстве выступала в вокальных и театральных кружках. У нас постоянно были концерты и спектакли. Пусть на детском уровне, но у меня появился опыт. Сложно назвать это мечтой, потому что мечта — это идеальная картинка где-то на облачке.

Нет ничего такого, что нельзя было бы повернуть назад

Тогда одной из целей?

Да, это скорее просто один из вариантов развития событий в твоей жизни. Можешь заниматься этим, можешь другим. Мне хотелось скорее заниматься этим, и я выруливала на эту дорожку.

С чего вообще началось ваше творчество? Было ли такое, что вы сначала писали просто стихотворения, а потом они переросли в песни?

Многие дети и подростки пишут стишки. У меня они тоже были всегда. Первой была совсем простая песня под гитару про любовь, ни к чему не обязывающая.

Сколько вам тогда было лет?

Мне кажется, лет 15-16. Это все было на уровне увлечений и самовыражений, которые свойственны подросткам. Когда ты сидишь на уроке и рисуешь в тетрадке какие-то каракули, но это не всегда означает, что ты хочешь быть художником. Просто тебе нужно выплеснуть эмоции, которые ты ещё не способен осознать. А если говорить про то, что стало настоящими песнями, то это было уже в двадцать с небольшим, когда я услышала музыку, которую написали мой гитарист Петя Черниенко и его друг. Эта была мелодия, которая потом стала песней “Прохлада”. Просто она была очень красивой, и мне показалось, что с этим нужно что-то сделать.

А что рождается первым: музыка или текст? Или все придумывается одновременно?

Всегда по-разному. Рождается сначала мысль, такое состояние, настроение, какой-то импульс, который хочется запечатлеть.

Когда слушаешь ваши песни, чувствуешь такую искренность, доброту, душевную теплоту. В каком настроении вы их пишите? Есть ли какие-то маячки, по которым можно понять, что вот в таком расположении духа получится написать что-то классное?

Бывает состояние, в котором тебе кажется, что ты способен что-то придумать. Самое сложное — не упустить его и не растратить на пост в Инстаграме или что-то такое. Часто бывает, что ты чувствуешь в себе какой-то всплеск и думаешь: так, вот оно! А вечером оказывается, что ты сделал кучу бессмысленной ерунды, а песню так и не написал.

Нужно отслеживать в себе эти состояния и уметь их вовремя использовать. Ещё нужно привыкнуть, что эти состояния — не всегда дар небес, ты можешь приучить себя входить в них. Есть специальные практики сонграйтинга, где ты учишься расписываться, сочинять всё подряд, и со временем этот механизм становится более активным, шестеренки крутятся легче, и рифмы уже не придумываются в диких мучениях. Я сейчас говорю об этом грубо, как будто мы не песни пишем, а самогонный аппарат собираем, но это важно: уметь регистрировать эту активную фазу сочинительства, прокладывать для себя колею, в которую с каждым разом все легче входить.

Вас называют одной из самых недооценённых участниц «Голоса». Вы сами с этим согласны?

Не согласна. Во-первых, не хочется думать о себе как о недооцененной. А во-вторых, мне до сих пор приходят комментарии на Youtube и в ВК с очень хорошими словами, и я вижу, что зрители меня оценили высоко, а это важнее развернутых или неразвернутых кресел.

Зачем вообще успешной исполнительнице, которая объездила множество городов с концертами, песни которой слушают и качают, идти на «Голос»?

Чтобы было больше концертов и больше слушателей! Есть огромное количество людей, которые никогда бы не увидели афишу концерта в Powerhouse как минимум потому, что находятся далеко от Москвы. А тут они увидели меня, услышали мой голос, он им понравился. Если он им понравился достаточно сильно, то у них хватило инерции посмотреть ещё и мои клипы и послушать несколько песен.



Вы себя так естественно ведёте на сцене. Даже на «Голосе». Многие начинают стесняться, сдерживать слезы от того, что их не выбрали, а вы спокойно улыбнулись и даже спели вместе со Шнуровым и Бастой. Всегда ли вы так относились к публичным выступлениям?

Выступления для меня — это позитивный стресс, так что плакать я точно не собиралась. Но очень большую роль играет опыт: чем больше ты выступаешь, тем легче тебе это дается. Во время учебы я стала принимать участие в музыкальных джемах, которые проводил Артём Палевич. Каждый четверг мы должны были делать концерт на Красном Октябре, музыкальную программу на полтора-два часа. Это очень крутая школа. Ты привыкаешь к сцене, к самой разной реакции зрителей. Участие в музыкальных джемах мне дало очень многое в этом смысле.

Есть ли у вас какие-нибудь лайфхаки, как успокоиться перед выходом на сцену, настроиться на нужную волну?

Могу дать совет из книжки, которую я сейчас читаю, она называется «Правило четырёх секунд». Автор советует в подробностях визуализировать худший исход. Представить во всей красе свой провал и понять, что даже его можно пережить и двигаться дальше. Это немного снижает давление. В отличие от визуализации победы: когда мы думаем только об идеальном развитии событий, мы можем оказаться морально не готовы к трудностям. В общем, надо представить самое худшее и готовиться к лучшему.

В голосе вы сказали, что ваш «музыкальный вкус сформировали саундтреки из советского кино». Назовите три самых значимых для вас советских фильма.

Пусть будет «Мэри Поппинс, до свидания», «Приключения Электроника» и «Веселые ребята».

Почему вы выступаете под своим именем? Это такое нечастое явление в современной музыке.

Когда я только начинала, я думала, что буду выступать с группой, и эта группа будет называться «Чудес нет». У нас даже состоялась пара выступлений под этим названием. Но потом сменился гитарист, и я подумала, что музыканты могут меняться, а я никуда не денусь, так что лучше сразу взять ответственность на себя и подписываться своим именем. Но потом собрался удивительный состав музыкантов, с которыми мы вместе уже почти три года и получается, что сейчас Анна Ворфоломеева — это действительно название группы. Звучит немного комично, но тем не менее.

В августе у вас был необычный концерт в лесу. Почему такое место? Какая была идея?

Эта идея Матвея Сухова, солиста группы «Со мною вот что». Он поделился ею со мной, я сказала, что это супер и, если он этого не сделает, то сделаю я. Тогда он предложил объединить усилия. Было лето, было тепло, и была возможность выбраться с самыми преданными слушателями, которые готовы поехать за нами не только за Садовое кольцо, на и за МКАД — жарить сосиски, играть во фрисби и слушать музыку. Мы убедились в том, что это отличная идея, и надо повторить.  

В одном из интервью вы переделываете известное выражение и говорите «Выбери работу по душе, и тебе не придется отдыхать ни одного дня». Расскажите, как вам все таки удаётся найти время для общения с семьёй? Как вы отдыхаете?

Вопрос не в том, как найти время для общения, а в том, как это общение сделать качественным, без отвлечения на проверку почты и жонглирования пятью делами одновременно. Хотя я наиболее продуктивно работаю в режиме многозадачности и цейтнота, без регулярного отдыха эта продуктивность неумолимо снижается и появляется риск выгорания. Так что я пришла к выводу, что отдых нужно вносить в расписание, как и работу. Лучший вариант — это прогулка на природе с выключенным телефоном, кино или встреча с друзьями.

Вопрос не в том, как найти время для общения, а в том, как это общение сделать качественным. Общаться и при этом проверять сообщения, составляя в голове текст письма — это ненастоящий отдых и ненастоящее общение. В последнее время я пришла к выводу, что отдых нужно планировать так же, как и работу, и освобождать сознательно какие-то дни, иначе можно быстро перегореть.

Вы сказали про выгорание. Было ли у вас такое, что ничего не можете и не хотите делать?

Выгорания не было, но бывало сильное истощение. В этот момент приходилось останавливаться и именно что ничего не делать. Иногда самой сложно отследить такие моменты, поэтому надо доверять людям, которые находятся рядом и говорят: «Аня, отдохни».  

Вашим хитом можно назвать песню «Свобода». А что вы сами понимаете под этим словом? В какие моменты чувствуете себя по-настоящему свободной?

Мне повезло, я чувствую себя свободной почти всегда, потому что занимаюсь любимым делом, рядом со мной любимые люди, и я почти не сталкиваюсь со структурами, которые пытались бы регулировать мою жизнь. Это и есть для меня свобода, хотя она и граничит немного с эскапизмом.

Дайте несколько советов, как не боятся сменить деятельность и начать заниматься работой мечты.

Бояться — это нормально, главное набраться храбрости и действовать сквозь этот страх. Если вас интересует какая-то сфера, начните учиться. Читайте литературу, погружайтесь в среду, общайтесь с людьми, которым тоже это интересно, и просто начинайте что-нибудь делать.

Как говорит мой друг, лучший момент, чтобы посадить дерево был 20 лет назад, а второй лучший момент — сейчас.


Если вам нравится то, что делает Аня — покупайте билеты на её концерт, который состоится уже 13 декабря в Powerhouse.

Автор: Злата Лиман
Фото: Валерия Савинова