В день закрытия 33 сезона MBFW Russia, после показа новой коллекции BEZGRANIZ COUTURE, корреспондент THE WALL встретился с генеральным директором Fashion Consulting group Анной ЛебсакКлейманс и коммерческим директором FCG Ануш ГаспарянC 2000-х их команда является основателем Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» (MODAHSE) в Высшей Школе Менеджмента. Мы поговорили о том, почему мода интересна с точки зрения бизнеса и какой будет новая специализированная магистерская программа НИУ ВШЭ, а также обсудили fashion тенденции будущего и перспективы развития российских дизайнеров.

Здравствуйте, Анна и Ануш. Вы заканчивали факультет социологии, правильно? Как социологические знания помогли становлению вашей карьеры? Применяете ли вы эти навыки в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности?

АЛ-К: Прежде всего, наши социологическое образование помогло нам познакомиться в МГУ.

АГ: Мы учились на одном курсе, нас, наверное, судьба свела. После окончания университета мы хотели найти какое-то интересное общее дело. Вернусь к социологии. Предметы социологического факультета — это предметы, закладывающие прочный академический фундамент. Когда мы учились, нам преподавали и высшую математику, и логику, и философию, и историю. Параллельно с академическими дисциплинами мы изучали прикладные методы социологического исследования, статистику. Человек, заканчивающий социологический факультет, обладает и системным знанием, и крутым прикладным инструментарием исследователя. Он может конструировать и обосновывать новые схемы и концепции.

АЛ-К: Кроме того , социологическое образование формирует определённый тип мировоззрения, особый взгляд на мир. Нас научили рассматривать всё через призму социологической картины мира, думать о том, как конкретное явление связано с законами «общего проживания», с групповым поведением. Мы всегда стараемся искать причинно-следственные связи и логику в последовательности отдельных событий. Такое переосмысление «вглубь» происходит, можно сказать, на бессознательном уровне.

АГ: Да, это так, нас всегда волнует генезис, то есть не сам факт, а причина его возникновения. И ещё мы стараемся этот факт вписать в гармоничную систему. То есть можно сказать, что на нашем отделении мы, с одной стороны, занимается прикладным вопросами ведения бизнеса в индустрии моды, но при этом изучаем моду «вглубь» как общественный феномен.

АЛ-К: Надо добавить, что социологическое образование — отличная база для карьеры в маркетинге и бренд-менеджменте.

АГ: Можно сказать, что маркетинг появляется тогда, когда возникает задача что-то «вписать» в рынок. Следовательно, изучаешь и рынок, и сам предмет.

АЛ-К: Рынок – это люди, объединённые в группы по сходным характеристикам и интересам. А законы в динамике поведения групп и их связь с социумом и между собой – это предмет социологии и социальной психологии.

Чем вы занимаетесь на данный момент?

АЛ-К: С одной стороны, мы развиваем образовательное подразделение «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в НИУ ВШЭ. С другой стороны, у нас есть наша частная компания «Fashion Consulting Group», которая занимается различными консалтинговыми проектами с производителями и ритейлерами модной одежды и обуви. Такие проекты касаются разным аспектов ведения бизнеса — планирование, закупки, ассортимент, продвижение, инвестиции.

В рамках нашей образовательной деятельности на данный момент мы работаем над запуском в 2017 году специализированной магистерской программы «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды». Это будет совместная программа нашего центра и Факультета Бизнеса и Менеджмента.

Почему вы посвятили себя модной индустрии?

АЛ-К: Мода, безусловно, — одна из самых интересных сфер, которая во многом связана с групповым поведением и особенностями противоречивой психологии людей. Даже само слово «мода» обладает некой магической привлекательностью и властью. Многие люди, особенно женщины, ощущают с модой подсознательную эмоциональную и персональную связь, как бы связывают её лично с собой. Этим пользуется индустрия моды и строит хитрые и умные «ловушки» для того, чтобы модные бренды воспринимались как символы престижа, привлекательности и элитарности. Отчасти именно любопытство и интерес к тому, как работает этот манипуляторный механизм и направил нас на работу в этой сфере. Хотелось понять схемы, приводящие к «монетизации творчества дизайнеров». Мода — это не просто решение «купить брюки, потому, что старые износились». Выбор брюк делается в надежде на то, что с помощью именно этих новых брюк получится стать, например, «в тренде», выглядеть продвинутыми или привлекательными. Таким образом, эти смыслы как бы «накручиваются» на вещи и людей заставляют верить в то, что одежда может решить их задачи. Эта способность моды «накручивать на одежду смыслы» нас всегда мистифицировала.

Как возникла идея организовать образовательное направление в НИУ ВШЭ?

АЛ-К: Высшая Школа Экономики заявила о себе как о передовом ВУЗе в сфере новых технологий и экономике, именно здесь стартовали многие инновативные программы. Образовалась двусторонняя связь. С одной стороны, — ВУЗ, который поддерживал новые идеи и другой взгляд на экономику. С другой стороны, — мы, и наша компания Fashion Consulting Group, в рамках которой мы искали новые эффективные бизнес-технологии, работающие в индустрии моды. Тогда это был совершенно «сырой» рынок, в нашей стране ещё не работали западные бренды, не было и торговых центров. Мы были абсолютные инноваторы, старались создавать новые подходы к моде как бизнесу, развивать fashion marketing, и ВУЗ нас поддержал. В 2000 году в результате сотрудничества НИУ ВШЭ и нашей компании FCG появился Центр «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в ВШМ. Программы Центра на момент основания не имели аналогов на российском рынке. Первые из них разрабатывались вместе со специалистами из ведущего мирового ВУЗа Fashion Institute Of Technology (State University of New York). И всё очень удачно сложилось, программы действительно отличные, самые передовые и интересные. Часто желающих поступить на обучение больше чем набор, и мы даже формируем листы ожидания для абитуриентов.

Кого готовят на образовательных программах Центра?

АГ: Те, кто хочет научиться эффективно зарабатывать деньги на продаже одежды, обуви, аксессуаров, приходят к нам. Для программ второго образования — это специальности в сфере бренд-менеджмента, маркетинга, ПР и рекламы. Есть специализированные программы по баингу, витринистике, визуальному мерчендайзингу и интернет торговле. К нам приходят разные люди. И с опытом работы, и новички. У нас достаточно широкая целевая аудитория. Прежде всего те, кто уже работал в индустрии моды и хочет углубить и систематизировать свои знания. Это могут быть, например, дизайнеры, которые делают продукт и хотят правильно его реализовывать на рынке. А есть профессионалы из других сфер, которые хотят изменить свою жизнь. Например, занимались они экономикой и переводами, а на самом деле в глубине души всегда знали, что хотят посвятить себя моде. Приходят и те, кто закончили бакалавриат и хотят получить специальные знания. Это люди без опыта работы.  С 2017 года будет запущена новая дневная магистерская программа «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды», и она будет для тех, кто закончил бакалавриат, и хочет получить специализированные знания в области менеджмента и маркетинга в индустрии моды. Выпускники программ Центра высоко востребованы компаниями, и на текущий момент «спрос превышает предложение», особенно со стороны розничных компаний и компаний E-commerce.

Как, по вашему мнению, будет развиваться мода в будущем? Основные тренды?

АЛ-К: Мода отражает развитие общества. Будет существовать социальная стратификация, значит, —  будет и разделение на люксовый сегмент и масс-маркет. При популяризации freelance профессий постепенно исчезнет формальный костюм, потому что корпоративные стандарты перестанут быть необходимы. Говоря о трендах, сейчас существуют несколько глобальных направлений. Во-первых, изменение профессиональной структуры, а именно: уход от дресс-кода. Во-вторых, полное исчезновение модных тенденций в привычном для нас смысле. Сейчас практически нет понятия «доминирующего стиля». Существует новое понимание моды — «индивидуальный стиль». Вероятно, что в будущем предпочтения покупателей в одежде будут определять не столько конструкции и дизайн, сколько технологии, которые будут нацелены на здоровье, мульти-функциональность, максимальное продление цикла жизни вещей.

АГ: Также нужно добавить, что шаг за шагом образование должно включать и вопросы связанные с социальными проблемами и эко-ответвенностью. Допустим, человек приходит в магазин и видит две одинаковые кофты. Одна — просто кашемировая, другая — абсолютно такая же, но сделана с экономией электроэнергии. Естественно, вторая вещь будет стоить дороже из-за применения более сложных технологий. Но нужно воспитывать людей, чтобы они выбирали именно такую одежду, понимая пользу подобного производства. Люди должны научится принимать именно такие решения.

АЛ-К: Каждый человек должен научиться делать выбор. В будущем следует искоренить компании, игнорирующие проблемы экологии. Я считаю, что мода неизбежно к этому придёт.

АГ: Возвращаясь к современным трендам, надо сказать, что мы живём в интересное время, это выражает концепция fushion, что означает — сочетай вещи так, как тебе нравится, смешивай бренды, люкс с масс-маркетом. Вплоть до того, что женщины носят мужское, мужчины — женское.

Достаточно ли возможностей у российских дизайнеров для развития?

АЛ-К: Да, сейчас у молодых дизайнеров гораздо больше возможностей. Благодаря интернету их намного больше, чем было раньше.

АГ: Они стараются найти новые ниши, хотят быть эффективными. Для этого приходится много работать. А когда становишься популярным — начинается конкурентная борьба и дизайнерам приходится соответствовать рынку.

АЛ-К: Имеется в виду ситуация, когда у дизайнера растут продажи. Например, сделал он 3 платья — подружки купили. Сделал пять платьев — раскупили. Дизайнер начинает шить тираж, и вдруг понимает, что конструкция неудачная, цена высокая и ничего продать не может. В единичных работах и при индивидуальных продажах это было незаметно, а, на массовом производстве всё по-другому. Приходится уже думать и о рекламе, и о поиске розничных магазинов –партнёров для продаж.

Что вы можете сказать по поводу образования в сфере моды в России?

АЛ-К: В России как раз дизайнерское образование существует на достаточно хорошем уровне, в том числе и в ВШЭ, с другой стороны, бизнес-образование в рамках НИУ ВШЭ полностью соответствует мировым требованиям к специалистам.

Автор: Анна Белавина

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.