Audiences are harder to please if you’re just giving them effects, but they’re easy to please if it’s a good story.

Steven Spielberg

 

Александра Иващенко – студентка выпускного курса режиссёрской мастерской МШНК. Александра пришла в эту профессию после получения высшего образования, не побоявшись изменить свою жизнь ради возможности творческой самореализации. Во время беседы мы узнали о начале карьеры этого молодого режиссёра и попросили впервые поделиться с широкой аудиторией короткометражным фильмом «Непременно», дебютировавшим на фестивале «Святая Анна».

Московская школа нового кино возникла в 2012 году, а сейчас в ней действует уже шестнадцать лабораторий. От лица студентки школы, расскажи нам основные особенности учебного и творческого процесса.

МШНК предлагает новый формат обучения, который основан на работе с одним из педагогов школы. Нам стараются привить нетривиальный взгляд на реальность, умение замечать интересное в повседневном. Мне нравится, что мы можем приходить на занятия других лабораторий и таким образом постепенно находить себе команду.

В этом году я заканчиваю обучение под руководством Павла Бардина. На протяжении двух лет мы знакомились с законами драматургии, учились писать сценарий и примерно раз в неделю результаты своей работы в формате питчинга (короткое представление проекта потенциальному заказчику или покупателю контента с целью получения финансирования или привлечения внимания к проекту, зачастую в рамках конкурса – прим. автора). Нужно было сформулировать концептуальную идею, научиться работать с историями из жизни, сделать психологический разбор героев. Потом мы рассказывали эту историю визуальными средствами, что поначалу довольно сложно. Было очень много ошибок и огромное количество материала, отправившегося «в корзину». Признаюсь, что это помогает разбираться и со своими переживаниями. Эти два года были ещё и своеобразной психотерапией.

У вас были специальные занятия по психологии или социологии?

Нет, мы занимались именно драматургией. Это ведь не ВГИК, и в МШНК в основном приходят люди с высшим образованием и большим багажом знаний. У нас много домашней работы: мы сами смотрим фильмы и читаем книги, которые помогут разобраться как в драматургии, так и в нюансах психологии.

У тебя уже есть степень бакалавра?

Да, я закончила факультет филологии и, решив заняться кино, посчитала бессмысленным тратить ещё пять лет на получение образования. У нас много прикладных вещей, и это даёт возможность с самого начала заниматься применением полученных навыков.

Я рада, что попала именно к Павлу Бардину, который научил меня смотреть на окружающий мир под нужным для создания кино углом. Есть люди, которые не разбираются с человеческими отношениями, создают героев умозрительным путем, хватаются за новые формы, и в результате не получается ничего живого.

«Есть люди, которые не разбираются с человеческими отношениями, создают героев умозрительным путем, хватаются за новые формы, и в результате не получается ничего живого»

В российское кино последнего десятилетия из современного театра пришла так называемая «новая драма» – зачастую мрачная провинциальная реальность с героями, потерявшими смысл жизни. Многие начинающие режиссёры хватаются за эту соблазнительную эстетику, но внутри неё нет психологического анализа персонажей и окружающей их среды.

Почему ты решила стать именно режиссером?

В своё время мечтала стать актрисой (смеётся). Но быстро поняла, что в этой профессии мне придётся почти рабски зависеть от режиссёра, и у меня будет мало возможностей для создания собственной художественной реальности.

До переезда в Москву я жила в Самаре. Помнишь, несколько лет тому назад было повальное увлечение фотографией? Я тогда тоже этим заинтересовалась, но пошла по другому пути, взяв в руки камеру. Какое-то время снимала свадьбы, потом они мне очень надоели (смеётся). Затем работала в самарской студии кино и анимации, и это было очень полезным опытом. Особенно запомнилось, как мы ездили в Казахстан вместе с экспедицией внедорожников – это было настоящим приключением.

Учитывая, что у тебя раньше был опыт работы с видеозаписью, скажи, что было новым, когда ты только пришла в МШНК?

Я была уверена, что много чего знаю, и мне нужно научиться ставить свет, с актёрами работать… После нескольких месяцев учёбы поняла, что все мои ранние сценарии никуда не годятся. Почти всему пришлось учиться заново, и это было очень сложно.

Расскажи о каком-нибудь из фильмов, который тебе уже удалось снять.

У меня есть один короткометражный фильм, он называется «Непременно». Сценарий был написан за прошлое лето, и в апреле этого года он был показан на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Это был первый подобный опыт, и через него нужно было просто пройти. Я не думаю, что дальше буду куда-то продвигать эту работу.

Ты можешь как-то охарактеризовать свой режиссёрский стиль?

Нет, пока что рано подводить такие значимые итоги. Думаю, что абсолютно нормально не иметь чётко заданного направления в начале пути. Если взять того же Тарковского, то ведь его ранние фильмы совсем не похожи на то, что было снято потом. Мне непросто это сделать ещё и потому, что я люблю фильмы немного разных направлений. Это и Тарантино, и Рязанов, Полански, Бычкова

«Режиссёр и решает конфликты, и создаёт их… он представляет из себя мост между художественным миром и реальностью, в которой нужно твёрдо стоять на земле»

Ищешь ли ты сюжетные и сценические идеи в литературных произведениях?

Произведения кино и литературы создаются при помощи разных средств, и одно не может полноценно перетекать в другое. Есть очень кинематографичные авторы, например, Набоков, который использует в романе «Камера обскура» множество монтажных элементов. Но кино не равно книге, оно может быть высокохудожественным, но это всё же повторное осмысление текста. Тем не менее в литературе бывают очень подходящие для экранизации сцены, поэтому, несомненно, она тоже может быть источником вдохновения.

Оглядываясь назад, кому ты бы посоветовала попробовать себя в качестве режиссёра?

Если говорить об этом как о профессии, то она требует умения работать с людьми. Находясь на площадке, нужно координировать множество людей, поэтому, с одной стороны, трудно приходится людям без характера и внутреннего стержня, с другой стороны, терпение и умение слушать тоже очень помогает. Но что касается компромиссов, то им в кино не место. Порой нужно выбирать: или воплощение идеи, или уступки с целью сохранения хороших отношений. Режиссёр и решает конфликты, и создаёт их. Ведь он представляет из себя мост между художественным миром и реальностью, в которой нужно твёрдо стоять на земле.

В завершение беседы, какой совет ты можешь дать тем, кто только хочет стать частью режиссёрской профессии?

Создавать актуальные произведения и быть честным. Иначе трудно создать мир, которому зритель может верить.

Благодарим тебя за интервью. Пусть тебе удастся обрести своё место в мире современного кинематографа!

 

Автор: Екатерина Мазур

Фото: Софья Мартихина