Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года «О совершенствовании статистического учёта […]» уже в этом году изменениям будет подвергнута система расчёта средней заработной платы, а именно, помимо заработной платы сотрудников средних и крупных предприятий, будут учитываться доходы участников «неформального» сектора экономики: наёмных работников организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей[1]. Данная мера, согласно прогнозам, приведёт к сокращению средней номинальной заработной платы на 12,5% и позволит не проводить индексацию зарплат сотрудникам бюджетных организаций в 2016 году[2]. При этом в постановлении оговорено, что номинальный уровень зарплат работников, чей труд оплачивается из государственного бюджета, не должен опуститься ниже показателей 2015 года.

У истоков необходимости учёта доходов неформального сектора стоят так называемые «Майские указы» В.В. Путина. В мае 2012 года по указу Президента РФ был принят план, в соответствии с которым к 2018 году заработок учителей должен составить 100% от средней зарплаты по региону, а доход врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – 200%. Однако уже на данном этапе исполнения плана возникли трудности: региональных бюджетов недостаточно для ежегодной индексации зарплат работников государственных учреждений, чтобы привести их к среднему уровню зарплат.

«Только треть регионов сокращает свой бюджетный дефицит стабильно на протяжении двух периодов»

На основе данных экспертно-аналитического доклада «Динамика бюджетного дефицита субъектов РФ в 2014-2016 годах в контексте «майских указов» Президента» Центра политической информации[3] в 2015 году свой бюджетный дефицит смогла сократить половина регионов РФ (46 из 83), при том, что у остальной части дефицит увеличился. По прогнозам на 2016 год дефицит уменьшится уже лишь в 38 регионах, и только треть регионов сокращает свой бюджетный дефицит стабильно на протяжении двух периодов. При взгляде на данные видно, что регионам непросто бороться с бюджетным дефицитом, при этом в докладе отмечается, что частично дефицит увеличивается за счёт необходимости выполнять положение «Майских указов» о зарплатах сотрудников бюджетных организаций. Регионы вынуждены увеличивать свой долг федеральному бюджету для исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»[4].

Согласно оценке Владимира Гимпельсона, директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, доходы работников, задействованных в «неформальной» экономике, на 20-30%[5] меньше, чем у сотрудников крупных и средних предприятий. Учёт этих доходов приведёт к сокращению средней зарплаты на 10-15% (в среднем на 12,5%), это позволит вовсе отказаться от индексации зарплат уже в следующем году, что сэкономит бюджетные средства субъектов Федерации.

Сравнительные диаграммы дают общее представление о полученных за последние два года результатах по соотношению средних зарплат по субъектам и средних зарплат работников бюджетных организаций, а также получившихся при использования новых методов расчёта.

«Несмотря на рост цен номинальные зарплаты работников бюджетных организаций не будут индексироваться»

По данным 2013 и 2014 года при индексации зарплат заметно успешное выполнение указа по работникам в сфере образования: во всех округах их доход превышает средний уровень заработной платы по округу, а заработок врачей превосходит средние показатели в 1,5 раза. Однако в связи с увеличением бюджетных дефицитов регионов больший интерес представляют результаты, которые можно ожидать в 2015 и 2016 годах. Уже в 2015 году при использовании старого способа расчёта в 5 из 8 округов результат ухудшится, а к 2016 году средние зарплаты работников в сфере образования в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах и вовсе могут оказаться ниже средней по соответствующему субъекту РФ. Столь негативные прогнозы ставят под сомнение возможность выполнения программы Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 к 2018 году. Совсем иным представляется положение дел при новом методе расчёта, который благоприятствует успешному выполнению «майских указов». Данные диаграммы иллюстрируют, что соотношение средних зарплат на основе нового метода расчёта сокращается не так стремительно, как при старом, при этом зарплаты за 2016 год взяты те же, что и за 2015, т.е. без индексации на новый год, что вполне оправдывает ожидания. Однако не следует забывать о том, что речь идёт о средней номинальной заработной плате, в то время как реальная по данным Росстата за август 2015 года упала по сравнению с тем же периодом предыдущего года почти на 5%[6]. В то же время несмотря на рост цен номинальные зарплаты работников бюджетных организаций не будут индексироваться.

При более детальном рассмотрении источников данных для 2013 и 2014 годов ситуация выглядит более критично. По данным независимого мониторинга зарплат российских медработников, проведённого фондом «Здоровье», около 40% опрошенных врачей-специалистов столицы получают зарплату в размере от 20 до 40 тыс. рублей, что соответствует средней зарплате по Центральному округу, но не превышает её даже в полтора раза, а ещё 39% получают зарплату ниже 20 тыс. рублей. Однако согласно представленной таблице положение дел кажется более успешным, чем есть в реальности. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, при подсчёте средней заработной платы врачей учитывается не только зарплата специалистов, медсестёр и других работников со средним доходом, но и управляющих, главврачей, чей заработок много больше, за счёт чего результат оказывается завышенным. Во-вторых, в формулу расчёта зарплаты врача, как и учителя, входит количество ставок (рабочих часов и выполняемых обязанностей): чем больше ставок, тем выше зарплата. Более 30% опрошенных в Москве и Санкт-Петербурге признались, что работают по совместительству. Кроме того, в 2014 году в связи с реформой здравоохранения начались сокращения врачей, и в сложившейся ситуации один врач может выполнять как свои обязанности, так и уволенных сотрудников. Таким образом, после «Майских указов» и взятого курса на приведение зарплат работников сферы образования и здравоохранения в соответствие со средней зарплатой в стране, рост доходов врачей тесно связан с увеличением общей нагрузки.

«Новая методология расчётов до сих пор оставляет немало вопросов, в число которых входит поиск достоверных источников для подсчёта доходов «неформальной» экономики, которые пока ещё не найдены, что оставляет широкое поле для разного рода манипуляций с цифрами»

С учетом этих факторов и без того завышенные ранее результаты по выполнению программы становятся близки к ориентирам, установленным «Майскими указами», тогда как реальный уровень зарплат только снижается, что несомненно негативно скажется на уровне жизни работников бюджетных организаций уже в 2016 году. К недочётам данного метода относится и риск замедления роста поступлений средств от НДФЛ, который уже в первом полугодии 2015 года составил лишь 5%[7]. Новая методология расчётов до сих пор оставляет немало вопросов, в число которых входит поиск достоверных источников для подсчёта доходов «неформальной» экономики, которые пока ещё не найдены, что оставляет широкое поле для разного рода манипуляций с цифрами. Однако при всех недостатках новой системы необходимо понимать, что к такому решению правительство подтолкнул рост долга федеральному бюджету со стороны регионов, который пока не позволяет в полной мере воплотить в жизнь идею «Майских указов».

Автор: Полина Лапшова

Источник фото:  http://unikassa.ru

 

[1] Постановление от 14 сентября 2015 года №973 «О совершенствовании статистического учёта среднемесячного дохода от трудовой деятельности» // http://government.ru/docs/19735/.

[2] Ведомости. Средняя зарплата россиян станет на 12.5% ниже // http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/22/609665-srednyaya-zarplata-rossiyan-stanet-na-12-nizhe.

[3] Экспертно-аналитический доклад «Динамика бюджетного дефицита субъектов РФ в 2014-2016 годах в контексте «майских указов» Президента» // http://www.polit-info.ru/images/data/gallery/0_8951__byudzhetov_sub_ektov_v_kontekste_mayskih_ukazov.pdf

[4]Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // http://gurievsk.gov39.ru/index.php/decrees.

[5] Исследования: «Миллионы невидимок: чем заняты «самозанятые» россияне» // http://www.finmarket.ru/themes/working_papers/?sec=1685&id=3545250.

[6] Федеральная служба государственной статистики Информация о социально-экономическом положении России — 2015 г. // http://www.gks.ru/bgd/free/B15_00/Main.htm.

[7] Федеральная Налоговая Служба. Налоговая аналитика // http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.