Транснациональные корпорации (ТНК) – структуры, владеющие производственными подразделениями в разных странах. ТНК занимают значительную нишу в экономике планеты и обеспечивают около 50% мирового производства[1]. С точки зрения юриспруденции и национального права ТНК представляют достаточно интересный феномен. С одной стороны, главный офис, расположенный в стране N корпорации должен соблюдать законы этого государства, тогда как дочерние предприятия, расположенные в других странах, должны следовать их законам. С другой стороны, не существует единого международного акта, который регулировал бы деятельность ТНК, несмотря на то, что уже более четверти века в ООН разрабатывается проект кодекса поведения транснациональных корпораций[2].

Данный феномен открывает широкие возможности для нарушения законодательства стран, где расположены ТНК.


И если дочерняя структура, расположенная в стране М нарушила закон этой страны, то отвечать за него будут работники не всей компании, а лишь конкретной структуры в вышеуказанной стране.  Утаивание финансовой отчетности, экономические махинации – введение в заблуждение инвесторов, демпинг цен на товары, производимые этой компанией в данной стране, монополизация рынка, нарушение законов, связанных с экологией – это неполный список действий, которые ТНК могут совершать в своих интересах.

Так, в США компания ExxonMobil, занимающая одно из ведущих мест в нефтегазовом секторе, скрывала от инвесторов информацию о рисках, связанных с глобальным потеплением[3]. Данный факт можно было бы обойти стороной, с учетом того, что США на официальном уровне не признают проблему глобального потепления (Киотский протокол 1997 года, в соответствии с которым устанавливались нормы на выбросы парниковых газов, правительство США так и не ратифицировало[4]), однако с точки зрения экономического законодательства это серьезное преступление.

Последствия неразглашения рисков, связанных с экологией, имеют двоякий характер: с одной стороны проблема глобального потепления и причины этого явления до конца не изучены; следовательно, доказать, что деятельность ExxonMobil негативно сказывается на общей температуре планеты очень трудно. С другой стороны, утаивание данных рисков может привести к недоверию со стороны потенциальных инвесторов, нанося серьезный удар, как по репутации, так и по финансовому состоянию компании.

Возвращаясь к проблеме международного регулирования деятельности ТНК, стоит отметить, что далеко не все государства заботятся о своей экологии и позволяют нефтедобывающим компаниям (равно как и любым другим компаниям, занимающимся добычей природных ресурсов) нарушать предельно допустимые нормы по выбросам, скрывая риски, связанные с экологией. 

Это же касается и экономических преступлений. Если в одной стране заставляют ТНК полностью отчитаться за финансовый год, то в другой могут не обращать достаточного внимания на отчетность. К примеру, в США она досконально изучается, и в случае нарушений предъявляются те или иные обвинения, тогда как в африканских странах данный механизм работает слабо, или не работает вообще (как, например, в Нигерии, Чаде, Экваториальной Гвинее). В РФ подобный механизм взаимодействия властей регулируется рядом ФЗ, в частности ФЗ «О защите конкуренции»[5]. На деле, данный закон мало касается ТНК, и в российском законодательстве нет конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ТНК на территории страны, что в свою очередь создает возможность ТНК пространство для незаконной деятельности.

Соответственно, подобного рода юридические пробелы оставляют пространство для лоббирования интересов той или иной компании.

 

То есть условной ExxonMobil ничто не мешает выкупить месторождения нефти, скажем, в Гвинейском заливе и заняться его разработкой, при этом вытеснив оттуда местные компании. Что будет нарушением антимонопольного законодательства, но применительно к Африке имеется серьезный политический мотив – диктаторские режимы некоторых стран нуждаются в финансовой подпитке.

Отсюда вытекают политические последствия противозаконной деятельности ТНК, так, ExxonMobil арендовала месторождения нефти у диктаторских режимов Чада и Индонезии, фактически спонсируя их противозаконную деятельность. Так, например, ExxonMobil разрабатывала месторождения в Индонезии в сотрудничестве с вооруженными силами генерала Сухарто, бывшего диктатора данной страны, которые участвовали в массовом геноциде в Восточном Тиморе, а также подавляли акции протеста, направленные против курса Сухарто[6].

Иными словами, любая заинтересованная диктатура, не имеющая достаточного для разработки месторождений уровня технологии, может воспользоваться услугами ТНК. С точки зрения международного права нет нарушений. С точки зрения местного – есть нарушения антимонопольного законодательства, но на данный момент диктаторские режимы обращать внимания не станут. 

Отсутствие единого международного акта, регулирующего деятельность ТНК, осложняет борьбу с политическими, экономическими и экологическими правонарушениями, вызванными компаниями. А поскольку в разных странах законодательные ограничения ТНК тоже разные, то создается ряд возможностей для противозаконных действий со стороны транснациональных компаний. 

Автор: Устюжанинов Илья

Источник фото:http://www.2moveon.nl

[1] Потоцкая Т.И. Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа (на примере алмазно-бриллиантового комплекса) // опубликовано в журнале Менеджмент в России и за рубежом №6-2006 год // http://dis.ru/library/detail.php?ID=2591

[2] Романюк Е.И., Малова А.Ю. Проблема правового статуса транснациональных корпорации //http://www.rusnauka.com/1_NIO_2008/Pravo/25473.doc.htm

[3] ВВС Русская служба, новости от 6.11.15// http://www.bbc.com/russian/news/2015/11/151106_exxon_mobil_investigation

[4] Cтатус ратификации Киотского протокола// http://unfccc.int/kyoto_protocol/status_of_ratification/items/2613.php

[5] ФЗ-153 «О защите конкуренции» с поправками от 13.07.15 //  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/

[6] Cтатус ратификации Киотского протокола// http://unfccc.int/kyoto_protocol/status_of_ratification/items/2613.php