«Сохраним нашу историческую родину» – таков девиз праздника, который отмечается каждый год 18 апреля. Международный день памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites) был установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО.

Задача праздника – привлечь внимание к проблемам защиты и сохранения исторических мест, памятников и объектов всемирного наследия. Архитектурные сооружения «века не стоят», особенно в нашей стране. Многие безвозвратно потеряны, заменены «новостроем». По оценкам экспертов, ежегодно в стране пропадает до 200 памятников. Посмотрим же на архитектурные изыски Москвы: некоторые из них в самом расцвете сил, а некоторые отчаянно нуждаются в реставрации.

1

И начнем с молодого здания, зато какого! Монументальный комплекс «Поклонная Гора» в Москве был открыт относительно недавно, в 1995 году, но он ярко выделяется на фоне окружающей его застройки – особенно из-за обелиска «Монумент Победы» высотой 141.8 метра. Такая высота не случайна — на каждый день Великой Отечественной Войны приходится один дециметр высоты обелиска. Весь монумент от основания до вершины покрыт изображениями воинов-защитников советских городов, а у основания установлена статуя Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, символ зла.

За обелиском полукругом расположен открывшийся тогда же Центральный Музей Великой Отечественной Войны.

2

В непосредственной близости к Парку Победы стоит ещё один монумент, посвященный славным победам защитников Российского Государства, — Триумфальные ворота, построенные (точнее, заново отстроенные) на Кутузовском проспекте в 1968 году. Арка изначально стояла в другом месте — на Тверской заставе. В 1883 году там были открыты Триумфальные ворота, построенные по проекту О. Бове. Но в 1936 году из-за реконструкции Тверской заставы власти приняли решение разобрать памятник, однако в планах было восстановить его на том же месте. Но сделано это было только через 32 года в абсолютно другом районе Москвы, Дорогомилово. Справедливости ради, весь район так или иначе наполнен топонимами и памятниками, отсылающими к героям Отечественной Войны 1812 года, поэтому ворота лишь дополнили собою местность. В конце 2000-х эксперты сошлись во мнении, что арка находится в аварийном состоянии, и в 2012 году началась реставрация, продлившаяся 2 года. Отреставрированные Триумфальные ворота открылись 4 сентября 2012 года.

3

Архитектурные памятники далеко не всегда представляют собой монументальные сооружения или дома невероятной красоты. Порой это сооружения невероятно банальные, например, бензоколонки. И перед нами одна из старейших бензоколонок Москвы, построенная в стиле советского ар-деко предположительно А.Н. Душкиным в 1930-е годы. Заправка являлась частью проекта постройки амбициозного Дворца Советов, но так и осталось единственной частью этого проекта, воплощенной в металле. Большая часть конструкций остались нетронутыми со времен постройки, за исключением самих колонок. Судьба самого архитектурного ансамбля находится под вопросом — на территорию претендует ГМИИ им. Пушкина для расширения своего «музейного городка». Однако, пока архитектурный ансамбль находится в ведении федеральных властей, и каждые несколько минут к нему подъезжают ведомственные машины для пополнения топливного бака, за памятник можно не волноваться.

4

Адрес «Бауманская улица, дом 23» явно выделяется на фоне своего окружения неоготическим стилем постройки. Здание было сооружено В.А. Мазырином в 1913-1915 годах. Идея постройки дома именно в таком стиле имеет логическое объяснение — раньше здесь была Немецкая слобода, район, в котором предпочитали селиться иностранцы. Здание, представляющее  большую архитектурную ценность, не так давно было отреставрировано: фасад и небольшие башенки были «приведены в чувство», и постройка приобрела опрятный внешний вид.

5

Улица Воздвиженка, дом 16 — такой адрес имеет Особняк Арсения Морозова, еще один выдающийся представитель Московской архитектуры, сооруженный по проекту все того же В.А. Мазырина в 1885-1889 годах. Внешний вид здания поистине уникален для Москвы — экзотический неомавританский стиль был выбран из-за личной симпатии Морозова и Мазырина к дворцу Пена в португальском городе Синтра. Впрочем, большинство историков называют стиль постройки псевдомавританским. Так, колонны и башни характерны для неомавританского стиля, но ракушки, украшающие стены здания, заимствованы у «Дома с Ракушками» из Саламанки, представителя испанского стиля платереско.

Несмотря на всю необычность здания, московская общественность восприняла его скорее негативно, обвиняя Морозова в излишнем эксцентризме. Даже Лев Толстой в своем романе «Воскресение» отмечает несостоятельность здания и его «глупость». Сам Морозов долго в нем не прожил, так как в 1908 году на спор прострелил себе ногу и тремя днями позже умер от заражения крови.

В 2003 году особняк начали реконструировать в связи с решением сделать из него Дом Приемов Правительства РФ, что и реализовано в 2006 году.

6

Если  вы свернете с шумного Нового Арбата, то попадете в прекрасный тихий мир, где почти каждый дом представляет из себя шедевр. Например, Поварская улица, дом 9. История этого участка уходит корнями в начало XIX века, но свой нынешний вид здание приобрело в 1892 году, когда участок выкупила Е.Д. Дункер, решившаяся на серьезные перемены. Для претворения этих серьезных перемен в жизнь она попросила о помощи своего мужа К.Г. Дункера и известного архитектора И.С. Кузнецова. Обновленный особняк был вершиной технологического прогресса — так, внутри был установлен лифт, редкость для Москвы конца XIX века, а также электричество и водяное отопление. Здание является типичным представителем эклектики, вбирая в себе неоренессанс, барокко, готику и биндермейер. В 2004 году здание отреставрировали и предоставили посольству Кипра, одному из многих посольств в этом районе Москвы.

7

Некоторые здания составляют резкий контраст со своим окружением, как, например, небольшой домик по адресу Поварская улица, 28/3. Этот особняк был построен в 1894 году К. Андреевым и принадлежал О.В. Козловской. Стиль — псевдоготика, достаточно распространенный в середине XIX века. В начале 2000-х годов рядом велась активная стройка новой девятиэтажки, которая, впрочем, не особо навредила памятнику архитектуры — здание не утратило своего первоначального вида и по сей день украшает Поварскую улицу.

8

А вот зданию Арбатского частного дома повезло меньше. Дом постройки начала XIX века по адресу Столовый переулок, 7 находится в плачевном состоянии, хоть и является выявленным объектом культурного наследия. На данный момент продолжается процесс его реставрации.

9

Также примечательно одно из зданий ансамбля доходных домов. Построено в 1901-1903 году в стиле модерн под руководством архитекторов Н.Д. Струкова и В.П. Цейдлера. Стеклянный купол, предполагавшийся изначально по проекту, был утрачен и восстановлен лишь в 2012 году. Несмотря на это, фасаду здания все равно требуется реставрация.

10

На другой стороне пересечения Никитских улиц и Никитского бульвара по адресу Тверской бульвар, 2 расположено гораздо более современное строение — здание ТАСС, открытое в 1977 году, моментально бросающееся в глаза из-за своих больших окон. Из-за таких вот «окон-телевизоров» это здание прозвали «говорящим домом». Этот образец романтического рационализма называют одним из самых успешных проектов советской архитектуры 70-х годов. Архитекторы В. Егерев, А. Шайхет, З. Абрамова, Г. Сирота смогли органично вписать новое здание в окружающую его застройку, в то время как первоначальный проект предлагал строительство небоскреба, явно нарушающего историческую композицию Никитской площади.

11

Переносимся в другой район Москвы — Беговой, а точнее на Ленинградский проспект, пристанище большого количества архитектурных ценностей. Как этот парадный вход в конюшни нефтяника Манташева, например. Здание на Скаковой аллее было построено в 1914-1916 в стиле венского барокко по проекту архитекторов А. Измирова и братьев Весниных. Украшением здания стала изящная башенка с флюгером в форме лошади и длинным шпилем. Над аркой установлен тяжеловесный герб с инициалами владельца Левона Манташева.

Зданию по адресу Скаковая улица, 3/1 в 1999 году были выделены средства на реконструкцию, однако за это время были лишь сломаны 2 флигеля — здание по-прежнему нуждается в реставрации и приведении в норму.

12

А напротив конюшен Манташева по адресу Ленинградский проспект, 27 стоит представитель ар-деко, более известный как Ажурный Дом или Дом Бурова (по фамилии главного архитектора Андрея Бурова). Здание постройки 1936-1940 годов было частью проекта строительства в Москве крупноблочных типовых жилых домов. «Ажурным» дом назван из-за витиеватых цветочных решеток, закрывающих балконы и то, что на них хранилось.

В процессе проектирования здания Буров руководствовался идеями, подчерпнутыми из его поездки в США: здание должно быть практичным и красивым, а вся необходимая для его жильцов инфраструктура должна находиться в нем же. Однако планам по массовой застройке Москвы такими домами помешала война и разруха, оставленная после неё, поскольку требовалось в огромных количествах строить гораздо более дешевое жилье.

13

Тут же, на пересечении Беговой улицы и Ленинградского проспекта, по адресу Беговая, 34 стоит знаменитый Дом Авиаторов, яркий представитель архитектуры брутализма. Здание было сооружено в 1978 году по проекту А. Меерсона как гостиница к Олимпиаде-80. Другое популярное название дома — «дом-сороконожка»: вместо первого этажа тут 20 пар поддерживающих всю конструкцию опор. По изначальному проекту дом должен был стоять на берегу Химкинского водохранилища, а такая планировка обеспечивала бы циркуляцию воздуха, однако город решил, что здание должно быть построено у «главного въезда» в Москву, дабы иностранные делегации по достоинству оценили мощности советского строительства. Название «Дом Авиаторов» отсылает к людям, которыми заселили этот дом — в итоге он так и не стал гостиницей, и здесь жили работники авиационного предприятия «Знамя Труда».

13

А совсем недалеко от станции Аэропорт по адресу Ленинградский проспект, 47 расположилось здание НИКФИ 1946-1950 постройки, спроектированное М.В. Посохиным. Здание является частью проекта неоклассической застройки Ленинградского проспекта конца 40-х годов.

14

Мимо сооружения по адресу Ленинградский проспект, 64 точно нельзя пройти, не ощутив его величественность, – это здание МАДИ, построенное в конце 50-х годов по проекту архитекторов С.Е. Чернышева и А.М. Алхазова, а также А.Э. Зильберта. Тут нашли свое отражение и неоклассицизм, типичный для проектировки Москвы 30-х годов прошлого столетия, и монументальность сталинского ампира, в который неоклассицизм «переродился». От сталинского ампира, правда, пытались всеми силами отказаться — здание активно достраивалось уже во времена правления Н.С. Хрущева, который призывал отказаться от всякого рода излишеств, но подобного рода директива никак не отразилась на итоговом внешнем виде здания.

Автор проекта: Глеб Виноградов