Ольга Владимировна Косарева

Высшая школа экономики, избрав однажды девизом фразу «non scolae, sed vitae discimus», с каждым годом всё активнее опровергает слова Сенеки о том, что учимся мы, увы, для школы, а не для жизни. Высшая школа экономики избирает инновационные подходы к преподаванию и воплощает в жизнь новые схемы обмена опытом и передачи знаний, которые всегда могут пригодиться на практике. Стоит отметить, что проект «Университет, открытый городу», о котором пойдет речь в интервью с начальником управления по корпоративным проектам, привлекает не только студентов НИУ ВШЭ, но и горожан, желающих узнать что-то новое.Тёплая атмосфера лектория, ведущие преподаватели НИУ ВШЭ, незаурядные темы лекций – всё это нашло отклик у москвичей, которые каждую неделю с удовольствием приходят в Парк Горького, где занимают места в летнем кинотеатре «Пионер», чтобы поскорее ознакомиться с наиболее актуальными идеями, освещаемыми в рамках проекта.

 

Ольга Владимировна Косарева, заместитель директора по связям с общественностью иинформационным ресурсам и одновременно начальник управления по корпоративным проектам НИУ ВШЭ, согласилась рассказать THEWALL и его читателям об истории создания лектория, о его настоящей деятельности и о будущем развитии площадки.

Добрый день, Ольга Владимировна! Лекторию Вышки всего три года, но он уже завоевал доверие публики и стал одним из самых ярких научно-популярных мероприятий, проводимых в Парке Горького. Не могли бы Вы поделиться с нами историей возникновения проекта «Университет, открытый городу»? С чего всё начиналось? Кого можно считать «отцами-основателями» лектория?

«Мамой-основателем» проекта является Валерия Александровна Касамара, директор по связям с общественностью. В 2012 году мы впервые провели День Вышки. Именно тогда был организован лекторий под открытым небом, который очень подходил формату праздника. Однако можно говорить о том, что данный проект имеет более ранние истоки. Вышка – один из важнейших культурных акторов города. Она является крупным игроком сразу в нескольких сферах: на арене бизнеса, в государственной деятельности, в социальной среде. Исторически университет не имеет единогокорпуса:его здания разбросаны по городу, но это не мешает функционированию института. Скорее наоборот: обилие корпусов делает университет более доступным и многогранным. Таким образом, Вышка изначально являлась университетом, открытым городу. Но мы решили развивать эту идею, нести её в массы. Возник День Вышки, а вместе с ним и лекторий, рассчитанный на неподготовленных людей, которые просто, скажем, «зашли на огонёк». Лекторы, наши коллеги, специально переписали свои лекции, чтобы сделать их более доступными для широкой аудитории, более увлекательными. На первые лекции пришло много людей, и мы поняли, что у горожан есть интерес к такому формату мероприятий. Москвичи хотят проводить досуг интеллектуально!

Лекция «Как инновации в коммуникациях помогают нам стать влиятельными людьми»

А лекторий реализуется только в Московской Вышке, или он проводится и в Санкт-Петербурге, и в Нижнем Новгороде, и в Перми?

Формат открытых лекториев существует во всех городах, где представлена Вышка. Правда, там он функционирует не так регулярно, как в Москве. Особого внимания заслуживают организаторы лекториев в Питере и Нижнем Новгороде: ребята всерьёз взялись за развитие инициативы.

По мере реализации проекта, претворения его в жизнь, возникали какие-нибудь трудности?

Конечно. Любой крупный проект – будь то пиар-проект или бизнес-проект – сталкивается с какими-либо препятствиями. В нашем случае можно вспомнить историю с парками и с организацией самого Дня Вышки. Администрации Парка Горького пришлось долго объяснять, что мы не собираемся проводить рекламную акцию университета. Действительно, очень сложно при реализации такого праздника «не засветиться». Но перед нами стояла цель – осуществление масштабного социального проекта. Мы хотели сделать что-то хорошее для горожан, чем-то с ними поделиться. Это не маркетинг, а социальный проект. И когда он оказался успешным, когда лекторий получил положительные отзывы аудитории, с наступлением осени мы решили начать искать другие помещения для его проведения. Так появилась идея проведения открытых лекций в музеях. Здесь мы столкнулись с новыми сложностями. Когда план проекта был уже готов, мы начали связываться с музеями города, но их администрации не могли понять, чего мы от них хотим. А когда понимали, то обязательно спрашивали: сколько они нам должны за проведение мероприятия. Или, наоборот, «выставляли ценники» нам. Однако здесь наша цель вновь была не коммерческой,она носила просветительский характер. Предполагалось, что открытые лектории на базе музеев – зачастую менее посещаемые, но не менее интересные – привлекут туда горожан. Сейчас мы побывали уже практически во всех музеях города, и теперь всё реже встречаемся с подобной «неадекватной» реакцией.

Ещё одна сложность, с которой нам, дирекции по связям с общественностью, пришлось столкнуться – это финансирование. Каждый проектподробно нами прописывается, чтобы мероприятия проводились на профессиональном уровне. Мы активно привлекаем ведущих дизайнеров для оформления наших проектов, мы отдельно наняли event-менеджера, который отвечает за логистику мероприятий. Всё это стоит немалых денег. Но хочется сказать большое спасибо Ярославу Ивановичу Кузьминову, который не скупится на наши проекты и всячески их поддерживает.

У вас есть персонал, который великолепно справляется со своими обязанностями. Но принимают ли участие в организации лекций студенты? Как помощники лектора или волонтёры, к примеру.

К сожалению, нет. Но когда мы проводим крупные мероприятия в Парке Горького, студенты активно нам помогают. Вообще у нас есть команда надёжных волонтёров, ребят, которые из года в год вместе с нами реализуют проекты. Их, я считаю, можно уже назвать профессионалами в event-индустрии независимо от того, на какой образовательной программе они учатся. Они помогают в организации всех крупных мероприятий НИУ ВШЭ: Золотая Вышка, День Вышки и другие. Важно отметить, что мы привлекаем волонтёров не в качестве исполнителей, но в качестве коллег. Мы начинаем сотрудничество с ними с самого начала – с предложения идей. Мы приветствуем работу в команде. И если что-то не предусмотрим мы – волонтёры мигом восполнят эти пробелы.

Ирина Базилева — эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель программ повышения квали- фикации «Развитие бизнеса» и «Внутренний маркетинг и коммуникации»

Летний сезон лекций 2015 года посвящен инновациям, маркетингу, медиа. Чем определен выбор данной тематики?

Запросами аудитории. Мы ежегодно проводим мониторинг и оцениваем посещаемость лекций, интерес к ним в социальных сетях, статистику посещения сайтов. Более того, данная тематика в той или иной степени интересна всем. Так, мы решили провести «ликбез» в данной области. И инновации, и маркетинг, и медиакоммуникации – всё это взаимосвязано и привлекает современного горожанина.

Одна из лекций «Что мы на самом деле имеем в виду, когда говорим об инновациях?» уже была проведена Константином Фурсовым 9 июля. Как вы считаете: удалось ли донести лектору до аудитории весь спектр коннотаций, смысл инноваций до аудитории?

Да, конечно. Аудитория активно задавала вопросы лектору, следовательно, он вызвал у неё интерес. Сама лекция живо обсуждалась в социальных сетях, было написано немало комментариев и отзывов. Давать оценку лекции мне сложно, поскольку она проводилась моим коллегой. Каждый из лекторов Вышки силён в чём-то своём:кто-то в науке, кто-то в умении зацепить аудиторию. Мы в «Университете, открытом городу» отдаём предпочтение тем, кто феерично читает и может заинтересовать неподготовленную публику.

Как Вы думаете, лекция «Угрозы наступающего будущего: что нас ждёт в эпоху компьютерной цивилизации?», запланированная на 6 августа,соберёт большую аудиторию? Резкое похолодание не снизит приток слушателей?

Меньше 80 человек на наших лекциях не было ни разу, несмотря на то, что было и пасмурно, и дождило. Я думаю, соберёт. Народ требует «хлеба и зрелищ» в любую погоду. Сегодня интеллектуальный досуг в городе превалирует, по-другому люди уже не хотят проводить время. Даже в дождливую погоду отдаётся предпочтение расширению кругозора, получению новых знаний, чем, например, коротанию вечера за телевизором.

План лекций действительно занимательный! Начиная с «азов», с ознакомления с базовыми понятиями, проблемами курса, слушатели получают возможность постепенно углубить свои знания в рассматриваемыхтемах, касающихся инноваций. Стоит ли посещать все лекции, чтобы получить наиболее фундаментальные познания в какой-то конкретной области? Или лекторий предполагает более простую форму прироста знаний?

Мы не готовим цикл лекций как некоторый курс. Почему? Потому что это в первую очередь досуг. Если человек хочет комплексно получить знания по той или иной проблеме – ему стоит задуматься о серьёзных краткосрочных или долгосрочных программах обучения. Но мы понимаем, что наш лекторий должен быть доступен и понятен любому человеку, которому захотелось «переключиться», послушать про что-то, что его всегда интересовало, но знаний по этой теме было недостаточно. Я призываю всех желающих и неравнодушных, когда у них появится свободное время в какой-нибудь летний четверг, прийти в открытый лекторий Вышки и просто отдохнуть. Это хорошее времяпрепровождение, когда лектор готов доступным языком изложить информацию по рассматриваемой теме и когда не требуется вести какие-либо конспекты.

Не могли бы Вы поделиться с читателями планами лектория на август-сентябрь? Будут ли применяться какие-то нововведения непосредственно в организации лекций? Или в этом сезоне всё будет по-прежнему?

Мы обязательно будем внедрять что-то новое, появляются новые проекты, в которых мы собираемся участвовать – в рамках научных фестивалей. Ранее мы уже участвовали в крупном проекте, лекционном марафоне «Идеи 2020» совместно с Политехом. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом! Мы с удовольствием соглашаемся на сотрудничество как в городских проектах, так и во всероссийских.

Мы собираемся унифицировать формат, развивать его. Мы постоянно следим за аудиторией, изучаем её потребности. В каких направлениях мы будем развиваться – пока сказать не могу. Но то, что мы в любом случае будем совершенствоваться, вступать в коллаборацию с другими университетами – это точно!

 

Публичный лекторий Высшей Школы Экономики ждёт всех желающих этим летом каждый четверг в Парке Горького. Такие темы, как «Smart-city» и «Инновационность» уже нашли отклик у широкой публики и собрали немало положительных отзывов. Впереди аудиторию ждут не менее интересные лекции, касающиеся рынка потребителей, эпохи компьютерной цивилизации и инноваций в коммуникациях, которые позволяют нам становиться влиятельными людьми. Шагайте в ногу со временем вместе с открытым лекторием Высшей школы экономики!

Автор: Алёна Геращенко

Фото: Алексей Иванченков