Америка начала 1960-х. После одной из пьяных драк закрывается ночной клуб, где вышибалой работает балагур-италоамериканец Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен) по прозвищу «Болтун», теперь ему нужно найти новую работу. Шанс подворачивается почти сразу: по наводке знакомого он отправляется на собеседование к некоему Дону Ширли (Махершала Али), которому нужен водитель. Тони с удивлением обнаруживает, что заказчик — богатый музыкант с несколькими учеными степенями, да еще и афроамериканец, а к ним Валеллонга относится с неприязнью.

Дону нужен шофер и «фиксер» в одном лице, человек, который смог бы решать проблемы, возникающие по ходу его рискованного турне по южным штатам. Немного пораскинув мозгами, герой решает, что чем впутываться в сомнительные околомафиозные дела, лучше поработать за солидные деньги на чернокожего. Вся шумная итальянская семья уверена, что Тони и недели не протянет с черным, но чемоданы собраны, и вот изысканный пианист и неотесанный говорун отправляются вглубь страны.

«Зеленой книгой» назывался справочник, который содержал описание мест, где чернокожие путешественники могли остановиться на ночлег и перекусить без риска расстаться с жизнью и здоровьем. Именно его выдают Тони перед поездкой представители звукозаписывающей студии. Следуя по четко установленному маршруту вглубь южных штатов, он будет свидетелем тех унижений, с которыми регулярно сталкиваются афроамериканцы в Америке.

В процессе поездки рубаха-парень и музыкант-сноб станут друзьями. Дон будет стараться обучить итальянца хорошим манерам, помогать писать жене проникновенные письма, а Тони проникнется уважением к своему шефу и попытается привить ему вкус к жизни (не обойдется без шуток про крылышки полковника Сандерса).

Фильм основан на реальных событиях и даже максимально к ним приближен — сын Тони Валлелонги Ник принял участие в написании сценария, а семья прототипа изо всех сил помогала Мортенсену вжиться в роль экспрессивного итальянца. Режиссером картины выступил Питер Фарелли («Тупой и ещё тупее», «Муви 43»), который, как оказалось, может проникновенно рассказывать важную для сегодняшней Америки историю, хотя до этого вместе со своим братом Бобом строгал непритязательные и глупые комедии часто с низкопробными шутками.

Картина является одним из фаворитов нынешней оскаровской гонки. Кажется, даже скандал с Вигго Мортенсеном, допустившим на одном из мероприятий в поддержку фильма использование слова на букву «н», не в состоянии подпортить триумф картины.

Фильм во многом состоялся благодаря сыгранному актерскому дуэту, который показывает взаимодействие между темпераментным, витальным италоамериканцем и рафинированным, утонченным снобом-музыкантом. Различия в образовании, уровне культуры и менталитете послужат основной для уморительных диалогов и комедийных ситуаций. Вигго мастерски перевоплощается в простоватого, но добродушного Тони и выдает одну из сильнейших ролей за последнее время.

Как и в «Лунном свете», Махершала Али играет чернокожего гея, но здесь ни цвет кожи, ни ориентация не становятся во главе угла. Зрителю не тычут в лицо актуальным социальным комментарием, а подают его как бы по мере развития сюжета. Личная трагедия персонажа состоит в том, что он оказался маргиналом в самой классической интерпретации этого термина, человеком, который вырвался из обычного круга, но не закрепился в новом обществе.

Для белой элиты рабовладельческого в прошлом Юга чернокожий музыкант выступает вроде диковинной зверушки. Посещение его концерта считается проявлением вкуса, но как только пианист встает из-за инструмента, волшебство заканчивается, и ему снова приходится терпеть унижения. Но музыкант добровольно идёт на это, сохраняя достоинство, стараясь выполнить свой внутренний долг.

Он уже не черный, не тот уровень манер и воспитания (в одном из эпизодов Тони удивляется факту, что Ширли не знает музыки Ареты Франклин и Литтл Ричарда), но и в общество белых на равных правах он влиться не может. Люди могут оказаться не слишком приятными независимо от цвета кожи, национальности, образования и вероисповедания. Странно, что эту простую мысль до сих пор приходится разжевывать.

«Зеленая книга» – фильм не про социальный протест и обличение белого расизма. Он про силу стереотипов, про ярлыки, которые мы так любим друг на друга навешивать. Да, оказывается, можно снять про расизм, гомофобию и нетерпимость так, чтобы кино не выглядело ультимативным обвинением белых гетеросексуальных мужчин в их расовой принадлежности и ориентации. Оказывается, можно рассказывать простую историю, которая раскрывает проблемы в разы лучше осуждающих кинопамфлетов эры Трампа.

Люди могут оказаться не слишком приятными независимо от цвета кожи, национальности, образования и вероисповедания. Странно, что эту простую мысль до сих пор приходится разжевывать

Отношения героев проходят через стандартные этапы – неприятие, интерес, симпатия, дружба. Напряженность в отношениях двух мужчин показаны через детали юмористического характера: Тони выкидывает в мусор стаканы, из которых пили чернокожие сантехники, но соглашается работать на «цветного», они меняются местами в иерархии. В другом эпизоде он забирает кошелек с собой из машины, дабы не оставлять его на виду чернокожего шефа, привычка, ничего не поделаешь.

Однако стоит сказать, что на самом деле герои не относились друг к другу столь уж враждебно. Присутствовало лишь некоторое взаимное непонимание, которое улетучилось, стоило путешественникам узнать друг друга получше. Отличий между ними не столь много, а пренебрежение надумано и зачастую вызвано непониманием или даже нежеланием попытаться понять. Выросший в «плавильном котле» Бронкса и проработавший долгое время в ночных клубах Нью-Йорка, Тони способен понять притеснения, которым подвергается Ширли, тот же, в свою очередь, при изначально снисходительном отношении проникается уважением к новому другу, указывая ему, что он способен на большее, чем низкооплачиваемая работа.

Это такой классический американский сюжет – роуд-муви, герои всё время проводят в дороге, чтобы понять что-то о себе и, изменившись, вернуться домой, словно Одиссей в Итаку. Неслучайно финал фильма выпадает на самый объединяющий для всей западной цивилизации праздник — Рождество. Создатели стараются показать нам, что все мы можем быть большой и дружной семьёй, стоит лишь приложить немного усилий. Потому что хороших людей в мире очень много. Даже если эта доброта спрятана где-то очень глубоко в сердце.

Автор: Анатолий Волохов