С 6 сентября по 7 ноября в фонде IN ARTIBUS проходит персональная выставка Михаила Рогинского «Прощание с “Розовым забором”». Проект объединяет более 40 произведений художника из частных собраний, однако самого «Розового забора» в экспозиции нет. Напрашивается вопрос – почему? Ответ связан с другим немаловажным событием в мировой культурной жизни.

Сегодня Центр Жоржа Помпиду в Париже представляет потрясающее новое собрание российских шедевров XX века выставкой «Коллекция современного искусства СССР и России, 1950-2000 годов». Ретроспектива проходит с 14 сентября 2016 по 27 марта 2017, после чего работы станут частью постоянной экспозиции музея.

«Русская коллекция» Помпиду велика, но до сих пор она почти не охватывала работы, созданные после 1930-х годов. На сегодняшний день предметом зависти всех музеев мира является коллекция Кандинского, подаренная Помпиду вдовой художника. То же самое можно сказать и о внушительном количестве произведений русского авангарда художников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, а также конструктивистов Антона Певзнера и братьев Стенберг.

Передача в дар произведений в этом году – поистине историческое событие. Много предварительных работ было проведено для собрания коллекции. Во-первых, на рынке осталось крайне мало шедевров послевоенного периода. Работы либо хранятся в семьях художников, либо находятся во владении известных коллекционеров, не желающих выставлять их на аукционы. Тем не менее нашлось 1000 картин, из которых группа кураторов должна была отобрать только 250. Во-вторых, ни один музей не может принять работу в качестве подарка без определённых процедур: комитет по закупкам должен подтвердить художественную ценность каждой работы, и оформить соответствующие документы, поэтому процесс достаточно долгий и трудоёмкий.

Подаренная коллекция охватывает творчество художников второй половины ХХ века, с конца 1950-х до середины 2000-х годов. Основная часть относится к периоду расцвета неофициального искусства, нонконформистов, стиля соц-арт и московского концептуализма. В коллекции сливки художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга – Борис Турецкий, Оскар Рабин, Эрик Булатов, Юрий Альберт, и другие.

Среди коллекционеров, преподнесших работы музею – основатели фонда культуры «Екатерина» Владимир и Екатерина Семенихины, владелица «The Art Newspaper Russia» Инна Баженова, Игорь Цуканов, Ник Ильин, семья Манашеровых и двое французских коллекционеров русского искусства – Пьер Броше и Пахита Эскофе Миро.

По этому случаю фонд «IN ARTIBUS» организовал выставку «Прощание с розовым забором». Выставка необычная, главного экспоната – картины Михаила Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963 года) из собрания основателя фонда Инны Баженовой – нет в экспозиции, она уже в Центре Помпиду. Нужно отметить, что именно в Париже Рогинский провёл многие годы своей жизни, однако среди подаренных в этом году экспонатов картина Рогинского только одна. Это событие стало поводом для привлечения внимания к наследию замечательного русского художника. Фонд «IN ARTIBUS» уже не первый раз уделяет внимание Рогинскому. В 2014 году в рамках параллельной программы Венецианской архитектурной биеннале совместно с «Фондом Рогинского», университетом «Ка Фоскари» и центром исследований русской культуры «CSAR» фонд «IN ARTIBUS» организовал и провёл большую монографическую выставку художника. Эта экспозиция не продолжение предыдущей, а самостоятельный проект. Набор произведений до этого не представлялся публике художника в таком ракурсе. Во-первых, вас встречает пустая рама, в которую должен быть помещён «Розовый забор». Во-вторых, в залах собраны труднодоступные для зрителя произведения художника, ведь они хранятся в частных московских собраниях. Среди главных участников выставки имена коллекционеров, также подаривших свои работы «Помпиду».

Считается, что Михаил Рогинский писал намеренно некрасивые, банальные объекты, интерьеры или пейзажи. Действительно, его картины изображают непривлекательные бытовые предметы и ситуации из жизни. Однако Рогинского вряд ли можно считать художником быта и повседневности. И «Розовый забор» тому подтверждение. Часто ли приходилось видеть розовые заборы в Париже в 1960-е? Едва ли. Розовый – устойчивый мотив в творчестве Рогинского. Розовые заборы, дома и интерьеры нельзя считать банальностью. Наоборот, художник создавал очевидные и одновременно невозможные предметы, которые явно выходят за границу нашей обыденной жизни. От произведений Рогинского веет игрой. Неслучайно он начинал свой творческий путь как театральный художник, и эта связь с мира игры с конкретным вещественным миром прослеживается в его поздних парижских работах. «Розовый забор» вернулся на свою родину, в Париж, и отныне украшает «русскую коллекцию Помпиду».

Это огромный шаг к продвижению русского искусства и включению его в глобальный контекст. Такой беспрецедентный случай в истории доказывает, что культура сильнее всех политических инструментов.

Автор: Ксения Оленина

Фото: Софья Мартихина

Картина на обложке: Михаил Рогинский «Розовый забор. Рельсы», 1963 год