Большинство людей в каждодневной жизни принимают решения, основываясь на стереотипах. Главной из причин возникновения стереотипов является разный доступ к информации, поэтому не все люди обладают «полной информацией» и зачастую основывают свои решения на отрывочных сведениях. Одним из видов социальных стереотипов являются гендерные, они предполагают наличие у мужчин таких качеств, как рациональное мышление, активность, готовность отстаивать свои интересы. А женский образ включает в себя умение находить общий язык с людьми, оказывать эмоциональную поддержку. [1] Известный философ и социолог Т. Парсонс предполагал, что обязанности в семьях распределяются таким образом исходя из биологических особенностей женщины, ссылаясь на то что материнство – неотъемлемая потребность представительниц слабого пола.

В настоящее время каждому абитуриенту следует определиться с профессией, общество устроено так, что если человек хочет добиться успеха в жизни, то он сталкивается с проблемой профессионального выбора еще в школе. То есть в старших классах школы индивиды принимают решение, определяющее направление их дальнейшей жизни. Однако причины того или иного профессионального выбора могут быть абсолютно разными. Абитуриенты, как правило, основываются на своих биологические данных, склонностях, талантах, однако нельзя исключать влияние гендерных стереотипов. [2]

Понятие «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Гендер (социальный пол) возникает в процессе социализации и общения с людьми в группе и определяет модель поведения окружающих. Гендерная система полностью отображает асимметричность ожиданий от представителей разных полов, мужская роль является главенствующей, а женская, в свою очередь, считается второстепенной, именно так сложилось в обществе за долгое время. [3]Эта система подразумевает и распределение социальных ролей согласно принципу неравенства мужчины и женщины. Э Гидденс утверждал: «Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины».[4]

Говоря о возникновении гендерных стереотипов, нельзя не упомянуть имя профессора Джона Мани. Исследователь ввел «понятие гендерной идентичности для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной»[5]. Он был одним из создателей клиники для предотвращения проблем, касающихся гендерной идентичности, именно в этой больнице специалисты впервые смогли изменить пол человеку. Мани был широко известен, ведь до этого в медицине никто не осмеливался менять пол людям. Событие, породившее множество разногласий и споров относительно взглядов известного доктора — случай Брюса Раймера. Мани хирургическим путем изменил пол мальчику в возрасте 22 месяцев, однако далее эксперимент потерпел неудачу. Девочка проявляла признаки мужского пола. В период полового созревания у нее начали появляться биологические внешние мужские признаки. Только во взрослом возрасте испытуемая узнала правду и, перенеся множество операций, стала мужчиной. Таким образом, анализируя этот пример, можно сделать вывод, что в данном случае операция не дала человеку преимуществ в жизни. Эксперименты по изменению пола не удаются по большей части из-за того, что человеческое поведение и характер зависят не только от воспитания и окружающей среды, но и во многом от природы, нельзя идти наперекор генетике и законам биологии (Беррес Фредерик Скиннер). Этот факт нельзя не учитывать при выборе профессии.

Нельзя отрицать, что все-таки, действительно, произошли существенные изменения, связанные с профессиональной сферой. Женщины стали проникать на общий рынок труда, не уступая мужчинам в уровне образования и квалификации. В политической сфере женщины приобрели право голоса на выборах и теперь баллотируются даже на пост глав государств. Несмотря на то, что женщины работают наравне с мужчинами, они все еще несут домашние обязанности. Несомненно, женщины по-прежнему сталкиваются с барьерами при приеме на работу, хотя в современном обществе эти барьеры размываются. Все это «не может не изменять социальных представлений мужчин и женщин друг о друге и о себе» [6]Даже сегодня идет активное изменение образов мужчин и женщин, развитие и деформация гендерных стереотипов.

Анализ гендерных различий в значимости тех или иных особенностей профессии показал, что представительницам слабого пола очень важна атмосфера, в которую они погружаются, также женщины обычно выбирают профессии, связанные с коммуникацией с людьми.[7] Мужчинам свойственна же независимость, четкость, самостоятельность деятельности. 3

Гендерные стереотипы долговечны, процесс размытия рамок идет постепенно. Общество с каждым годом все меньше поддается влиянию стереотипов, изменяющиеся ценности влекут к появлению новых устоявшихся убеждений и уходу от традиционных. Мужчины ассоциируются уже не только с агрессивностью, силой, умом и независимостью, а женщины – не только c покорностью и слабостью, эти консервативные представления постепенно устаревают, уступая место равенству возможностей для мужчин и женщин.4 Женщины шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами.[8] В последние годы люди меняют свое отношение к стереотипам, принимая их не как данное, а как установку, созданную обществом. Развитие гендерных ролей приводит к размыванию неких барьеров между мужским и женским, индивиды выходят за рамки стереотипов и выбирают профессии, основываясь на своих интересах, а не общественном мнении.

«Очень многие говорили мне, что программист — чисто мужская профессия, но я уверена в том, что именно сферой it я хочу заниматься всю жизнь» 

Арина Куликова - студентка 1 курса факультета “Управление в технических системах”

Арина Куликова — студентка 1 курса факультета «Управление в технических системах»

Арина Куликова — студентка 1 курса факультета «Управление в технических системах» МАМИ, увлекается информатикой и математикой со школьной скамьи. Арина всегда отдавала предпочтение техническим предметам, несмотря на то, что их больше относят к мужским. Автор журнала THE WALL пообщалась с Ариной лично, чтобы разобраться в причинах выбора для себя такой специальности.

Как ты пришла к тому, что тебя больше интересуют точные науки?

Как мне рассказывала мама, единственная вещь, которую я освоила полностью сама в детстве — математика. Я имею в виду, что писать, читать меня научили, считать — нет. И на протяжении моей жизни математика мне давалась всегда проще, чем остальные направления образования. Математика — это не предмет, это основа-основ, это скорее способ описания мира, сравнимый с тем художник рисует картины, а поэт пишет стихи.

Расскажи о своих любимых предметах в начальных классах.

Любимыми предметами всегда были математика (потом — алгебра) и информатика. Мне не нравилось заниматься гуманитарными науками, я находила их нудными и скучными. Математика, напротив, казалась очень захватывающей и интересной. Эта наука, в первую очередь, учит думать и размышлять, логически мыслить. Я жила в математике.

Кто является твоими коллегами в университете: девушки или парни?

Коллеги (странное обозначение) и девочки, и мальчики. Мальчиков значительно больше. В моей группе соотношение полов 7/20 с перевесом мужской половины.

Можешь выделить свои личные особенности, которыми обуславливается ваш профессиональный выбор?

Личные особенности..даже не знаю. Предусмотрительность, наверное. А также, мне всегда надо знать точно что, где и когда. И знать это мне надо заранее. Терпеть не могу, когда договариваешься о встрече, а в итоге оппонент начинает все менять в самый последний момент.

От чего ты отталкивалась при выборе своей будущей специальности?

От интересов? Мне нравится it сфера. Поэтому выбрана такая специальность. Думаю, что каждая профессия требует от человека определенных навыков и умений. Очень сложно работать дизайнером без хорошего глазомера и чувства вкуса. Люди должны использовать свои природные задатки по максимуму и объективно оценивать развитость своих способностей при выборе профессии.

Считаешь ли ты, что современному российскому обществу свойственны гендерные стереотипы?

Свойственны, но сейчас это выражено меньше, чем, например, в прошлом веке. В большинстве случаев сегодня человеку свойственно выбирать свою профессию, опираясь на свои таланты и умения. Доказано, что абсолютно каждый ребенок талантлив, ведь у каждого есть склонности к чему-либо, потенциал, который можно развивать, однако не все родители умеют заметить это. Обычно мамы и папы обращают внимание на способности детей в случае, когда их малыши действительно одаренные и их способности обнаруживаются рано. Также способности могут быть неявными (скрытыми), тогда человек может и не знать об их существовании, выявив их в более поздний этап жизни.

Согласна ли ты с тем, что если мужчина занимается женской профессией, утрачивает некоторые особенности своего характера?

Нет, не считаю, что за ерунда.

Убеждена ли ты в том, что для женщины главное — семья, а для мужчины — карьера?

Карьера важна. Для женщин и мужчин. У каждого есть свое понимание успешной карьеры. На мой взгляд, карьера — это часть самореализации человека. Женщина не должна замыкаться в семье, отдавать все силы детям и мужу.

Для женщины главное то, что она выберет сама. Для мужчины главное то, что он выберет сам. И точка.

Думаешь ли ты, что мужчина ответственен за материальный достаток в семье?

Думаю, в семье ответственный за материальный достаток тот, кого выбрала сама семья. Если мужчине и женщине комфортнее, когда за материальный достаток ответственна женщина, то что в этом плохого?

Должен ли мужчина зарабатывать больше женщины?

Может, но не должен. В семье вопросы заработка решаются не половой принадлежностью, а рациональностью. В правильной семье это решение — добровольный и осознанный выбор обоих супругов. Думаю, этот стереотип сложился в силу того, что раньше труд был почти полностью физическим, а в нем женщины уступают мужчинам. Сегодня же ценится умственный труд, поэтому профессиональная ценность индивидов не определяется их полом.

Обязана ли женщина больше времени уделять воспитанию детей?

Нет. Я убеждена в том, что папа и мама — абсолютно равноправные родители, а следовательно они наделены равным объемом обязанностей. Мужчины привыкли сваливать на женщину домашние дела и развитие детей, однако этот подход абсолютно не оправдан и не разумен.

Существуют ли в мире чисто мужские или женские профессии?

В современном мире, я думаю, таких профессий нет. Есть профессии, которыми чаще занимаются мужчины или которыми чаще занимаются женщины. Но прям четкого разделения уже нет. Я считаю, что современному школьному обществу необходим отход от традиционного представления распределения профессиональных ролей между мужчинами и женщинами, формирование более гибкой модели восприятия представителей разных полов. Людям следует выбирать специальности, исходя их своих способностей и интересов, так как эти факторы будут способствовать быстрому карьерному росту и позволят быть успешными в своей деятельности.

Арина не побоялась социальной оценки и выбрала ту сферу, которой действительно хотела заниматься. Она с любовью и огнём в глазах рассказала нам про свою учебу в университете.

Для того чтобы убедиться, что Арина – не единственный пример человека, пренебрёгшего гендерными стереотипами, автор журнала THE WALL пообщалась с другими абитуриентами популярных вузов.

Давид Геворгян – студент 2 курса журфака НИУ ВШЭ

Давид Геворгян – студент 2 курса журфака НИУ ВШЭ

От чего ты отталкивался при выборе своей будущей специальности?

От чего отталкиваюсь? От своих желаний, от того, что мне нравится и от того, что я действительно умею качественно делать.

Считаешь ли ты, что современному российскому обществу свойственны гендерные стереотипы?

Да, свойственны. Если обратиться к статистике, то больше генеральных директоров компаний – мужчины. Тяжелым трудом занимаются, в основном, мужчины. Я считаю, что сегодня и в семье все еще главенствующую роль занимает мужчина, однако уже в меньшей степени.

Иван Михненков – студент 1 курса факультета социальных наук НИУ ВШЭ (социология).

Иван Михненков – студент 1 курса факультета социальных наук НИУ ВШЭ (социология).

Иван Михненков – студент 1 курса факультета социальных наук НИУ ВШЭ (социология).

Что тебя больше интересует: точные науки или гуманитарные?

Я считаю, что наиболее эффективно комбинировать различные подходы и методологии. Люблю математику, но в то же время мне нравится история и литература.

Как ты понял, что тебе нравятся литература и история?

Я думаю, что читать книги очень важно для развития. А история учит анализировать исторические процессы.

Какие у тебя были любимые предметы в начальной школе?

Мне нравились логика, математика, риторика. Литература мне еще не нравилась, потому что я тогда и не читал.

Кто является твоими сокурсниками: парни или девушки?

Среди моих сокурсников намного больше девушек.

Как думаешь почему?

Потому что я учусь на направлении «социология», а на гуманитарные направления, как правило, поступают девушки, так как у них реже склонности к точным наукам. Но это не означает, что все девушки – гуманитарии.

Считаешь ли ты, что современному российскому обществу свойственны стереотипы?

Да, сегодня огромное количество стереотипов, основанных на половом факторе и много сексизма.

Согласен ли ты с тем, что если мужчина занимается женской профессией, то он утрачивает некие признаки своего характера?

Нет. Мне кажется, что профессия никаким образом не сказывается на характере, ты просто занимаешься делом, которое тебе близко. Думаю, что «мужской характер» сам по себе и есть стереотип.

Думаешь ли ты, что для женщины главное – семья, а для мужчины – карьера?

Нет. Я уверен, что это характеристика уже отошедшего общества. В постиндустриальном обществе каждый человек может раскрываться как индивидуальность и должен иметь полные возможности.

Ответственен ли мужчина за материальный достаток в семье?

Пожалуй, нет. Мужчина и женщина ответственны в равной степени за это, все зависит от конкретной семьи.

Существуют ли в современном мире чисто мужские или чисто женские профессии?

Нет, в современном мире в силу того что мы уходим от физического труда, не существует таких профессий. Сегодня практически все может выполняться посредством интеллекта, умственных способностей, поэтому любой человек может этим заниматься.

Валерия Кондратенко – первокурсница НИУ ВШЭ, бизнес-информатика.

Как ты пришла к тому, что тебе ближе точные науки?

С детства мне нравилась математика. В 3-м классе у нас были арифметические диктанты по математике и я получала только двойки. Но потом, когда передо мной стал выбор: идти в мат школу или остаться в своей, я решила, что нужно что-то менять в своей жизни, так как до этого у меня не было особых увлечений. Так я и начала стараться заниматься математикой. И у меня стало получаться. Меня хвалили преподаватели, это было для меня стимулом. В 7м классе я уже проявляла осмысленный интерес к точным наукам и с тех пор не расстаюсь с ними. Даже сейчас, приходя домой, сначала я уделю время только математике.

Кто является твоими коллегами в университете : парни или девушки?

Так как у меня математическая специальность, большинство моих одногруппников – мальчики, но встречаются и девочки, которые, как и я решили связать свои жизни с точными науками.

Какие твои личные качества обуславливают профессиональный выбор?

Думаю, повлияли гены, так как мама тоже очень любит математику, ну и плюс я училась с физмат школе. При выборе специальности я отталкивалась от своих интересов. Мне нравится думать над задачками, рассуждать, уверена, что этим мне будет интересно заниматься ближайшие 4 года.

Считаешь ли ты, что современному обществу присущи гендерные стереотипы?

Да, конечно. В данный момент большинство людей придерживаются постсоветских взглядов. Несмотря на распад СССР у многих остались свойственные тому времени взгляды. Однако сегодня общество эволюционирует и люди пытаются избавиться от стереотипов. Думаю, гендерные стереотипы начнут активно испаряться, когда пройдет эта постсоветская история.

Теряет ли женщина особенности своего характера, если занимается мужской профессией?

Нет, напротив. Она приобретает положительные черты, становится более расчётливой, логичной, рассудительной. Потому что мало девушек учатся на математических специальностях и существует стереотип, что девушки нелогичны.

Согласна ли ты с тем, что для женщины главное – семья, для мужчины – карьера?

Нет. Например, для меня семья – это не главное. Я хочу создать семью, когда у меня уже будет установленный базис моей карьеры.

Должен ли мужчина обеспечивать семью?

Я считаю, что в 21 веке за достаток ответственен каждый сам.

Конечно, каждая девушка хочет, чтобы ее молодой человек достаточно зарабатывал, но это не должно быть залогом отношений. Доход – это что-то общее, семейный доход формируется совместно мужчиной и женщиной.

Должна ли женщина уделять больше времени воспитанию детей?

Нет, оба родители должны заниматься детьми равномерно. Женщина в современном социум вынуждена совмещать семейные обязанности с карьерой, поэтому она при всем своей желании не сможет полностью сама поставить ребенка на ноги.

Существуют ли сегодня чисто мужские или женские профессии?

Нет, не существуют. Если девушке нравится строить дома, укладывать кирпичи – это ее выбор.

На примере респондентов каждый может убедиться в том, что современная реальность постепенно стирает рамки между женским и мужским. В социуме детерминантами профессионального выбора становятся способности и таланты, а не половой признак. Общество развивается, медленно приближаясь к этапу полоидентичности.

Автор: Кристина Папкова

[1] Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

[2] Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий — информационно-аналитический отчёт по материалам социологического исследования (2010-2011гг.)

[3] Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо жизни, 1993.

[4] Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

[5] Юркова В., Клецина И. Социально — психологический анализ гендерных ролей. – Практикум по гендерной психологии/ Подред. Клециной. — СПб.:Питер 2003.-136 с.

[6] Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 210с.

[7] Е.П.Ильин-Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины 2003 год – глава 2

[8] Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерные проблемы в общественных науках: Сб. науч.тр./ Отв. ред. И.М. Семашко. — М., 200