С конца июня, когда заканчиваются театральные сезоны на всех известных сценах страны, в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) вот уже на протяжении нескольких лет проходят Летние балетные сезоны, и каждый год несколько совершенно разных трупп демонстрируют свой талант, показывая жемчужины классического балета. Главным событием Летних балетных сезонов 2016 года с уверенностью можно назвать два вечера, 19 и 21 июля, которые вызвали огромный интерес как у российского зрителя, так и у иностранного любителя этого вида искусства.

В самом центре столицы блистали солисты Гранд Опера (Palais Garnier) – Элоиз Бурдон (Héloïse Bourdon) и Жереми-Лу Кер (Jérémy-Loup Quer) в балетах «Дон Кихот» и «Щелкунчик». Оба балета были представлены в редакции Рудольфа Нуреева, что и стало настоящей сенсацией, ведь в России его балеты можно увидеть только на различных фестивалях и гала-концертах: в постоянном репертуаре они присутствуют только на зарубежных сценах. Однако ложкой дёгтя в бочке мёда стало то, что танцевали солисты Гранд Опера с русским кордебалетом (в первый вечер с Русским классическим балетом О. Усачевой, во второй – с Театром балета классической хореографии Э. Меликова). Нет, артисты двух российских балетных трупп сами по себе не испортили ни одного вечера, они великолепно справлялись со своими партиями и неоднократно вызывали бурные аплодисменты зрительного зала, но «ложкой дёгтя» оказались редакции, в которых они танцевали. Кордебалет и в первый, и во второй вечер исполняли балеты в привычной для них манере, то есть «Дон Кихот» в редакции Сержа Мангета и «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена. В итоге, в редакции одного из величайших танцовщиков XX века и директора балетной труппы Гранд Опера (1983–1989) Рудольфа Нуреева были только сольные моменты главных героев – различные вариации и па-де-де. Сюжет, хореографический рисунок других партий его видения так и остался закрытым для публики.

Премьеры обоих балетов состоялись ещё в XIX веке, но на разных сценах: «Дон Кихот» в Большом театре 14 декабря 1869 года в Москве, «Щелкунчик» в Мариинском театре 6 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге. С тех пор эти произведения, ставшие шедеврами неслучайно, не покидают мировых театров.

«Главный акцент сделан Рудольфом Нуреевым на взаимоотношениях между возлюбленными»

Сюжет первого балета заимствован из нескольких глав романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», в которых рассказывается о несостоявшейся свадьбе богача Гамаша и Китри – дочери Лоренцо, владельца гостиницы в Барселоне, являющейся возлюбленной страстного молодого юноши – Базиля, именно влюбленные являются главными героями знаменитого балета. 19 июля в РАМТе зрители увидели эту историю, в которой был и «неудачливый» жених Гамаш, по количеству сольных моментов ничуть не уступавший главным героям, а ведь в редакции Нуреева он играет второстепенную роль, в его партии больше пантомимы, чем танца. Главный акцент сделан Рудольфом Нуреевым на взаимоотношениях между возлюбленными. Партия Базиля становится технически сложнее, бесконечные прыжки и вращения, охватывающие всё пространство, бесподобный гранд пируэт в 3-ьем действии, сменяющий знаменитые 32 фуэте исполняемые Китри.

Усилилась и артистическая сторона балета, благодаря Нурееву он стал еще комичнее, что отразилось не только в игре артистов, но и в музыке. Аранжировка  Джона Ланчбери музыки Людвига Минкуса, выполненная композитором по просьбе хореографа перед постановкой этого балета для Венской оперы в 1966 году, позволила всем действующим лицам раскрыть комизм этого произведения, а вставка в начале 2-ого действия музыкального момента из другого балета на музыку того же Минкуса «Баядерка» продемонстрировали внутренний мир главных героев: сцена около мельниц с платком напомнила всем поклонникам балета любовную историю баядерки Никии и воина Солора, передав чувства Базиля и Китри в изящном pas de deux. Несмотря на то, что этой сцены московский зритель не увидел (так как французские артисты подгоняли свои сольные моменты под редакцию, исполняемую Русским классическим балетом), озорство и кокетливость Китри, хитрость и жизнерадостность Базиля молодые французские артисты (Элоиз Бурдон стала солисткой Парижской оперы в 2010 году, Жереми-Лу Кер только в 2016) смогли донести со всем великолепием французской школы.

«Обычную историю Клары (более привычной российской публике как Мари) Нуреев обогатил психологизмом, наполнив балет тайными смыслами»

Сюжет второго спектакля был позаимствован Чайковским у немецкого романтика Гофмана, его повесть «Щелкунчик и мышиный король» стала основой для будущего балета. Обычную историю Клары (более привычной российской публике как Мари) Нуреев обогатил психологизмом, наполнив балет тайными смыслами. Так, игрушка Щелкунчик воплощается в лице крестного Дроссельмейера в волшебного идеального мужчину, способного защитить их с Кларой любовь от всех бедствий мира, а родители и друзья семьи становятся уродливыми крысами и летучими мышами, пугающими героиню. Страхи и кошмары Клары связаны с пробуждением её женственности. Через весь балет проходит красной нитью сопоставление внешнего мира – семейной жизни – с богатым внутренним миром девочки. Однако этой линии зритель не увидел 21 июля, а была показана отрывочно хореография Нуреева, поставленная в 1967 году для Шведского Королевского Балета. Просмотренная привычная история-сказка всё равно не оставила равнодушными, ведь изумительный симфонизм Петра Ильича Чайковского всегда оказывает неизгладимое впечатление, а Элоиз Бурдон и Жереми-Лу Кер совместно с Театром балета классической хореографии Э. Меликова подарили частичку новогоднего чуда в разгар лета.

Так прошли выступления французских и московских талантов на сцене РАМТа, оставив тонкое послевкусие от совершенно разноплановых балетов – наполненного характерными танцами «Дон Кихота» и классического «Щелкунчика». Надеемся, что в следующие годы сотрудничество Гранд Опера и Летних балетных сезонов продолжится и откроет перед российскими зрителями и гостями столицы новых балетных звёзд.

Автор: Мария Тарасова

Источник главного фото: teamplusone.ru