Произведения русского авангарда и его многочисленных направлений (таких как абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм) до сих пор вызывают много споров по поводу своей художественной ценности. Не только многие обыватели, но и специалисты в области изобразительного искусства подвергают критике работы художников-экспериментаторов. Так, например, небезызвестный «Чёрный квадрат» Казимира Малевича вот уже на протяжении более 100 лет продолжает подливать  масла в огонь. Многие недоумевают, как можно называть произведением искусства правильно (или неправильно?) нарисованный чёрный квадрат на белом фоне. Однако как раз в этой неоднозначности и скандальности заключается магия русского авангарда. Его приверженцы действительно совершили революцию в сознании миллионов людей.

Целью мастеров, работавших в этом направлении, было разрушение старых представлений и создание нового, непохожего на прежний, мира. Художники своим творчеством сумели предвосхитить события 1917 года и многие политические и философские идеи начала 20 века.[1]

Их видение реальности строилось на главенстве правильных форм, буйстве красок и игре контрастов. В своих работах они попытались совместить несовместимое: мотивы варварского общества и большого индустриального города. И только ассоциация и человеческое воображение помогают зрителю погрузиться в мир мастеров. Сознание само подскажет, что хотел донести до нас создатель того или иного произведения искусства.

Авангардисты  пробовали себя в различных областях, начиная от живописи и скульптуры и заканчивая театральным костюмом. Многие из них активно обращались к тканям в своем творчестве. Например, Александр Михайлович Родченко и Александра Александровна Экстер создавали эскизы нарядов и декораций для театральных постановок[2].  В свою очередь, Степанова и Попова придумывали принты сначала для российских, а позже советских ткацких фабрик[3]. Русские авангардисты экспериментировали с формами и материалами, им было интересно, как можно перенести динамичный геометрический рисунок на ткань. Унисекс и приверженность к бесформенности в одежде стали смелой попыткой перезагрузить моду и дизайн тех времён. Идея отказа от облегающих силуэтов и элегантных форм была воспринята в штыки как со стороны прекрасной половины человечества, так и со стороны партийной верхушки.

Эскизы тканей, созданные В.Ф.Степановой для Первой ситценабивной фабрики 1924-25 года XX века

Источник: zastava-nkk.ru/amazonka-russkogo-avangarda/

Согласно гуманистическому философскому учению у человека есть три вещи, которые принадлежат только ему: имя, смерть и тело. Тоталитарные режимы опровергли эту теорию по первым двум пунктам (номера узников и нескончаемый поток смертей в печах концлагерей являются тому ярким подтверждением). Но тело человека так и осталось неприкосновенным оплотом. Предпринятые авангардистами шаги по его захвату потерпели фиаско.

Наследие этого течения в искусстве и по сей день вдохновляет множество дизайнеров по всему свету. Ещё с середины 60-х годов XX века в коллекциях ведущих модных домов появляются мотивы работ русских революционеров в искусстве[4].

Создатели выставки «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду» попытались показать посетителям диалог моды и русского авангарда. В Еврейском музее и центре толерантности с 30 июня по 4 сентября 2016 года зрители смогут увидеть представленные по соседству наряды многих модных брендов, таких как Altuzarra, Céline, Chloé, Christopher Kane, Diane von Furstenberg, Dries Van Noten, Issey Miyake, J.W. Anderson, Loewe, Marco De Vincenzo, Marni, Mary Katrantzou, Peter Pilotto и Rosie Assoulin и работы художников этого радикального течения в искусстве: Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Любови Поповой, Александры Экстер и других[5]. Здесь можно будет познакомиться с более чем сотней экспонатов: в экспозицию включены наряды из коллекций ведущих модных домов (самый ранний датируется 2008 годом, самые поздние – следующая зимняя коллекция) и  произведения русских художников из музейных и частных собраний (живопись, графика, фарфор)[6]. Создатели выставки-эксперимента попытались отказаться от коммерческой подоплёки (посетитель не найдёт в выставочном зале ни одного изделия от Chanel,  Dior,  Saint Laurent) и обратили своё внимание на молодых русских дизайнеров. Так, в рамках экспозиции представлены наряды от Walk of Shame, Vika Gazinskaya и многих других отечественных модельеров[7].

В стенах музея любой желающий сможет совершить невероятное путешествие по разным эпохам. Фантазия и ассоциативный ряд – главные проводники в прошлое и настоящее. Организаторы этого культурного события, шеф-куратор Еврейского музея Мария Насимова и креативный директор ЦУМа Наталья Гольденберг, попытались найти источники вдохновения многих известных кутюрье в творчестве русских авангардистов и поместить их бок о бок друг с другом. Например, Красное платье Marni, расположено  неподалёку от его идейного прародителя «Эскиза костюма к балету «На Борисфене» на музыку Сергея Прокофьева» Натальи Гончаровой, а необычный образ от Миуччи Прада — близ «Женщины со снопом сена» Эдуарда Криммера[8]. Такой «эффект времени» позволяет каждому наглядно увидеть, какой след художники-революционеры оставили в модной индустрии. Глубокие познания в искусстве или моде не требуются, чтобы проследить визуальные параллели в работах приверженцев этого радикального течения искусства начала XX века и  костюмах из последних коллекций мировых брендов.

Marni, весна-лето 2016 — Наталья Гончарова. «Эскиз костюма к балету «На Борисфене» на музыку С.С. Прокофьева», 1932 год; Prada, осень-зима 2011/2012 — Эдуард Криммер. «Женщина со снопом сена», 1929-1930 год, kommersant.ru/doc/3024971

Хотя, по словам кураторов, никаких официальных подтверждений о связи между соседями по выставке нет, зритель без труда сможет самостоятельно найти точки соприкосновения этих двух вселенных: русского авангарда начала XX века и моды начала XXI. Безусловно, за эти сто лет произошло множество событий, которые кардинально изменили историю человечества, но геометрия и яркая палитра красок так и остаются неотъемлемыми составляющими творчества современных кутюрье.

 

Автор: Дарья Змеевская

 

 

[1]Цветкова А.А. «РУССКИЙ АВАНГАРД. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ». Арт-каталог // http://www.art-katalog.com/russian/article/117.

[2]«Дизайнеры русского авангардизма».  Мобильный музей русского дизайна // http://mobiledesignmuseum.ru/avangard/.

[3]Там же.

[4]«В Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка об авангарде и моде». 28.06.2016 // https://www.buro247.ru/culture/news/natalya-goldenberg-i-mariya-nasimova-predstavyat-v.html.

[5]Там же.

[6]Натела Поцхверия. Мария Насимова о выставке в Еврейском музее. 29.06.2016. Коммерсатъ.-2016.-№42 // http://kommersant.ru/doc/3024971.

[7]Там же.

[8]Новикова А. «История отношений: как влияли друг на друга мода и русский авангард». 30.06.2016. РБК.-2016.-№34 // http://style.rbc.ru/view/art/5774ff609a7947352c873bca.