19 марта в ЭКО-Лофте «MORE PLACE» прошёл ежегодный фестиваль «Фотоохота». Пространство было поделено на тематические зоны, в которых проходили лекции на совершенно разные темы, связанные с фотоискусством. В этому году к существующим восьми зонам добавились две новых, а именно «Маркетинг в фотографии» и «Мобильная фотография». Каждая из зон была наполнена теоретическими и практическими лекциями, которые проводили известные фотографы и другие профессионалы своего дела. Помимо этого, уже во второй раз на фестивале было представлено две фотовыставки: «Времена года» и конкурсная выставка «Один день из жизни…», победитель которой был определён голосованием  во время проведения мероприятия. В рамках фестиваля проходили лекции на актуальные и волнующие многих темы.

В рамках Food-фотографии проходила лекция Пётра Карасева на тему «Что надо знать о съёмке еды». Пётр один из самых востребованных фотографов России, он снимал для огромного количества ресторанов, среди которых, например, «Ginza project» и «Буше». Сегодня food-съёмка набирает обороты, особенно, с нарастанием популярности шеф-поваров, выходящих из тени своих кухонь и показывающих миру не только блюда, но и свои личности. Сначала Пётр рассказывал о том, как пришёл к food-съёмке: «Я фотографирую давно, уже как 10 лет. Еду начал фотографировать не сразу, начинал как все – фотографировал портреты, снимал свадьбы. Свадьбы снимаю и сегодня, ведь это лучший способ заработать деньги. Потом начал изучать технику, открыл для себя освещение. Когда человек впервые берёт фотоаппарат в руки ему всегда кажется, что мало света. Люди идут в студии, к огромным окнам, чтобы залить всю фотографию светом. Это естественно, всем всегда сначала не хватает его. Но через какое-то время приходит понимание, что свет – это не всё, что нужно, нужна ещё тень, ведь без тени не будет объёма. Она не будет выпуклой, не будет такой, которую хотелось бы взять».

Пётр Карасев. Источник: vk.com/fest_fotoohota

Далее, Пётр рассказал о том, как рынок современной фотографии быстро прогрессировал. Всего лишь за 10 лет он достиг большого прорыва. Если в 2006 году мало кто понимал, как нужно правильно снимать, то сегодня существует огромное количество доступной информации для того, чтобы пройти весь процесс обучения куда быстрей, чем это было раньше.

«Всего лишь за 10 лет рынок современной фотографии достиг большого прорыва. Если в 2006 году мало кто понимал, как нужно правильно снимать, то сегодня существует огромное количество доступной информации для того, чтобы пройти весь процесс обучения куда быстрей, чем это было раньше.»

«Путь к съёмке еды начался с того, как я начал жить один. Со временем, мне надоедало готовить одно и тоже, начинал делать что-то новое. Потом начал красиво укладывать на тарелочку и понял – нельзя, чтобы эти усилия пропали даром (смеётся). И начал фотографировать. Все фотографы делают много-много кадров под разными ракурсами, находясь под влиянием стереотипов, прям как в кино показывают, когда фотограф бегает с камерой вокруг модели. Много времени ушло, чтобы понять, что так делать не нужно, еда никуда не уйдет. Чтобы снять еду, нужен, на самом деле, всего один кадр. Если делать другой кадр, то надо что-то изменить. Когда много одинаковых кадров, из которых надо выбирать, это отвлекает от главного – от создания сюжета».

Дискуссия перешла в диалог с аудиторией – из зала звучало множество вопросов. Говоря об освещении во время съёмки, Пётр рассказал, что есть несколько вариантов освещения. Самое главное – это то, что свет должен быть холодный. Любой свет, который греет не подходит – ни галогеновые лампы, ни лампы накаливания. Еда не любит, когда её греют, она лучше сохраняется, когда находится в холоде. Это касается и горячих блюд. Самый доступный подходящий свет – свет из окна, импульсный свет, люминесцентные лампы, светодиодные (панели). Последние сейчас достаточно редкие и дорогие. У света есть свои плюсы и минусы. Самый большей плюс света из окна в том, что он есть, а минус – он постоянно разный. Солнце чуть-чуть зашло за облако – свет стал синий, вышло – стал желтый, ушло за более плотное облако – стал синий и экспозиция съехала, только подстроили камеру, а свет опять стал яркий. Свет из окна не годится, когда тебе нужно снять 70 блюд – ведь это займёт в два раза больше времени. Кроме того, при съёмке зачастую используются отражатели разных форм и размеров, которые позволяют правильно выстраивать экспозицию фотографии: «Есть свет, а есть акцент. Ты привлекаешь к каким-то частям твоей экспозиции. Фотографии должны быть доходчивыми, люди должны мгновенно увидеть, что ты хотел донести до них, увидеть и сказать: «Да – это реально круто!» Светом, фактурой, ракурсом, композицией мы должны сразу человеку дать понять, что здесь изображено».

«Ты привлекаешь к каким-то частям твоей экспозиции. Фотографии должны быть доходчивыми, люди должны мгновенно увидеть, что ты хотел донести до них.»

В своей работе Пётр не пользуется искусственными приёмами из серии «лаком попрыскать» или «маслом помазать»: «Дело в том, что эти процессы очень длительные. Да, конечно, есть бургер и, если между булкой и всеми слоями положить картон, то на фотке это выглядит в тысячу раз лучше, чем в жизни. Но, когда ты снимаешь для меню, то это безумно долго. Это скорее подходит для рекламы, когда одно фото и одно блюдо. Например, мои знакомые занимаются рекламой для Coca-cola, и они рассказывали, как снимали один бокал с Coca-cola – классический кадр снимали месяц. Вот там, каждый миллиметр был вылизан так, что совершенно невозможно. Каждую деталь прорисовывали и, конечно, внутри была совсем не Coca-cola. Но на самом деле это интересная тема, и ею стоит увлечься».

«Мои знакомые занимаются рекламой для Coca-cola, и они рассказывали, как снимали один бокал с Coca-cola – классический кадр снимали месяц»

Во время беседы Пётр затронул тему доступа инвентаря для food-съемки. За границей существуют специальные фирмы, имеющие безграничные ангары с разнообразной посудой, подносами, тканями и другими предметами. Достаточно зарезервировать через сайт, инвентарь для съёмки, его привозят, а после, его необходимо возвратить обратно. Поэтому, когда смотришь снимки западных food-фотографов, складывается впечатление, что у каждого из них свой личный огромный инвентарь посуды, хотя это просто берётся в аренду, так как у себя, по словам Петра, хранить это всё нереально. К сожалению, в России в таком размахе этого нет, хотя в Москве пытались сделать похожее. Из-за отсутствия подобных возможностей food-студию приходится делать дома прямо на кухне.

Также Пётр рассказал о проблеме неконкурентоспособности рынка food-съёмки. Всегда есть те, кто готов снимать бесплатно или ставит цену ниже. Из-за этого потенциальные заказчики могут отдать предпочтение им, нежели тому, у кого, возможно, больше опыта, но цена за свои услуги в два раза выше. Заказчик исходит из экономической прибыли, и, если есть возможность получить и снимки и сэкономить, то он отдает предпочтение именно такой концепции. Вопрос в том, насколько итоговый продукт в виде снимков оправдает ожидания заказчика, но это уже зависит от других вытекающих факторов.

Автор: Ксения Пелевина

Фото: Дарина Шишигина