Международный кинофестиваль в швейцарском городе Локарно проводится ежегодно в августе и берёт начало в 1946 году. В это время для гостей фестиваля открываются двери 10 кинозалов и уникальный кинотеатр под открытым небом в центре города. Каждый день на Пьяцца-Гранде перед огромным экраном собирается зрительская аудитория в 7–8 тысяч человек. Лауреатам фестиваля вручается статуэтка «Золотого леопарда» за лучший фильм, «Серебряного», «Бронзового» и «Мини» леопарда – за мужскую и женскую роли, режиссуру и дебютную работу соответственно. Помимо конкурсных премий, ежегодно вручается награда за достижения в кинематографе.

источник: http://www.pardolive.ch

В этом году фестиваль проводился с 5 по 15 августа, в его конкурсную программу вошли 18 картин, Россию представлял фильм «Брат Деян» режиссёра Бакура Бакурадзе. Сценаристом ленты выступил сам режиссёр. Картина рассказывает о последнем годе жизни бывшего боевого генерала гражданской войны Деяна Станича[1]. В течение десяти лет он был вынужден скрываться от суда на разных закрытых базах, а затем оказался в деревенском доме старика Славко. Оторванный от всего мира и противопоставленный ему, генерал остался один на один с самим собой, со своей судьбой, и Славко оказался для него единственным близким человеком.

Кроме того, в международный конкурс короткометражных фильмов вошла работа российских режиссёров Егора Шевченко и Рината Бекчинтаева «Работник с Востока». Авторы фильма являются учениками Московской школы нового кино, в которой преподает Бакур Бакурадзе.

Интригой, безусловно, был главный приз. «Золотого леопарда» получил фильм «Прямо сейчас, а не после» Хона Сан Су (Южная Корея), что не стало неожиданностью для критиков. Хон Сан Су учился в Университете Чунан, затем в США, где получил степень бакалавра в Калифорнийском художественном колледже и степень магистра в Чикагском институте искусств. Сан Су снимает низкобюджетные фильмы, многие из которых были отмечены премиями крупных международных фестивалей. Дебютная картина южнокорейского режиссёра «День, когда свинья упала в колодец» (1996) была высоко оценена критиками и получила несколько наград на фестивалях (премия «Голубой дракон» лучшему новому режиссёру, премия Фестиваля азиатско-тихоокеанского кино лучшему новому режиссёру, премия Роттердамского международного кинофестиваля, премия МКФ в Ванкувере). Фильм «Сила провинции Кангвон» (1998) получил премию «Голубой дракон» за режиссуру, премию Netpac МКФ в Пусане, «Серебряный экран» Сингапурского МКФ, премию МКФ в Санта-Барбаре. Ленты «Ночь и день» (2008) и «Хэвон – ничья дочь» (2013) были номинированы на «Золотого медведя» Берлинского МКФ, работу «Хахаха» (2010) удостоили премии на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». На Локарнском фестивале имя Хон Сан Су уже было известно, поскольку он получил премию как лучший режиссёр в 2013 году за фильм «Наша Сунхи».

Фильм «Прямо сейчас, а не после» рассказывает о кинорежиссёре Хаме Чун-Су, который по ошибке приезжает в Сувоне на день раньше, и ему нужно как-то скоротать время перед съёмкой дебатов. Он останавливается недалеко от старого дворца и встречает там художницу по имени Юн Хи Чжон, которая знакомит его со своими картинами. Они проводят время вместе, посещают её студию, ужинают, выпивают с друзьями художницы, постепенно чувства молодых людей друг к другу растут. Но когда девушка спрашивает, женат ли Чун-Су, у него нет выбора, кроме как сказать правду и дать утвердительный ответ, тем самым глубоко разочаровав Юн Хи. Чон Чжэ Ён, сыгравший главную роль в этом фильме, получил награду за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма «Прямо сейчас, а не после»

Работа Хона Сан Су сосредоточена на повседневных, банальных человеческих взаимодействиях, которые, кажется, не содержат каких-либо сложных философских размышлений, именно такой подход объединяет картины южнокорейского режиссёра, выражает авторское видение и идеи. Фильмы Сан Су часто кажутся нарезкой совершенно спонтанных диалогов, однако более широкий взгляд на манеру режиссёра показывает сложную и высоко упорядоченную конструкцию связей и повторений.

В этом году польский кинорежиссёр и писатель Анджей Жулавский получил награду за лучшую режиссёрскую работу. Родился Жулавский во Львове в 1940 году, его отец – писатель и поэт Мирослав Жулавский. Фильмы польского режиссёра оказывают сильный эффект на зрителя притягательной актёрской игрой, экспрессией, страстью и романтическим лиризмом. Режиссёр работал с такими актёрами, как Роми Шнайдер, Софи Марсо (которая долгое время была его женой), Изабель Аджани, Гийомом Кане, Ламбертом Уилсоном и многими другими. Жулавский, в дополнение к созданию фильмов, также работает в театре и написал более десятка романов и коротких рассказов. Среди работ режиссёра фильм «Одержимая» (1981) с Изабель Аджани в главной роли, получивший награду «Золотой астероид» на фестивале фантастических фильмов в Триесте, «Публичная женщина» (1984) с Валери Каприски – лауреат специальной премия жюри на кинофестивале в Монреале, «Шальная любовь» (1985) по роману «Идиот» Фёдора Достоевского, «Мои ночи прекраснее ваших дней» (1989), «Верность» (2000) и другие. На Локарнском фестивале Анджей Жулавский представлял свою киноленту «Космос», которая и была удостоена премии.

 Герои фильма «Космос» – Витольд и Фукс. Витольд только что провалил экзамены в юридической школе, а Фукс уволился из парижской фэшн-компании. Приехав на несколько дней в так называемый семейный гостевой дом, они сталкиваются с рядом тревожных предзнаменований: воробьем, подвешенным на ветке в лесу, висящим куском дерева и, наконец, знаками на потолке и в саду. В этом гостевом доме также ходят зловещие слухи, распространяемые горничной, но помимо них на место и слышатся и положительные отзывы молодой женщины, в которую Витольд безумно влюбляется. К сожалению, женщина только что вышла замуж за уважаемого архитектора, но возникает вопрос, в равной ли степени со своим супругом уважаема наша героиня? В фильме появляется третий повешенный – кот. Кота, как выясняется, убил Витольд, но зачем он это сделал отнюдь не понятно. И самый важный вопрос – будет ли четвертым повешенным уже человек? Краткий анонс фильма завораживает, есть элементы детектива, фильма ужасов и драмы, возникает желание посмотреть картину и разобраться в этой истории, прояснить выбор названия фильма.

Приз ФИПРЕССИ (Международной Федерации Кинокритиков) достался женщине, французскому режиссёру и сценаристу Паскаль Бретон за работу «Suite Armoricaine». Паскаль Бретон родилась в Морле – одном из округов в регионе Бретань. В 1995 году она сняла свой первый фильм «Восьмая Ночь», который был чёрно-белым и имел средний метраж. Лента завоевала премию за лучший сценарий на Фестивале в Анже (1996) и Гран-при на Фестивале Клермон-Ферран. Короткометражный фильм «Les Filles du douze» (2000) получил Гран-при Фестиваля в Бресте и был номинирован на премию «Сезар» в 2002 году. Дебютный полнометражный фильм Бретон – «Освещение», вышедший в 2004 году и получивший награду на фестивале в Роттердаме в 2005 году. Картина «Suite Armoricaine» (2014) – это второй полнометражный фильм французского режиссёра.

«Suite Armoricaine» можно назвать психологической и сентиментальной хроникой, где повествование следует за главной героиней Франсуазой, которую сыграла Валери Древилль. Франсуаза является специалистом в области истории искусств, она возвращается в свой родной городок в Бретани, чтобы преподавать в университете, где она сама когда-то была студенткой. Хотя она едва ли помнит своих бывших одноклассников, она узнаёт, что большинство из них никуда не уезжали, и что они ждали возвращения «Парижанки» на родину с любопытством. Сначала она не замечает, что у одного студента, Иона, есть тот взгляд на красоту, который она стремится воспитывать. Другая студентка, страстная девушка Moon, оказывается бездомной. Именно она полюбилась Франсуазе, и отголоски далёких, волшебных времен начинали всплывать на поверхность. Паскаль Бретон уделяет внимание всем без исключения персонажам с одинаковой нежностью, различные точки зрения персонажей вызывают прыжки во времени и обзоры с разных углов. Сюжет картины показывает, что если один ум не в состоянии в полной мере осознать важность момента, его трения и разногласия с окружающими могут стать ключом для понимания.

Что касается «Особого приза жюри», то его получил Авишай Сиван за фильм «Тиккун» (Израиль). Это вторая лента израильского режиссёра, первым фильмом Сивана была картина «Бродяга» (2010).

Кадр из фильма «Прямо сейчас, а не после»

«Тиккун» переводится с иврита как «исправление», в каббале это процесс исправления мира, потерявшего свою гармонию в результате катастрофы. Интенция режиссёра ясна, он показывает мир хасидской секты ультра-ортодоксальных евреев, и использует такие художественные и стилистические приёмы как морда коровы на первом кадре, фрагментированные диалоги, отсутствие цвета. Неслучайно фильм чёрно-белый: пространство делится на добро и зло, мир делится на два цвета. Язык Сивана является сложным и простым одновременно. Без какой-либо идеологии невооруженным глазом мы видим современный мир Ближнего Востока и его проблемы, показанные режиссёром.

В программе «Режиссёры настоящего» обладателем особого приза жюри стал Мауро Эрсе за ленту «Dead Slow Ahead». Эрсе – оператор, сценарист, продюсер, и представленная на фестивале картина – его первая полнометражная работа в качестве режиссёра. Родился Мауро Эрсе в Барселоне в 1976 году. Он начал свою карьеру как оператор-постановщик и сценарист таких фильмов как «Ocaso» (2010), «Arraianos» (2012), «Гаспар Хаузер» (2013) и «Слиман» (2013).

В центре сюжета «Dead Slow Ahead» находится грузовое судно, пересекающее океан. В завораживающем ритме его темпа показывается непрерывное движение механизма, пожирающего своих работников: жесты старых моряков исчезают под механическим и безличным пульсом нео-капитализма XXI века. Возможно, это просто дрейф одной лодки, или, может, последний пример исчезающих видов с двигателями, всё ещё запущенными и работающими без остановки.

Во внеконкурсной программе фестиваля представили новую экранизацию «Двойника» Достоевского, снятого известным французским режиссёром, сценаристом и критиком Пьером Леоном. Родился Пьер Леон в СССР, откуда уехал в 1975 году в 15-летнем возрасте. Его отец был коммунистом из Франции, работавшим корреспондентом газеты «Юманите» в Москве. Мама – русская переводчица. В карьере Леона уже имеются ленты по мотивам чеховского «Дяди Вани», «Подростка» и «Идиота» Достоевского. Пьер Леон не получал специального образования, он режиссёр-самоучка, и своим ученикам он рассказывает: «Научить быть режиссёром невозможно. Можно предостеречь лишь от каких-то ошибок. Забавно, конечно, что никакой школы у меня нет, а я при этом преподаю в Высшей школе французского кино»[2].

Адаптация «Двойника» («Два Реми, Два» / “Deux Rémi, Deux”) Достоевского у Пьера Леона уложилась в 66 минут экранного времени. Главный герой – молодой человек по имени Реми, у которого в определенный момент начинается то, что можно назвать «раздвоением личности». Он прекрасно понимает, что тот, второй – его копия, просто влезает в его жизнь, целуется с его девушкой, звонит от его имени. Когда Реми приходит на работу, двойник уже находится там вместо него. Заказывая в баре кофе с круассаном, Реми должен платить за двоих, хотя в бар он приходит один. Сделать что-либо с этим невозможно.

Награду за вклад в развитие кинематографа в этом году вручили Марлену Мартыновичу Хуциеву – советскому и российскому режиссёру, сценаристу, актёру, педагогу, Народному артисту СССР (1986), Лауреату Государственной премии Российской Федерации (1993). Хуциев – автор многих выдающихся картин, ставших классикой советского кино. Организаторы фестиваля подготовили специальную программу, посвящённую работам Хуциева. Зрителям были представлены его киноленты «Был месяц май» (1970), «Бесконечность» (1991), «Два Фёдора» (1958), «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь» (1966) и «Послесловие» (1983), а также документальный фильм «Хуциев. Мотор идёт!» (2015) Петра Шепотинника.

Автор: Елизавета Пичурина

Фото: https://festagent.s3.amazonaws.com

[1] Фестиваль в Локарно 2015 объявил программу. 15 июля 2015 // http://kinote.info/articles/16000-festival-v-lokarno-2015-obyavil-programmu.

[2] http://kinote.info/articles/16233-dvoynik-dostoevskogo-v-lokarno