Четвертый фестиваль современной хореографии CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА 19 ноября завершился на родной сцене основательницы и арт-директора фестиваля – Дианы Вишнёвой – на исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Гала-концерт состоял из большого количества номеров (в отличие от московского открытия в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), представленных известными мировыми коллективами. Определенная часть программы совпала с программой Гала-открытия, что дало возможность не только московскому зрителю прочувствовать веяния и стилистику современной хореографии, но и жителям «культурной столицы» подтвердить этот статус и оценить мастерство исполнителей и рисунок танца. Важность закрытия состояла также в том, что вместе с артистами в Питере были педагоги-репетиторы, готовившие их к особенностям сцены «Мариинки» и встрече с питерской публикой, и хореографы, чьи постановки они претворяли в жизнь.

«Вместе с артистами в Питере были педагоги-репетиторы, готовившие их к особенностям сцены «Мариинки» и встрече с питерской публикой, и хореографы, чьи постановки они претворяли в жизнь»

Окаймляла концерт одна из старейших танцевальных компаний Голландии – INTRODANS, уже дважды приезжавшая на фестиваль, но не перестающая удивлять публику своей многогранностью. Для постепенного погружения зрителя в мир современного хореографического искусства использовалась постановка Сиди Ларби Шеркауи, артиста ЮНЕСКО и обладателя «балетного Оскара» – «IN MEMORIUM». Две части постановки довольно контрастны как по количеству танцовщиков, так и по исполняемому материалу. Вторая представляет собой дуэт двух противоборств – мужского и женского, довольно облегченного по хореографии и смысловому наполнению. Отличается первая часть, где несмотря на отсутствие сложных технических моментов – в основе одно многократно повторяющееся вращение с поднятой вверх одной рукой, присутствует нечто завораживающее, даже если не сказать таинственное. Особый эффект создают плиссированные юбки в пол, в которых кружились и женщины, и мужчины, их переливы добавляли медитативность постановке. Непрерывное движение отражалось и в показанном одновременно с танцем видеофрагменте с бесконечной дорогой, по которой мчится автомобиль.

Introdans, фото Марк Олич

Финальный номер INTRODANS – CANTATA хореографа Мауро Бигонцетти, исполненный под аккомпанемент итальянского женского народного ансамбля «Assurd» как роскошный фейерверк завершил четвёртый фестиваль. Труппа показала, что она может не только вводить в транс зрителя, но и заставлять удивляться и покидать Мариинский театр в состоянии шока. В основе сюжета лежит история одной итальянской свадьбы, на которой страсти не уступали российским празднествам: были и выяснения отношений, и драки, и массовые гуляния, к тому же некоторые реплики были на русском языке, что безусловно сближало два народа.

Introdans

Посетившая впервые Россию труппа Алонсо Кинга побывала сразу в двух городах, в Москве они стали частью Гала-открытия и международной программы в Гоголь-центре, в Санкт-Петербурге – Гала-закрытия. На суд зрителя были вынесены творения основателя и хореографа Алонсо Кинга: «Концерт для двух скрипок»,  «Шостакович», «Основы письма». Первое увидели на Гала-концертах, остальные составляли репертуар международной программы.

Alonzo King LINES Ballet, фото Марк Олич

Многие называют Кинга хореографом уникального художественного видения, заставляющего по-новому взглянуть и на классические движения и на классическую музыку. Однако, несмотря на точность исполнения, номера берут за душу не хореографической составляющей, а музыкальное сопровождение. Концерт для двух скрипок с оркестром И.С. Баха ре минор и струнные квартеты Д.Д. Шостаковича сыграли роль «Лебединого озера» в конце XIX века: музыка была настолько самодостаточна, что многонациональная труппа выглядела блёкло и невыразительно.

«Многие называют Кинга хореографом уникального художественного видения, заставляющего по-новому взглянуть и на классические движения и на классическую музыку»

Другим массовым коллективом была Национальная школа балета Канады, участники которой по своему возрасту походили на студентов МГАХа (Московской государственной академии хореографии), но по технике напоминали солистов ведущих российских театров. Довольно короткий номер «Войдите» Азура Бартона смог показать все выигрышные стороны молодых танцовщиков: синхронность, плавное и мягкое «вливание» при постепенном выходе на сцену, музыкальность и высокий уровень исполнения классических па.

Национальная школа балета Канады

Камерную часть закрытия представляли два дуэта. О первом – Ане Лагене и Иване Ауцели в постановке Матса Эка «Топор» мы писали раннее. Единственное отличие заключалось в атмосфере, которую придала неотделанная задняя часть сцены исторической сцены Мариинского театра. Второй дуэт двух блистательных балерин Дианы Вишнёвой и Орели Дюпон (впервые совместно исполняющих постановку) показал новое прочтение «Болеро» Мориса Равеля. Хореограф Охад Наарин назвал свой непродолжительный номер (вдвое короче «Болеро» Мориса Бежара) «B/olero», как бы разделив его на две части – две балерины делали движения с кордебалетной точностью, не теряя при этом индивидуальности.

Диана Вишнёва и Орели Дюпон, фото Ирина Туминене

Так, насыщенно и разнопланово завершился фестиваль Дианы Вишнёвой, расширив сразу несколько составляющих: географию – к Москве присоединился Санкт-Петербург, широту программы – к концертам, кино и конкурсам молодых хореографам добавилась встреча с хореографом и, конечно, добавив новые коллективы – мастеров современной хореографии. В следующем году программа пятого юбилейного фестиваля обещает быть не менее насыщенной и заставляет ждать с нетерпением нового года.

Автор: Мария Тарасова