Феминизм начал проникать в модную индустрию вместе с окончательным укоренением его идеи в обществе – в начале XX века. Первым знаком того, что мода готова стать функциональной, оказалось то, что женщины сбросили с себя неудобные корсеты благодаря Полю Пуаре и отдали предпочтения платьям с заниженной линией талии, которые позволяли им свободно дышать, курить и танцевать в клубах.

Чуть позднее Марлен Дитрих преподнесла женщинам образец того, как элегантно можно носить брючные костюмы в жизни, а Коко Шанель начала непосредственно экспериментировать с кроем женской одежды. Завершением «феминисткой модной революции» можно считать легендарную «девушку в смокинге» Ив Сен-Лорана.

Марлен Дитрих

Отныне мода стала другой: изменились не только крой и лекала, но и представление о женственности и эстетическом в целом. Обрели популярность такие дизайнеры, как Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо, Хельмут Ланг. Что только не делали с одеждой: распарывали вещи на составные детали и собирали что-то абсолютно новое, смещали пропорции, смешивали от-кутюр и прет-а-порте, убирали декоративные элементы, сводя красоту к чистоте силуэтов. Как следствие – появление новых критериев красоты и формирование феминистского контекста в рамках свободного выражения своей сексуальности. На смену большой груди и округлым формам пришел новый стандарт красоты, и женское тело стали воспринимать как нечто более сложное, не подлежащее грубой стандартизации.

Девушка в смокинге от Yves Saint-Laurent, 1967 г.

Оказалось, что многие женщины чувствуют себя привлекательнее и увереннее в свободных простых вещах, не кричащих об их сексуальности. Одежда перестала выступать оболочкой, служащей исключительно для подчеркивания достоинств фигуры, она стала способом самовыражения. На пике популярности феминисткой моды, разумеется, оказались вещи мужского кроя, свободные объемы, стритстайл и кроссовки.

Модный феминизм в мире

Что представляет собой феминизм сегодня, и какое влияние оказал на моду? Достаточно вспомнить феминистский митинг на показе Chanel SS 15: модели вышли на подиум Grand Palais с плакатами «Занимайтесь модой, а не войной», «Будь своим собственным стилистом», «Женщины, вперед!». Карла Лагерфельда вдохновили на создание этой коллекции мировые события 1968 года (вторая волна феминистского движения) — дизайнер отразил их связь с современной реальностью. Интересно, что во время «митинга» на сцену поднялся мужчина с плакатом «He For She», чем дал ясный сигнал фэшн-индустрии — теперь феминизм касается не только женщин.

Сама коллекция Chanel оказалась удачной: твидовые пиджаки и широкие брюки, жакеты свободного кроя, кюлоты, тренчи, много вязаных вещей и прозрачных платьев, а также изделия с психоделическими принтами. Кажется, еще чуть-чуть, и на моделях бы появились футболки с лозунгами.

В конце 2017 у бренда La Perla вышла коллекция SS 17, в рекламе которой поучаствовали Стивен Кляйн, Лю Вэнь, Изабели Фонтана и Кендалл Дженнер. Креативный директор компании Джулия Харт объяснила, что главная идея — в освобождении каждой женщины от необходимости страдать ради красоты, поэтому в ассортименте вещей и много необычного. Например, на одной из моделей надет корсет из разбитого стекла.

Модный дом Dior под руководством нового креативного директора Марии Грации Кьюри в октябре 2017 года выпустил коллекцию, в очередной раз поднявшую тему феминизма в моде. Модели вышли на подиум в базовых белых футболках с надписями «We all should be feminists» и «Dio(R)evolution».

Ответом на коллекцию Dior стал выпуск PrabalGurung, в которой бренд немного деформировал лозунги: «Thefutureisfemale», «Thisiswhatafeministlookslike» и другие.

Современные бренды массмаркета также обращаются к феминизму. Так, одним из самых ярких примеров является Monki. #Monkifesto — это 10 маленьких роликов, созданных в честь десятилетия бренда. Каждый из них посвящен определенному феминистскому лозунгу о равенстве и жизни девушек по всему миру. «Поддерживайте друг друга, не завидуйте, а радуйтесь своей уникальности», – гласит реклама. Однако девушка с небритыми подмышками – одна из центральных фигур цикла – многим показалась отвратительной; не все были готовы согласиться с тем, что внешний вид человека – его личное дело, и женщина с небритыми частями тела может выглядеть желанной.

Этим рекламная кампания не ограничилась. Секс-блогеры начали открыто заявлять о том, что мастурбация – это хорошо, и этого не стоит избегать или стесняться.

Сама коллекция соответствует слоганам рекламных роликов: свитшоты с девизами «Periods Are Cool» и Please yoself сразу же привлекли внимание покупательниц. Футболки, бельё, худи – абсолютно все вещи были созданы с целью разрушения стереотипов. В поддержку #monkifesto позднее стартовала и коллаборация с художницей Камиллой Энгстрoм, которая помогла создать 4 футболки, чтобы сделать каждую девушку увереннее в себе и противостоять стереотипам современности. На каждой изображена голая героиня Хуса с громкими слоганами.

Модный феминизм в России

Пример российского бренда, открыто заявившего о своей феминистской позиции – арт-группировка narvskayadostava. Основали компанию Лёля Нордик и Оля Шаповалова в Санкт-Петербурге в 2015 году. Девушки уже при знакомстве обнаружили общие интересы: обе жили в районе Нарвская Доставка, слушали панк и рок, обожали вещи из секондхэндов и движение the Riot Grrrl.

В таком контексте и родилась идея создать совместный бренд, целью которого было сделать то, чего в России еще не было. Самые первыми вещами, поступившими в продажу, стали носки Riot Grrrl, футболки, отсылающие к советской кинокартине «Курьер», и свободные штаны “Like a Virgin”.

Основательницам бренда удалось недвусмысленно заявить, что история российского общества обрекла женщин на неравенство  и сексизм.

Я думаю, что феминизм в России популярен только в очень ограниченных кругах. Большинство российских женщин думают, что достигли всего и больше не с чем бороться. Существует также стереотип феминисток, которые являются лесбиянками или просто женщинами, которые уродливы и не смогли встретить мужчину.

Оля Шаповалова для The Calvert Journal

Нerstory – это еще один бренд, который даже своим названием открыто заявляет о новом взгляде на историю. Нerstory — это неологизм, появившейся от слов her — «ее» и history — «история». Оля Шурыгина выпустила свою первую коллекцию совместно с небольшой книгой, в которую вошли истории женщин, так или иначе повлиявших на её жизнь. Интересно, что фото для коллекции вообще не обрабатывались, а для лукбука не привлекали профессиональных моделей. В одежде нашлось место тёмным цветам без лозунгов, все вещи максимально упрощены и поэтому функциональны: есть лаконичные водолазки, плащи-халаты, свободные платья, а также костюмы строгого кроя.

Независимая новая марка Артёма Кривды сразу же привлекла внимание необычными лозунгами на вещах, которые прослеживаются всё очевиднее от коллекции к коллекции.


Marusia Nizovtsova – другой яркий и кричащий бренд, в вещах которого соблазнительные формы женского тела упорно прячутся под фасонами оверсайз, квадратными плечами и грубой тканью. Маруся против облегающих силуэтов, поэтому фигура как бы «прячется» за свободными платьями и кофтами. Однако вещи совсем нельзя назвать скучными и простыми, дизайнер активно использует декор, который привлекает внимание.

Российское общество, как и любое общество переходного типа, до сих пор окончательно не готово принять феминистскую моду во всех её проявлениях, большинство женщин продолжают одеваться для мужчин. Все эти проекты, каждый по отдельности, не смогут перевернуть мир и те стереотипы, которые живы в обществе сегодня, однако вместе они представляют собой часть огромного мирового движения и ведут общую борьбу.

Так что же представляет из себя феминизм в моде: игру или осмысленную борьбу со стереотипами? Феминизм сегодня даёт женщине право совершить свой выбор. Она может работать наравне с мужчинами, одеваться как ей вздумается, носить вызывающе яркий макияж, не рожать детей, но этом всегда оставаться собой.

Автор: Кристина Папкова

Фото обложки: vox.com