В очередной раз издательский дом Condé Nast International произвёл революцию в мире моды. В начале июля в СМИ просочилась новость о том, что медиакомпания уже этой осенью открывает своё представительство в регионе MENA (Vogue Arabia) во главе с фэшн-иконой арабского мира Диной Альюхани Абдулазиз. THE WALL попытался разобраться, почему всего 10 лет назад члены совета директоров издательского дома боялись даже допустить мысль о запуске Vogue на просторах Персидского залива, а сейчас эта смелая задумка стала реальностью.

Совсем недавно, в середине лета 2016 года, подтвердились давно существовавшие в модной среде слухи о запуске издания Vogue Arabia. Как сообщает само издательство Condé Nast International, главой двадцать второго представительства легендарного издания станет Дина Альюхани Абдулазиз[1].

 Принцесса Саудовской Аравии неоднократно признавалась по версиям множества авторитетных фэшн-обозревателей одной из самых стильных женщин не только Персидского залива, но и всего мира. Лестные комплименты в свой адрес она получает и от редакторов самого Vogue, которые называют её «girl in Vogue»[2].

«Принцесса Саудовской Аравии неоднократно признавалась по версиям множества авторитетных фэшн-обозревателей одной из самых стильных женщин не только Персидского залива, но и всего мира»

По почти невероятному стечению обстоятельств, принцесса Дина, будучи подростком, увлеклась модой и всем, что связано с этой сферой. Впервые выпуск Vogue попал в руки будущей героине светских хроник, когда ей было 14 лет[3]. Именно это событие разделило её жизнь на две части: до и после знакомства с прославленным глянцевым журналом. С тех самых пор саудовская принцесса буквально живёт фэшн-индустрией.

vogue.ru

Смелые решения в выборе луков (отказавшись от традиционных мусульманских одеяний, она предпочла брюки-кюлоты, платья, изящные туфли и ботильоны), дружба с легендарными дизайнерами (в своё время Абдулазиз вдохновила Кристиана Лабутена на создание лодочек Deena модели slingback), невероятное чувство стиля и, безусловно, успешные стартапы (за вещами с сайта её магазина DNA охотятся модницы со всех уголков земли) — всё это лишь малая часть послужного списка Дины Альюхани Абдулазиз[4].

Сама Абдулазиз не раз говорила в интервью зарубежным изданиям, что арабские женщины за последние десять лет нашли свой образ, в котором находит отражение всё самое лучшее от западной и восточной культур, «у них появилось понимание трендов и luxury-рынка»[5]. Такая эволюция в сознании жительниц региона MENA была бы невозможна без помощи «извне». Внешним фактором стали как раз такие же женщины, которые в своё время решили нарушить правила шариата и пойти на риск.

«Внешним фактором стали как раз такие же женщины, которые в своё время решили нарушить правила шариата и пойти на риск»

Женщины в бурке ladmedia.fr

Внешний вид современной ближневосточной модницы совсем далёк от того, который нам показан, например, в советском фильме «Белое солнце пустыни». Современные Гюльчатай пытаются отойти от классических хиджабов, абайев (длинное женское платье с рукавами), никабов (ткань, закрывающая лицо с узкой прорезью для глаз), бурки (одеяние с длинными ложными рукавами и с покрывающей лицо сеткой — чачван) и украсить их интересными орнаментами  или носить традиционные одежды на новый, более «западный» манер[6].

Например, известный блогер Мадира Абдул Куддус на своём канале YouTube (www.youtube.com/user/Nadira037) рассказывает, как можно быть стильной, соблюдая все положения Корана[7].

Ещё одна представительница исламского мира Амара Мажиид основала собственный сайт www.thehijabproject.org. Амара считает себя феминисткой, что на первый взгляд звучит странно. Невольно задаёшься вопросом, как консервативная мусульманская девушка, выросшая в патриархальной семье, может быть феминисткой. Но познакомившись поближе с философией её интернет-площадки, понимаешь, что к чему. 18-летняя восточная красавица убеждена, что, покрывая голову хиджабом, женщина бросает вызов обществу. Её внешний вид словно кричит о том, что, скрывая себя под непроницаемыми тканями, она открывает миру свой разум и сердце. Внешность второстепенна, главное – душа[8].

«18-летняя восточная красавица убеждена, что, покрывая голову хиджабом, женщина бросает вызов обществу»

Амар Мажиид browngirlmagazine.com

Среди манекенщиц также становится очень популярной тенденция почитания религиозных обычаев. Многие нон-конформистки модельного бизнеса вдохновляют дизайнеров на создание целых коллекций для женщин, исповедующих ислам. Так, например, Мариах Идрисси стала лицом сразу двух кампаний крупнейших мировых брендов H&M и Dolce & Gabbana[9]. Коллекции обоих фэшн-гигантов вызвали дискуссию в обществе. Некоторые специалисты в области моды высказывали своё возмущение, считая, что бренды пытаются популяризировать мусульманскую религию. Другие же, напротив, были восхищены таким смелым шагом. Многие борцы за права мусульманских женщин (например, адвокат и писатель Мариам Веисзадех из Австралии[10]) были рады тому факту, что рынок пытается уравнять права представительниц слабого пола всех конфессий по всему миру.

Мариам Идрисси, фотосессия арабской коллекции H&M 2015 hollywoodreporter.com

Как известно, так называемая мусульманская или исламская мода (Islamic fashion) – чуть ли не один из самых быстроразвивающихся сегментов модной индустрии. По данным экспертов The Telegraph, этот сектор экономики будет оцениваться примерно в 200 миллионов фунтов (больше 20 миллиардов рублей) к 2020 году. Ведущие модные дома мира (Tommy Hilfiger, Oscar de la Renta, Mango, UNIQLO, Zara и другие), нащупав такую «золотую жилу», начали работать в этом перспективном направлении[11]. Дизайнеры, не изменяя духу своих «западных» коллекций, находят  компромисс между культурами двух миров. Нагляднее всего это можно проследить в линии одежды Dolce & Gabbana для Среднего Востока. Модельеры сумели совместить неповторимый колорит солнечной Италии (через ткани и принты) и скромное обаяние востока (через силуэт)[12].

линия одежды Dolce & Gabbana для мусульманок vogue.ru

Королевы, принцессы и первые леди западных стран – объект внимания СМИ. Они как лица государств должны быть примером для подражания. Кроме того, этот громкий титул накладывает определённые обязательства, одним из которых является наличие непревзойденного чувства стиля. Это правило не стало исключением и для стран Персидского залива. Многочисленные восточные принцессы по праву признаются модными иконами в своих государствах. Некоторые из них не просто монаршие особы, но и активные общественные деятели. Например, передовые взгляды Шейхи Моза бинт Насер аль-Миснед изменили отношение других стран к Катару. «Её высочество – лучшее, что случилось с Катаром, — говорит местная студентка Эзра аль-Ибрагим. – Она вдохновляет нас всех. С её приходом к власти Катар изменился на 100%»[13].

 

«Её высочество – лучшее, что случилось с Катаром, — говорит местная студентка Эзра аль-Ибрагим. – Она вдохновляет нас всех. С её приходом к власти Катар изменился на 100%»

 

Николя Саркози, Карла Бруни, Шейха Моза, шейх Хамад бин Халифа Аль Тани на обеде в честь высоких гостей из Катара в Елисейском дворце, 2009 год liveinternet.ru

Диву даёшься, каким образом эта женщина одновременно успевает участвовать в различных просветительских и культурных программах, привлекать на катарский рынок крупнейших зарубежных инвесторов (такие компании, как Microsoft, Shell и General Electric), заниматься развитием моды для своих соотечественников (запустила свою линию одежды и стала инициатором сделки по покупке модного дома Valentino в 2012 году за €700 млн) и быть всегда и везде на высоте. Даже сама Карла Бруни, воплощение французского шарма и женственности, меркнет на её фоне. Модные эксперты со всего мира дважды присудили победу в пользу шейхи в неофициальных боях между первыми леди. Моза в первый раз отпраздновала успех 14 июля 2008 года в Париже во время парада и приёма по случаю Дня взятия Бастилии. Позже, 20 июля 2009 года, на обеде в честь высоких гостей из Катара в Елисейском дворце она нанесла ещё один сокрушительный удар, представ перед гостями вечера в своём фирменном тюрбане и роскошном бордовом платье, украшенным россыпью бриллиантов и жемчуга в виде пояса[14]. Даже после того, как её муж, Хамад бин Халифа Аль Тани, передал  престол их сыну, Тамиму бин Хамаду Аль Тани, Моза продолжает выходить в свет и разрушать стереотипы о женщинах Среднего Востока.

Даже после того, как её муж, Хамад бин Халифа Аль Тани, передал  престол их сыну, Тамиму бин Хамаду Аль Тани, Моза продолжает выходить в свет и разрушать стереотипы о женщинах Среднего Востока.

Говоря о так называемой арабской моде, было бы неправильным обойти вниманием тех, кто отошёл от тысячелетних мусульманских традиций и начал следовать мировым модным тенденциям, при этом почитая культуру своей страны. Огромное количество блогеров и светских львиц Востока больше не покрывают свою голову платком, но стараются через свои образы отразить национальный колорит, не потерять свою самобытность (например, Анаб Шахид, Луна Хассан и многие другие)[15].

На протяжении более 100 лет арабские женщины ведут борьбу за свои права в экономической, политической и социальной сферах. Теперь же можно сказать, что их новая цель – стать полноправными участницами мирового фэшн-сообщества. Мусульманки из Медины, жительницы Персидского залива хотят быть в курсе последних событий в мире моды, одеваться так, чтобы нравиться прежде всего самим себе, а не угождать окружающим. Именно Vogue Arabia должен стать их «спасательным кругом», который воплотить в себе всё то, к чему шли представительницы региона MENA долгие десятилетия – быть in Vogue.

Мусульманки из Медины, жительницы Персидского залива хотят быть в курсе последних событий в мире моды, одеваться так, чтобы нравиться прежде всего самим себе, а не угождать окружающим.

Автор: Дарья Змеевская

[1] Принцесса у руля Vogue Arabia.7.07.2016 .Интернет-издание buro247 // https://www.buro247.ru/fashion/our-choice/printcessa-u-rulya-vogue-arabia.html

[2]Girl in Vogue: принцесса Дина Абдулазиз.Полетаева А. 26.03.2015. Vogue Russia //http://www.vogue.ru/fashion/favourites-of-vogue/Girl_in_Vogue_pritsnessa_Dina_Abdulaziz/

[3]Принцесса у руля Vogue Arabia.7.07.2016 .Интернет-издание buro247 // https://www.buro247.ru/fashion/our-choice/printcessa-u-rulya-vogue-arabia.html

[4] Принцесса у руля Vogue Arabia.7.07.2016 .Интернет-издание buro247 // https://www.buro247.ru/fashion/our-choice/printcessa-u-rulya-vogue-arabia.html

[5]там же

[6] Burqa, hijab, tchador : les différents types de voile. 26.08.09. Elle France//http://www.elle.fr/Societe/L-actu-en-images/Burqa-hijab-tchador-les-differents-types-de-voile/Le-niqab

[7] 12 Muslim Women Shatter Stereotypes by Showing Off Their Style. Husani Z. 10.08.2015. Marie Claire US //http://www.marieclaire.com/fashion/news/g3060/muslim-women-style-fashion/

[8] 12 Muslim Women Shatter Stereotypes by Showing Off Their Style. Husani Z. 10.08.2015. Marie Claire US //http://www.marieclaire.com/fashion/news/g3060/muslim-women-style-fashion/

[9]H&M’s latest look: Hijab-wearing Muslim model stirs debate. Sarkar M. 05.10.2015. CNN Style//http://edition.cnn.com/2015/09/29/europe/hm-hijab-model/

[10] там же

[11]Muslim model Mariah Idrissi on Dolce & Gabbana’s new hijab and abaya collection. Sowray  B. 06.01.2016. The Telegraph//http://www.telegraph.co.uk/fashion/brands/muslim-model-mariah-idrissi-on-dolce—gabbanas-hijab-and-abaya-c/

[12]Dolce & Gabbana шьют абайи бахиджабы. 06.01.2016.Vogue Russia//http://www.vogue.ru/fashion/news/dolce_gabbana_shyut_abayi_i_khidzhaby/

[13]Пурпурная роза Катара. Никольский И. 19.09.2013. Приложение Коммерсантъ//http://www.kommersant.ru/doc/2277512

[14] Пурпурная роза Катара. Никольский И. 19.09.2013. Приложение Коммерсантъ//http://www.kommersant.ru/doc/2277512

[15] 12 Muslim Women Shatter Stereotypes by Showing Off Their Style. Husani Z. 10.08.2015. Marie Claire US //http://www.marieclaire.com/fashion/news/g3060/muslim-women-style-fashion/