Но настоящий художник щелкает затвором фотоаппарата
так и в такой момент, что получается произведение искусства
Гарик Сукачев о фотографе Игоре Верещагине

Увидеть портреты культовых российских и зарубежных рокеров, актёров, режиссёров, познакомиться с альтернативной культурой 80-х и найти среди сотен фотографий бывшего и действующего президентов, обменивающихся взглядами, вы сможете на выставке в Московском Музее Современного Искусства. 10 марта в здании на Тверском бульваре, 9 в рамках X Московской международной биеннале открылась экспозиция «Мода и стиль в фотографии 2017».

Выставка знакомит с работами известных российских фотографов: Игоря Верещагина, Сергея Куксина, Дмитрия Скорнякова (Мити Лейкина). Их творчество объединено общей идеей – понять взаимоотношения фотографа и его героев в момент съемки. Сергей Куксин (выставка «Портреты вне времени»), запечатлевший на своих снимках Олега Янковского, Игоря Бутмана, Анджелину Джоли, Джорджио Армани, признавался, что лучше быть «фотографом-невидимкой, когда фотография не является результатом реакции на тебя…». Поэтому на его портретах мы видим публичных личностей, не раз позировавших перед камерами, в их естественном состоянии: они заняты своими мыслями и делами.

«Надо стать невидимкой, примелькаться, – говорит он. – Тогда на фото – не реакция на камеру, а отражение мыслей и чувств героя» Сергей Куксин

В работе другого современного фотографа Игоря Верещагина (выставка «Подаренное и Украденное») главным является диалог и сотрудничество с моделью. Его «натурой» были Анни Лейбовиц, Ринго Старр, Игги Поп, Гарик Сукачев и другие. Изначальная договоренность между фотографом и моделью существует только в портретной съемке. В уличной и репортажной фотографии ценится художник, способный «выхватить» момент. Игорь Верещагин «выхватывал» моменты на концертах, в путешествиях, на съемках фильмов Сергея Бодрова, Петра Тодоровского, Гарика Сукачева.

«Хорошая фотография для меня — такая, на которой люди или тени расположились неким необыкновенным образом, хотя в кадре нет ничего необычного» Игорь Верещагин




Третий фотограф – Митя Лейкин (выставка «Сидя на красивом холме») запечатлел на снимках свое видение 80-х и 90-х гг. Его работы были сделаны не в Москве и Петербурге, центрах всех новых веяний, а в Йошкар-Оле. Альтернативная культура в провинции – это и протест, и рок-н-ролл, и упадок 90-х. Посмотреть на поколение ушедшей эпохи, понять, как жили и о чем думали неформалы, зарядиться драйвом можно на выставке работ Мити Лейкина.


Площадками X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» являются Мультимедиа Арт Музей, Москва, Московский музей современного искусства, Центральный выставочный зал «Манеж», Еврейский музей и центр толерантности и Государственная Третьяковская галерея.

Автор текста: Елена Дмитриева
Автор фото: Антон Андриенко