Существование сообществ любителей того или иного произведения культуры, медийного события или известной личности сейчас никого не удивляет и воспринимается обыденным явлением. Однако так было далеко не всегда, и культура тех, кого принято называть «фанатами» прошла немалый путь, прежде чем обрести современную форму. Фандом сейчас – пространство, доступное каждому увлеченному индивиду, предоставляющее возможность стать частью обширной социальной группы и расширить круг своих социальных связей. Итак, речь пойдет о том, кто такой фанат и где его «дом».

«Фандом сейчас – пространство, доступное каждому увлеченному индивиду»

Слово «Fanaticus» римскими авторами было применимо к жрецам восточных божеств, и означало «одержимый божеством, неистовствующий». За всю историю этот корень был употребим чаще всего в слове «фанатизм», который изображал психологическое состояние человека, одержимого идеей, чаще всего религиозного плана.[1]

Американский историк, философ и социолог Д. Кавиччи считает, что до возникновения определения «фанат» в его современном понимании существовали «любители» (buffs). Так называли добровольцев в начале двадцатого столетия в США, с энтузиазмом сопровождавших пожарных на грандиозные пожары, при этом одеваясь в одежды цвета кожи буйвола (от англ. «buffalo» – буйвол). Они с нездоровым интересом выжидали новых возгораний в городе и мчались, чтобы помочь. Так возникали целые сообщества людей, объединенных идеей «о мужском духе товарищества»,[2] превзошедшие по эффективности гашения пламени пожарные бригады. В конце концов, между этими сообществами возникала конкуренция, имевшая радикальные черты – столкновения между группировками за влияние на территории стало обычным делом, идея одержала верх над средствами её существования, отчего одержимые необдуманно шли на крайние меры – поведение людей часто сравнивалось с «фанатизмом» религиозного толка, принявшим новые черты. Именно из-за этого термин «любители» стал позже заменяться исходным термином, возникшим от понятия культовой одержимости.

Однако ни фанатиков, ни любителей нельзя называть членами фандомов, поскольку возникновение фандома – гораздо более позднее явление. Так, К. Буссе выдвинула идею[3] о том, что термин «фандом» появился в 20-х годах XX века в среде спортивных болельщиков, одержимых привязанностью к любимой команде или спортсмену. И только позже начали появляться сообщества любителей научной фантастики, имевшие черты современных фандомов.

Первые известные организованные группы любителей фантастики появились в начале 1930-х годов в США в виде любительских почтовых ассоциаций, члены которых обменивались письмами и самодеятельными публикациями на интересующую их тему. Самой известной из таких групп считается Science Correspondence Club.[4] В 1934 году Хьюго Гернсбек пригласил читателей его журнала «Wonder Stories» объединиться в Лигу Научной Фантастики. Организация задумывалась им просто как группа поддержки журнала, однако она быстро переросла первоначальные узкие рамки и стала развиваться в качестве небольшого научного клуба. Именно там любители могли не только общаться между собой, но и выслушать критику или комментарии специалистов, так как подобные организации привлекали внимание научных деятелей. Контингент участников организации, по словам К. Буссе, состоял из «белых мужчин», т.е. 30-е годы в США в подобную организацию могли войти только те, кто разбирался в науке и имел для этого достаточно времени и средств. Следовательно, изначально, вплоть до 60-х годов XX века, фандом представлял собой полностью мужское сообщество.

«Данное восхождение фандома представляет собой перевод внимания поклонника с сюжета и характеров взаимодействия на творческое расширение вымышленной вселенной и восполнение недостающих сцен и фонов»

Однако во второй половине прошлого столетия ситуация кардинально изменилась, так как в фандом как зону мужского доминирования стали входить и женщины, заинтересованные новинкой телевизионного контента – научно-фантастическим сериалом «Star Trek». В отличие от мужского сообщества в фандоме, женщины в своих обсуждениях делали акцент на отношениях персонажей. Их обсуждения, в конце концов, приняли вид креативной деятельности, заключающейся в создании оригинальных произведений на основе сюжета сериала или фильма. «Данное восхождение фандома представляет собой перевод внимания поклонника с сюжета и характеров взаимодействия на творческое расширение вымышленной вселенной и восполнение недостающих сцен и фонов»,[5] — писала Буссе. При этом она отмечает, что данное направление фанатской деятельности, называемое фанфикшн [fan fiction], не было новинкой и в то время, так как еще в древние времена пересказывались произведения Гомера, а позже писались другими людьми продолжения «Шерлока Холмса» и «Джейн Остин».

В 70-80-х годах прошлого века фандом представлял собой небольшое, но солидное сообщество, которое базировалось вокруг нескольких фанатских ресурсов. Интернет и рост цифровых технологий дали фанатам возможность быстрой связи и общения. Это привело к разрастанию фандома и появлению более молодых представителей среди его членов. Начиная с местных досок объявлений в 80-х, новостных групп и списков рассылок в 90-х годах, фанатское сообщество перешло в социальные сети (к примеру, LiveJournal.com) и адаптировалось к быстро развивающимся технологиям. С упрощением интерфейса компьютерных программ поклонники получили возможность создавать новые культурные артефакты с помощью компьютерного программирования. Каждый фан-клуб ближе к XXI веку приобрел статус фандома, и такая терминология используется до сих пор.

В настоящее время фандомы активно используют Интернет как средство информационного обмена, так и для создания архивов информации по своей теме. Фанаты не только являются потребителями уже готового продукта, но и производят новые культурные элементы, имеющие общий базис – тематику увлечения, а это означает существование иных видов досуга, недоступных тем, кто не является частью фандома. Наиболее распространены такие виды некоммерческого творчества как фанфикшн, фан-видео (создание любительских видеороликов по теме бренда с кадрами, объединёнными общей идеей), фан-арт (создание оригинальных рисунков или переработка готовых материалов для создания арт-объектов, посвященных тематике фандома). Интернет также используется как площадка для организации различных мероприятий в рамках фандома, например ролевых игр. Кроме того, фанаты – тот вид аудитории, что коммерчески выгоден для создателей фандомообразующего культурного элемента, так как потребление взаимосвязанных с фандомом артефактов приветствуется и воспринимается прочими членами сообщества позитивно.

Автор: Мария Остапенко
Источник фото: https://i-d-images.vice.com

[1] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. — 1890—1907.

[2] Cavicchi, D. Before «Fan»: The Buff [Электронный ресурс]/ Daniel Cavicchi. — Режим доступа: http://theardentaudience.blogspot.com/2012/02/before-fan-buff.html

[3] Encyclopedia of communication theory / Stephen W. Littlejohn, Karen A. Foss, editors. 385-386 p.

[4] Michael Ashley. The History of the Science Fiction Magazine. T.1. URL: https://books.google.ru/books?id=BjI4-qex0JgC&pg=PA79&lpg=PA79&dq=Science+Correspondence+Club&source=bl&ots=8l8i3nwjuT&sig=-9ugcbJ-J8tedxDvriUMbpdt_bc&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiVs8mErrbLAhXmQJoKHSFSA0kQ6AEIQTAF#v=onepage&q=Science%20Correspondence%20Club&f=false

[5] Encyclopedia of communication theory / Stephen W. Littlejohn, Karen A. Foss, editors. P.387.