В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 – 1968».

«Картины художников Западной и Восточной Европы, а также СССР представлены вместе, тем самым они вписаны в контекст послевоенного искусства»

Здесь можно увидеть многочисленные послевоенные течения и открыть для себя восточноевропейских художников, которые не уступают также присутствующим известным мастерам, таким как Пабло Пикассо, Люсьен Фрейд, Ив Кляйн, Марк Шагал.

Герхард Маркс, Прометей прикованный II 1948

Изначально скульптор работал с образом измождённого солдата времён Третьего рейха. В то время Прометей служил символом творческого начала и идеалом нового человека.

Проект о связи восточного и западноевропейского искусства продолжается второй год, и за это время выставка уже показывалась последовательно в Брюсселе и Карлсруэ. Несмотря на то, что состав экспозиции каждый раз претерпевал изменения, принципиальная концептуальная позиция остается неизменной — это взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единую историю, созданную усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они ни относились.

Армандо, Чёрная колючая проволока на чёрном 1 – 62 1962

Чёрный цвет и кусок проволоки служат метафорой ужаса, пережитым Армандо. Юношеские годы художника прошли неподалёку от пересыльного лагеря Амерсфорт, окружённого колючей проволокой.

Генри Мур, Падший воин

Некоторые художники участвовали в военных действиях, фотографии показали ужасы войны, этот опыт необходимо было превратить в послание на будущее. Реалистические средства для переосмысления опыта войны не подходили – нужна была новая живопись. Модернистские и постмодернистские направления XX века приняли этот вызов: экспрессионизм, сюрреализм, абстракцию в самом широком диапазоне — от информеля и экшн-пейнтинга до геометрии — оп-арт, кинетизм, конкретное искусство, концептуализм и новые медиа; а также и искусство реализма (для передачи мирной жизни). Появилась тенденция к выходу за рамки картины в 1960–х. В те годы начинаются эксперименты группы Fluxus, Zero, венских акционистов, появляются первые перформансы в зарубежных странах.

«Группа Реальность» (Хорхе Байестер и Хоан Карделлс), Божественная пропорция 1967

Художники убедились, что искусство не в силах изменить мир, но может повлиять на восприятие опыта в другом ключе.

Автор: Наталья Белова

Фото: Глеб Виноградов