Программа «Фабричные мастерские» была запущена в 2014 году в рамках Х юбилейного сезона ЦТИ Фабрика под руководством Аси Филипповой и Натальи Обельчак. Программа включает в себя три модели предоставления художникам мест для их работы: на длительный срок, сессиями на исполнение заявленного проекта, и использование партнерских производственных возможностей для работы в печатных техниках. В этом году партнерами программы стали «Е.К.АртБюро», «ART УЗЕЛ» и «Пиранези Лаб» (Лаборатория экспериментальной печати).   Уникальность этого проекта не только в сессионном предоставлении Мастерских, но и в направленности на развитие российского арт-сообщества.

В декабре 2015 года по итогам успешной работы «Фабричных мастерских» ЦТИ Фабрика объявила о старте нового конкурса — «Фабричные мастерские. Сессия III», который несколько отличается от прошлогоднего формата программы. Этот формат пока уникален для российской художественной ситуации — к участию были приглашены авторы 1968-1980 гг. рождения, то есть те, кто формально уже вышел из возраста «молодого художника» и входит в категорию, называемую по-английски «mid-career artists». В рамках конкурса работал экспертный совет, в который вошли кураторы, искусствоведы и критики: Александра Данилова, Андрей Ковалев, Елена Куприна-Ляхович, Юлия Лебедева, Александр Панов, Сергей Трощенков и Ася Филиппова. Кроме номинации «Мастерская на Фабрике», была объявлена новая номинация — «Выставка на Фабрике». Из ста заявок, присланных на конкурс, победило семнадцать: одиннадцать проектов реализуются в течение года в пространствах ЦТИ, шесть художников получили мастерские, и постоянно работают в них в Переведеновском переулке.

14-го сентября Центр Творческих Индустрий «Фабрика» открыл отчётные выставки победителей конкурса «Фабричные мастерские. Сессия-III». «Сувенирная лавка «From Russia to Rossia» Александра Баталова, «Гибель во льдах» Павла Гришина и «Реконструкция 4.0» Алексея Румянцева — представляют серию проектов победителей Конкурса в номинации «Мастерская на Фабрике».

Выставка Александра Баталова «Сувенирная лавка «From Russia to Rossia» Александра Баталова откроется в зале «Артхаус». Что можно помыслить в качестве символа-носителя культурного кода в ситуации глобализованного мира? Что останется, если отбросить туристических матрешек, сервильную хохлому с одной стороны, и инфернальные ужасы коммунального быта и советскую плакатность с другой? Являются ли носителями если не «национальной идеи», то хотя бы культурного кода, например, музыка Чайковского или фильмы Эйзенштейна, топор Достоевского или автомат Калашникова? Проект поднимает тему социальных и культурных кодов. Это серия живописных работ, объектов разных форматов и видео.

В мастерской Павла Гришина будет показана финальная часть его проекта «Гибель во льдах». Инсталляция и видео-инсталляция Павла Гришина «Гибель во льдах» представляют собой парадоксальное сочетание посвящений классику немецкого романтизма Каспару Давиду Фридриху и советской революционной романтике. Художник признается, замысел работы начал появляться уже давно. Причудливые нагромождения, образующие руины, на картине «Гибель во льдах» (“Das Eismeer”) Каспара Давида Фридриха всегда вызывали у Павла странное чувство примирения с окружающей действительностью. Для художника картина с гибнущим во льдах кораблем сочетается с воспоминанием о замерзающем юном партизане из песни, которую пела ему мать (хотя она сама отрицает существование этой песни) и крахом советской эпохи. Как подчеркивает куратор проекта Александр Панов, проект Гришина может вызывать у зрителей ассоциации с тотальными инсталляциями Ильи и Эмилии Кабаковых. Однако в отличие от работ знаменитого концептуалиста, инсталляция Гришина носит более оптимистичный, хотя и ностальгический характер.

В мастерской Алексея Румянцева гостей ждёт «Реконструкция 4.0». Алексей Румянцев долгое время работает над проектом на тему реконструкции. Для него реконструкция — это процесс, модернизации, изменения и замены устаревших объектов на объекты, отвечающие современным требованиям, который аналогичен процессам, происходящим в социальной сфере современного общества. Как отдельно взятый человек, так и общество в целом пытаются перестроиться, адаптироваться к вызовам информационной эпохи. Но, как известно, намного легче создавать абсолютно новое, чем реконструировать старое, и социальная сфера здесь не исключение. Поэтому проект Алексея – это скорее исследование возможностей и направлений изменения общества.

Выставочный марафон завершает персональная выставка Марины Фоменко «Вчера приснились мне зарницы». Марина давно работает с темой экологии. Идея выставки пришла к ней во время работы на биеннале современного искусства в Шеньчжене (Китай) — городе, в котором расположено большинство заводов международных корпораций по производству потребительской электроники, а также множества их подделок. Зарницы – отблески молний отдаленной грозы, молчаливое предупреждение о грядущей катастрофе, к которой мир придет, заполоняя планету электронным мусором. Пространство мастерской художницы заполнила «стая» компьютерных мышей. В мифах разных народов мышь тесно связана с грозой, есть мифы о зарождении мыши от грозы, о падении мыши с неба на землю во время грозы. Гроза и угроза – однокоренные слова. Компьютерные мыши, как и прочая выброшенная нами техника, бесконтрольно «размножаются», собираются в стаи на свалках. По мере увеличения их количества возрастает и угроза нашествия электронного мусора.

В рамках «Фабричных Мастерских» состоялась также презентация Агентства Сингулярных Исследований «АСИ на стройке». Агентство было основано в 2014 году в Москве художниками Анной Титовой и Станиславом Шурипой. Оно представляет собой платформу для изучения границ между коммуникациями и художественной практикой. На презентации «АСИ на стройке» художники покажут амбициозный план расширения своей инфраструктуры. Будут представлены проекты Региональных Отделений «АСИ», которые начнут работу в различных точках планеты в ближайшем будущем. Эти локальные штаб-квартиры будут оснащены самым современным оборудованием для решения разнообразных задач, порой выходящих далеко за привычные рамки.

Автор: Ксения Оленина