Негосударственный фонд V-A-C, ориентированный на поддержку современного искусства в России, уже в начале 2015 года запустил долгосрочную программу «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде». Программа представляет собой механизм по отбору и реализации проектов, которые артикулируют художественные возможности городского пространства в ситуации минимальной заинтересованности московских властей в использовании паблик-арта. В лонг-лист конкурса вошел 21 проект, который и составил выставку, открывшуюся 25 сентября на Болотной набережной в здании ГЭС-2, выведенной из эксплуатации этим летом.

Зрителей выставки встречают «Леса» Анны Кривцовой. Озеленение фасадных лесов, задуманное как эстетизирование неприглядных частей городского ландшафта, ставит акцент на проблемных участках города. Эта работа так или иначе намечает характер всей программы. «Расширение», обозначенное в её названии, захватывает область невидимого в повседневности и силами искусства превращает город в сознательно обитаемое пространство.

   

Паблик-арт намеренно нарушает автоматизм восприятия обманчиво нейтральных городских объектов и маршрутов и обращает внимание на активное вмешательство города в сознание горожан. Семь проектов, вошедших в шорт-лист, работа по реализации которых уже началась, объединяет интерес к общественной памяти, механизмам умалчивания и забвения. Валентин Фетисов в проекте «Памятный знак бассейну “Москва”» при помощи характерного запаха хлорки фиксирует влияние изменчивости политической повестки на идеологическое наполнение узловых точек на карте города, которые способны формировать досуг горожан, а вместе с тем и самовосприятие городской идентичности. Соня Гимон возвращает зрителя к архаической практике установки советских лозунгов на крышах домов: помещение их в современный контекст обостряет плавающий характер политических высказываний на контрасте двух эпох. Арсений Жиляев предлагает законсервировать революционное прошлое района Пресни с помощью ограды парка «Красная Пресня», которая, по его замыслу, должна трансформироваться в строчку знаменитой революционной песни «Смело, товарищи, в ногу!». «Неглинная» Давида Эссейна, вытесненная в трубы, заявляет о своем существовании синей лентой на полу экспозиции, которая в дальнейшем должна обозначить реальный маршрут реки, оказавшей значительное влияние на характер московской застройки.

В Москве паблик-арт представлен преимущественно памятниками героям ушедших эпох. Программа V-A-C осуществляет толчок к развитию индивидуальных инициатив – слабо освоенной Москвой формы коммуникации художника с городской средой. В связи с этим, важнейшим этапом работы над программой должна стать точка перехода проектов от их макетного исполнения, защищенного стенами ГЭС-2, к реальному осуществлению в пространстве города.

Кураторы объединили художественные высказывания, которые спорят с окончательностью городской среды, вмешиваются в пространство, которое кажется застывшим в отдельно взятые периоды времени. На это кураторское решение работает стройка, окружающая электростанцию, и неопределённость её дальнейшего предназначения, одной из возможных траекторий развития которой называют превращение в арт-кластер и повторение судьбы других бывших производственных объектов Москвы, таких как завод Красный Октябрь, Винзавод и Электрозавод. Однако уже на время проведения выставки ГЭС-2 стала образовательной площадкой, на которой регулярно проходят лекции и дискуссии, связанные с основной темой программы, а также экскурсии по экспозиции.

Сайт программы: expandingspace.ru

 

Автор: Галина Кукенко

Фотографии: Иван Ерофеев, courtesy V-A-C