Бёртоновская «Алиса в стране чудес» в свое время собрала миллиард долларов. В техническом да и в сценарном планах картина была не самой лучшей, но раз она окупилась, принеся немаленькую прибыль, то появление сиквела было лишь вопросом времени. Тим Бёртон уступил режиссерское кресло Джеймсу Бобину, создателю фильма о Маппетах.

После приключений в стране чудес эмансипированная Алиса Кингсли выросла из женственных, нежных платьев, надела капитанский мундир и отправилась путешествовать по миру. Возвратившись в Лондон, она узнаёт о своём с матерью бедственном положении и что отцовское наследство может прибрать к рукам бывший жених Алисы Хэмиш. Но, к счастью для героини, она встречает своего старого знакомого, теперь уже бабочку, Абсолема, который отвлекает Алису от повседневных проблем, приглашая её в мир Зазеркалья. Алиса узнаёт, что её старый добрый друг Безумный Шляпник окончательно обезумел, решив, что его семья всё ещё жива. Для того, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло с родными Шляпника, Алиса ворует у Времени и путешествует по истории страны чудес.

От оригинального сюжета сказки Льюиса Кэролла в фильме остались только шахматы, и те используются лишь в качестве введения, остальное — плод фантазии сценаристов. Начать стоит с того, что сиквел практически не связан с первым фильмом об Алисе. Очевидно, что между двумя лентами произошло что-то очень важное и, видимо, совершенно секретное. Как объяснить пребывание Красной Королевы в замке, похожем на голову хозяйки, и уж тем более как объяснить присутствие в Стране чудес овощных людей с полотен Джузеппе Арчимбольдо? В первой части не было открытого финала, поэтому такое перемещение Королевы из темницы в роскошный дворец непонятно.

Казалось бы, что после первых приключений в Стране чудес, сражений с Бармаглотом и прочих несусветиц Алиса должна была уже понять, что всё бывает на этом свете и нет ничего невозможного. Но в новом фильме всё доказывается по новой. Безумный Шляпник истерично повторяет, что это не его Алиса (прежняя Алиса-то верила), Алиса уговаривает его поверить ей, но в итоге она отправляется на поиски семьи Шляпника, потому что поверила ему. Вечный вопрос о вере, поднимаемый в сказке Кэролла, в новой картине никак не решается, однако на нем завязан весь сюжет. Проблема в том, что Тим Бёртон пожадничал и задействовал сюжеты обеих книг, не оставив своему преемнику оригинальных сюжетов. Чтобы выкрутиться и добавить к ленте приличного хронометража, время тратится на игру Алисы в верю-не верю, предыстории о том, почему же все-таки поссорились Красная и Белая королевы и почему Шляпник с мартовским зайцем все никак не приступают к чаепитию.

Создатели «Алисы в Зазеркалье» пытались пойти по стопам Тима Бёртона и сделать мрачную сказку, в чем-то даже устрашающую. Однако если у Бертона это обычно получается естественно, то у преемника Джеймса Бобина вышла лишь пародия, и то не самая удачная. Дилетантское использование хромакея, плохая склейка и слишком уж очевидные спецэффекты видеть на экране как-то нелепо, учитывая то, что в последнее время техническая сторона проектов Disney только радует. Уже в течение нескольких лет студия занимается адаптацией классических мультфильмов. «Золушка» и «Книга джунглей» собрали немалые кассовые. Однако рассчитывать на финансовый успех «Зазеркалья» все же можно. Главное — верить. Неправда ли, Алиса?

Автор: Мария Тивтикян