.txt — это формат текстового компьютерного файла. Название выставочного проекта указывает на намерение исследовать возможности переноса классического текста, некогда связанного в первую очередь с печатными изданиями, в пространство цифровых и аналоговых технологий.

С процессом переноса текста в поле новых медиа активно работает один из молодых и самопровозглашенных жанров современного искусства: медиапоэзия. Пространством эксперимента в  этом жанре стали тексты Н. В. Гоголя. А результатом — пять инсталляций, работающих со зрительным, звуковым и тактильным восприятием текста. Художники выступают в роли исследователей, находя в гоголевских произведениях новые смыслы, делая видимыми незаметные языковые приемы и связи.

Текст комедии «Утро делового человека» в работе Екатерины Исаевой непрерывно приходит на факсы в выставочном зале, бесконечно закольцовываясь на бумаге, что представляет собой метафору самого произведения и каждодневной чиновничьей рутины. Можно почитать свежий текст с репликами Ивана Петровича.

Павел Арсеньев в своей видеоинсталляции проецирует на лист бумаги процессы, связанные с авторским производством текста и этапами его (само)разрушения. Подчеркивания, правки и пометки на полях воссоздают технику письма Гоголя и его героев (Башмачкин, Поприщин).

Андрей Черкасов подходит к текстам Гоголя как к набору цифровых данных, доступных в онлайн-библиотеках. Обработав эти данные при помощи компьютерной программы, он изобразил результат в виде тотальной текстовой инсталляции.

Анна Толкачева анализирует «Мертвые души» при помощи алгоритмов. На основе результатов компьютерных вычислений она создала текстовый генератор, который представляет собой визуализацию лингвистических связей внутри поэмы.

Елена Демидова и Олег Макаров в совместном проекте обратились к звуковому воплощению текста и особенностям его восприятия. Вы становитесь свидетелями диалогов гоголевских персонажей. Реплики героев произведений Гоголя звучат как обрывки телефонных разговоров. Складывающийся из обрывков текст зависит от движения зрителей: получаемый результат всегда разный.

В рамках выставки художники, обращаясь к взаимодействую текста и новых технологий, затронули еще один важный вопрос: каковы потенциальные изобразительные возможности текста как медиа? Этот вопрос необычайно актуален сегодня в рамках господствующей в культуре визуальной парадигмы и очередного витка диалога о способах создания зрительного образа.

Столкновение прошлого и будущего – один из главных конфликтов в произведениях Гоголя. Художникам и куратору проекта Марии Андрющенко удалось показать прошлое в будущем, потому что будущее искусства за цифровыми технологиями.

Исследовать мир Гоголя, визуальное искусство и процесс «расширения текста» можно до 31 июля в Новом крыле Дома Гоголя каждый день, кроме понедельника и вторника с 12 до 20 ч.

Ксения Оленина

Фото предоставлено пресс-службой Дома Гоголя